Административное дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2019 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд РБ в составе судьи Ивахиновой Э.В., при секретаре Протасовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каратаева А.Н. к Совету депутатов МО «Баргузинский район» о признании незаконными бездействия Совета депутатов МО «Баргузинский район» по неуведомлению о проведении своих заседаний,а также выразившееся в не размещении сети «Интернет» проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов для рассмотрения на заседании ДД.ММ.ГГГГ, признании проведение заседание Совета депутатов с грубейшим нарушением Регламента,обязании извещать о своих заседаниях и размещать тексты проектов муниципальных правовых актов в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Каратаев А.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к административному ответчику - Совету депутатов МО «Баргузинский район».
Иск мотивирован тем, что Каратаев А.Н., является жителем муниципального образования «<адрес>» и постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Под опекой и попечительством не состоит, дееспособен, а потому обладает конституционным правом избирать, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ). Кроме того, имеет право получать информацию о деятельности органов местного самоуправления Баргузинского района, а также принимать участие на заседаниях Совета депутатов МО «Баргузинский район».
Такое право предоставлено ему статьей 15 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии с которой коллегиальные государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов.
Прочитав ДД.ММ.ГГГГ электронное СМИ www.newbur.ruно электронному адресу: https://newbur.ni/n/46143/, он заметил новость о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета депутатов МО «Баргузинский район», па котором депутаты приняли решение оценить деятельность А.Л. Балуева как неудовлетворительную.
Такое решение ему, гражданину, проживающему на территории МО «Баргузинский район», не безразлично, так как он непосредственно участвовал, и будет участвовать в избрании главы МО «Баргузинский район» в качестве избирателя, реализуя свое конституционное пассивное избирательное право. Если бы он знал о проведении такого заседания, на котором решается судьба высшего должностного лица района,он обязательно бы присутствовал на ней. Ему интересно, какую позицию занимает каждый из депутатов Совета депутатов МО «Баргузинский район» относительно деятельности АЛ. Балуева.
Также от этого может зависеть его позиция на предстоящих выборах депутатов Совета депутатов МО «Баргузинский район», которые состоятся в сентябре 2019 года, а также его оценка относительно деятельности депутатов при их отчете о своей деятельности в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Устава МО «Баргузинский район».
Несмотря на это представительный орган в нарушение ст. 31 Регламента Баргузинского районного Совета депутатов не известил заблаговременно население о заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, о его повестке. Об этом не было информации ни в районной газете «Баргузинская правда», ни на сайте Администрации МО «Баргузинский район». У самого Совета депутатов МО «Баргузинский район» отсутствует собственный сайт. Поэтому ему, как и другим гражданам, Совет депутатов по существу воспрепятствовал принимать участие на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ.
В Регламенте Совета депутатов МО «<адрес>» вообще не содержатся какие-либо положения, регулирующие порядок извещения граждан о проводимых сессиях.
Отмечает, что согласно подпункту «б» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
Такое положение нарушает его право на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, гарантированное Федеральным законом от 09.02.2009 N8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Учитывая изложенное, просит суд:
признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район», выразившееся в неуведомлении населения о проведении своего заседания ДД.ММ.ГГГГ, а также выразившееся в неразмещении в сети «Интернет» проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов муниципального образования «Баргузинский район» для рассмотрения на заседании ДД.ММ.ГГГГ и как следствие признать проведение заседание Совета депутатов с грубейшим нарушением Регламента;
обязать Совет депутатов муниципального образования «Баргузинский район» извещать население о своих заседаниях путем публикации соответствующего объявления в районной газете «Баргузинская правда», в сети Интернет или иными способами, предусмотренными законом;
обязать Совет депутатов муниципального образования «Баргузинский район» размещать в сети Интернет тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов муниципального образования «Баргузинский район».
На судебное заседание административный истец Каратаев А.Н. не явился, надлежаще извещен, ходатайств об отложении не поступало.
Суд в соответствии ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
На судебное заседание административный ответчик председатель Совета депутатов Мо «Баргузинский район» Сундаров З.Б-М. не явился, надлежаще извещен, направив письменное возражение, в котором указывает, что Совет депутатов МО «Баргузинский район», руководствуясь законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия, Уставом МО «Баргузинский район», иными нормативными муниципальными актами соблюдает права граждан получать информацию о своей деятельности. Ссылается на ст. 15 Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Таким образом, вышеуказанный федеральный закон содержит отсылочную норму, согласно которой присутствие граждан (физических лиц) на заседаниях коллегиального органа местного самоуправления регулируется Регламентом органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Устава МО «Баргузинский район» Совет депутатов принимает регламент совета депутатов, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений.
Часть 1 ст. 36 Регламента устанавливает, что заседания районного Совета депутатов проводятся открыто и гласно. На заседании районного Совета депутатов приглашаются прокурор и глава района, должностные лица КСП, руководители структурных подразделений администрации района, главы поселений, к предметам ведения которых относятся рассматриваемые вопросы, редакция газеты Баргузинская правда.
Согласно ч.2 ст. 36 Регламента лица, желающие присутствовать на сессии районного Совета, за исключением приглашенных, обязаны зарегистрироваться в аппарате районного Совета за одни сутки до начала сессии. Незарегистрированные лица в зал заседания районного совета не допускаются. Присутствующие на сессии районного Совета лица не имеют права вмешиваться в работу сессии, обязаны выключать телефоны до начала сессии, соблюдать порядок работы сессии, при нарушении порядка и несоблюдении настоящего Регламента по решению районного Совета депутатов, принятому большинством голосов присутствующих на заседании депутатов Райсовета, могут быть удалены из зала заседания.
Таким образом, у административного истца была возможность присутствовать на сессии Совета депутатов МО «Баргузинский район» ДД.ММ.ГГГГг., такая возможность есть у всех желающих, при соблюдении правила, установленного ч.2 ст.36 Регламента.
Согласно протоколу № очередной сессии Совета депутатов МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ. на указанной сессии присутствовали граждане по заявлениям: 8 из 9 граждан, а именно: Баяндуев С.С., Гармаева С.В., Горчакова Н.М., Дашиев Б.Ж., Малыгин В.А., Поздняков А.А., Скасырский А.И. Указанные граждане реализовали свое право на получение информации о деятельности органа местного самоуправления в порядке ст. 15 ФЗ-8, значит и административный истец также имел такую возможность.
Кроме того, законодательство РФ, законодательство Республики Бурятия, Устав МО «Баргузинский район», иные нормативные муниципальные акты не предусматривает обязанности представительного органа местного самоуправления размещать информацию о предстоящих сессиях в СМИ или в Интернете.
Существует обязанность официального опубликования нормативных правовых актов, принятых районным Советом депутатов в периодическом печатном издании, с которым имеет возможность ознакомиться население Баргузинского района, а также их размещение на официальном сайте администрации района. Доступность нормативных правовых актов, принятых районным Советом депутатов, и затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, обеспечиваются также путем их наличия в центральной районной библиотеке, а также в районном Совете депутатов (ч.1 ст.49 Регламента).
Согласно ч. 2 ст. 49 Регламента опубликование нормативных муниципальных правовых актов очередного заседания районного Совета депутатов обеспечивается администрацией района и осуществляется, как правило, в очередном после заседания, едином приложении к периодическому печатному изданию, включающие заверенные копии и электронный вариант подлежащих к опубликованию материалов.
По смыслу п.б ч.2 ст. 13 ФЗ-8 органом местного самоуправления в сети "Интернет" размещается следующая информация о деятельности органа местного самоуправления: тексты проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
Таким образом, на официальном сайте Администрации района должны быть размещены тексты проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных в представительный орган местного самоуправления, что является прямой обязанностью Администрации МО «Баргузинский район». Следовательно, требование административного истца об обязании размещать в сети Интернет тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов муниципального образования «Баргузинский район» должно быть предъявлено к Администрации МО «Баргузинский район»
В то же время, Решения, принятые на сессии ДД.ММ.ГГГГг. имели индивидуально-правовой характер, поэтому обязанности размещать проекты решений на официальном сайте Администрации МО «Баргузинский район» не было. Думается, что если бы руководитель Администрации района сделал бы необходимые распоряжения, то на официальном сайте появилась бы информация о сессии районного Совета депутатов, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ и о ее повестке.
Также указывает, что районный Совет депутатов не имеет своего официального сайта. Очевидно, что право административного истца Каратаева А.Н. на получение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не было нарушено.
Что касается требования административного истца обобязании Совета депутатов МО «Баргузинский Район» извещать население о своих заседаниях путем публикации соответствующего объявления в районной газете «Баргузинская правда», в сети Интернет или иными способами, предусмотренными законом, то считаем, что в этой части нарушений прав, свобод и интересов административного истца нет. Полагаем, что здесь нет оснований для судебного порядка заявления таких требований, поскольку речь идет о внесении изменений в муниципальные правовые акты Баргузинского района. С таким предложением Каратаев А.Н. имеет право обратиться в районный Совет депутатов в порядке, предусмотренном ст.ст. 2, 4. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N59-ФЗ.
Также ст. 26 ФЗ-131 предоставляет право гражданам выступить с правотворческой инициативой, что может сделать административный истец для решения своего вопроса. На основании изложенного, просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Гончикова Н.Б., действующая на основании доверенности и ордера, административный иск считает безосновательным. Суду пояснила, что доводы истца на ст.15 ФЗ-8 не полностью изложены, в данной статье говорится, что присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч.2 ст. 36 Регламента Совета депутатов лица, желающие присутствовать на сессии районного Совета, за исключением приглашенных, обязаны зарегистрироваться в аппарате районного Совета за одни сутки до начала сессии. Незарегистрированные лица в зал заседания районного совета не допускаются. Присутствующие на сессии районного Совета лица не имеют права вмешиваться в работу сессии, обязаны выключать телефоны до начала сессии, соблюдать порядок работы сессии, при нарушении порядка и несоблюдении настоящего Регламента по решению районного Совета депутатов, принятому большинством голосов присутствующих на заседании депутатов Райсовета, могут быть удалены из зала заседания.
Истец не имел право решающего голоса. На данной сессии согласно протоколу присутствовали 8 из 9 граждан, на основании своих заявлений, реализовав свое право в силу ст.15 ФЗ-8. Граждане получали информацию о Сессии Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ.. В п. «б» ч.1 ст.13 ФЗ-9 говорится о размещении в сети Интернет нормотворческой деятельности, индивидуальные проекты не обязательно извещать в сети Интернет. Обязанность извещать о деятельности Совета депутатов, тексты проекты возлагается на АМО «Баргузинский район». Согласно ч. 2 ст. 49 Регламента опубликование нормативных муниципальных правовых актов очередного заседания районного Совета депутатов обеспечивается администрацией района и осуществляется, как правило, в очередном после заседания, едином приложении к периодическому печатному изданию, включающие заверенные копии и электронный вариант подлежащих к опубликованию материалов.Что касается довода истца об обязанииизвещать о своих заседаниях путем публикации в газете,в сети Интернет и иными способами, то оно не подлежит рассмотрению в судебном порядке, истец может обратиться с официальным предложением в Совет депутатов. Таким образом, у административного истца была возможность присутствовать на сессии Совета депутатов МО «Баргузинский район» ДД.ММ.ГГГГг., такая возможность есть у всех желающих, при соблюдении правила, установленного ч.2 ст.36 Регламента. Информация о заседании сессии была в обществе, поскольку на заседании присутствовали граждане.
В судебном заседании соответчик Баглаев А.П. суду пояснил, что поддерживает представителя ответчика, дополнив, что он как депутат приходит в свое сельское поселение и говорит о сессии Совета депутатов.
В судебном заседании соответчик Тумашов А.Н. поддержал позицию представителя ответчика.
На судебное заседание соответчики члены Совета депутатов МО «Баргузинский район» не явились, надлежаще извещены, ходатайств об отложении не поступало.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из протокола очередной сессия Совета депутатов МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ следует, что на повестке обсуждалось 3 вопроса: 1.О состоянии преступности на территории Баргузинского района за 2018 г., 2. О принятии имущества на безвозмездной основе из государственной собственности РБ в собственность МО «Баргузинский район»., 3.Обежегодном отчете главы МО «Баргузинский район» о результатах его деятельности, деятельности администрации МО «Баргузинский район»,в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов МО «Баргузинский район» за 2018 год.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Устава МО «Баргузинский район» Совет депутатов принимает регламент совета депутатов, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений.
Решением Совета депутатов МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № принят Регламент Совета депутатов МО «Баргузинский район» в новой редакции, признан утратившим силу решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № «О регламенте Совета депутатов МО «Баргузинский район».
Согласно ч. 1 ст. 36 Регламента, утв. Решением Совета депутатов МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГг. №, заседания районного Совета депутатов проводятся открыто и гласно. На заседании районного Совета депутатов приглашаются прокурор и глава района, должностные лица КСП, руководители структурных подразделений администрации района, главы поселений, к предметам ведения которых относятся рассматриваемые вопросы, редакция газеты Баргузинская правда.
В силу ч.2 ст. 36 Регламента лица, желающие присутствовать на сессии районного Совета, за исключением приглашенных, обязаны зарегистрироваться в аппарате районного Совета за одни сутки до начала сессии. Незарегистрированные лица в зал заседания районного совета не допускаются. Присутствующие на сессии районного Совета лица не имеют права вмешиваться в работу сессии, обязаны выключать телефоны до начала сессии, соблюдать порядок работы сессии, при нарушении порядка и несоблюдении настоящего Регламента по решению районного Совета депутатов, принятому большинством голосов присутствующих на заседании депутатов Райсовета, могут быть удалены из зала заседания.
Из протокола очередной сессии Совета депутатов МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что присутствовали 12 депутатов, из 15. Присутствовали граждане по заявлениям - 8 из 9 граждан.
Довод административного истца о том, что в нарушении ст.31 Регламента Совет депутатов не известил заблаговременно население о заседании на ДД.ММ.ГГГГ, о его повестке, не обоснован, поскольку в ст. 31 Регламента указано об участии депутата Райсовета в заседаниях.
При этом на заседании присутствовали 8 граждан, которые реализовали свое право на получение информации о деятельности органа местного самоуправления в порядке ст. 15 ФЗ-8, что подтверждается их заявлениями на имя Председателя Совета депутатов МО «Баргузинский район». Следовательно, административный истец также имел возможность участия в деле, в связи с чем принцип обеспечения доступа к информации о деятельности Совета депутатов, открытости и доступности, не нарушен.
Довод истца о нарушении его права на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, гарантированное Федеральным законом от 09.02.2009 N8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», не состоятелен, поскольку ни законодательством РФ, ни законодательством Республики Бурятия, ни Уставом МО «Баргузинский район», либо иными нормативными муниципальными актами не предусматривает обязанности представительного органа местного самоуправления размещать информацию о предстоящих сессиях в СМИ или в Интернете.
Довод истца об извещении населения о своих заседаниях путем публикации в районной газете, в сети Интернет, не может быть принято во внимание, поскольку не препятствует истцу обратиться с данным обращением в Совет депутатов МО «Баргузинский район», что в настоящее время не нарушает его прав.
Требование истца о признании проведение заседание Совета депутатов с грубейшим нарушением Регламента, не подлежит удовлетворению, поскольку заседание сессии Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ прошло в соответствии с Регламентом Совета депутатов, Уставом МО «Баргузинский район». Каких-либо процедурных нарушений, бездействия Совета депутатов по неуведомлению о проведении своих заседаний, а также выразившееся в не размещении сети «Интернет» проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов для рассмотрения на заседании ДД.ММ.ГГГГ, суд не установил.
Ссылка истца на то, чтобы размещать тексты проектов муниципальных правовых актов в сети Интернет, не состоятельна, поскольку согласно ч.1 ст. 49 Регламента Совета депутатов официальным опубликованием решений районного Совета депутатов является опубликование их в установленном законодательством порядке в периодическом печатном издании, с которым имеет возможность ознакомиться население Баргузинского района, а также их размещение на официальном сайте администрации района. Доступность нормативных правовых актов, принятых районным Советом депутатов, и затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, обеспечиваются также путем их наличия в центральной районной библиотеке, а также в районном Совете депутатов.
Согласно ч. 2 ст. 49 Регламента опубликование нормативных муниципальных правовых актов очередного заседания районного Совета депутатов обеспечивается администрацией района и осуществляется, как правило, в очередном после заседания, едином приложении к периодическому печатному изданию, включающие заверенные копии и электронный вариант подлежащих к опубликованию материалов.
Таким образом, на основе анализа имеющихся в деле доказательств, выше приведенных норм законодательства, Регламента Совета депутатов МО «Баргузинский район», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку, нарушений прав административного истца не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Каратаева А.Н. к Совету депутатов МО «Баргузинский район» о признании незаконными бездействия Совета депутатов МО «Баргузинский район» по неуведомлению о проведении своих заседаний, а также выразившееся в не размещении сети «Интернет» проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов для рассмотрения на заседании ДД.ММ.ГГГГ, признании проведение заседание Совета депутатов с грубейшим нарушением Регламента, обязании извещать о своих заседаниях и размещать тексты проектов муниципальных правовых актов в сети Интернет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд РБ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.В. Ивахинова
Решение в окончательной форме принято 17.04.2019.