дело № 2-333/2021
Решение
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года г. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Акимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Щелковского городского прокурора, обратившегося в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Министерству здравоохранения Московской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» о признании незаконным бездействия по обеспечению несовершеннолетней специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями,
Установил:
Истец Щелковский городской прокурор, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1 в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Государственному Бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница», Министерству здравоохранения Московской области о признании незаконным бездействия по обеспечению несовершеннолетней специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями, обязании восстановить нарушенное право.
В обоснование иска указал, что в Щелковской городской прокуратуре в связи с обращением ФИО9 проведена проверка соблюдения прав малолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на своевременном обеспечении последней специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями.
В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ законным представителем ребёнка-инвалида ФИО1 подано заявление об обеспечении техническим средствами реабилитации медицинского назначения и расходными материалами директору ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница».
По решению врачебной комиссии ГБУЗ МО «Щелковская областная больница» по результатам работы выездной бригады по оказанию паллиативной помощи был оформлен протокол заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об обеспечении ребенка ФИО1 медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций и систем организма ребенка в случае ухудшения состояния.
Согласно выводам врачебной комиссии - установленные у ребенка заболевания имеют врожденную природу, являются неизлечимыми с неизвестным исходом, в связи с чем, ребенку необходимы жизненно-важные препараты и изделия медицинского назначения для поддержания жизни и здоровья.
В соответствии с указанным выше протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ МО «ЩОБ» детской поликлиники № 3 п. Биокомбината от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетней ФИО1 необходимы следующие медицинские изделия:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вместе с тем, ребенок-инвалид ФИО1 в полном объеме и в установленные сроки, необходимые медицинские изделия на основании поданной заявки не получила, так как протокол медицинского консилиума с перечнем необходимого в случае прогрессирования заболевания оборудования отправлен ДД.ММ.ГГГГ на согласование в Министерство здравоохранения Московской области.
В настоящее время из-за несоблюдения сроков, указанных в Порядке, ФИО1 не обеспечена необходимым специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями, в результате чего создается реальная угроза жизни ребенка.
Таким образом, бездействие ответчиков ущемляет права и законные интересы инвалида, наносит нравственные страдания.
На основании изложенного, Щелковский городской прокурор просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Московской области и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» по обеспечению несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями.
2. Обязать Министерство здравоохранения Московской области и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» обеспечить ребёнка-инвалида ФИО2 специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями, перечисленными в консультативном заключении врачебной комиссии ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница» в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец – старший помощник Щелковского городского прокурора Соколов И.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
ФИО9, являющаяся законным представителем несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика Государственного Бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» Жилинская С.И., действующая на основании доверенности (копия в деле), просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьего лица Государственного автономного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной хоспис для детей» Титов В.А. и Злакоманова Е.В. оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Подпункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разработку, утверждение и реализацию программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.
Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека.
Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Минздрава России N 345н, Минтруда России N 372н от 31.05.2019 "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2019 N 55053) паллиативная медицинская помощь оказывается детям с неизлечимыми заболеваниями или состояниями, угрожающими жизни или сокращающими ее продолжительность, в стадии, когда отсутствуют или исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, по медицинским показаниям с учетом тяжести, функционального состояния и прогноза основного заболевания, в том числе: распространенные и метастатические формы злокачественных новообразований, при невозможности достичь клинико-лабораторной ремиссии; поражение нервной системы врожденного или приобретенного характера (включая нейродегенеративные и нервно-мышечные заболевания, врожденные пороки развития, тяжелые гипоксически-травматические поражения нервной системы любого генеза, поражения нервной системы при генетически обусловленных заболеваниях); неоперабельные врожденные пороки развития; поздние стадии неизлечимых хронических прогрессирующих соматических заболеваний, в стадии субкомпенсации и декомпенсации жизненно важных систем, нуждающиеся в симптоматическом лечении и уходе; последствия травм и социально значимых заболеваний, сопровождающиеся снижением (ограничением) функции органов и систем, с неблагоприятным прогнозом.
В соответствии с пунктом 16 Положения медицинское заключение детям выдает врачебная комиссия медицинской организации, в которой осуществляется наблюдение и лечение ребенка.
Согласно пункту 25 Положения при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях пациенту предоставляются медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека, по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, что не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ законным представителем ребёнка-инвалида ФИО1 подано заявление об обеспечении техническим средствами реабилитации медицинского назначения и расходными материалами директору ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница».
По решению врачебной комиссии ГБУЗ МО «Щелковская областная больница» по результатам работы выездной бригады по оказанию паллиативной помощи был оформлен протокол заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об обеспечении ребенка ФИО1 медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций и систем организма ребенка в случае ухудшения состояния.
Согласно выводам врачебной комиссии - установленные у ребенка заболевания имеют врожденную природу, являются неизлечимыми с неизвестным исходом, в связи с чем, ребенку необходимы жизненно-важные препараты и изделия медицинского назначения для поддержания жизни и здоровья.
Приказом Минздрава России от 31 мая 2019 года № 348н утвержден Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому.
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 505н «Об утверждении Порядка передачи от медицинской организации пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи», заявитель в целях обеспечения специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями» (далее – Порядок), обращается в соответствующую медицинскую организацию.
Обеспечение инвалидов и ветеранов специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего медицинского оборудования или изделия.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, решение о передаче пациенту (его законному представителю) медицинского изделия принимается врачебной комиссией медицинской организации, в которой пациент получает паллиативную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, на основании заключения лечащего врача, выявившего медицинские показания для использования медицинского изделия на дому. Данное заключение должно быть оформлено в медицинской документации пациента.
Согласно пункту 4 Порядка, решение о передаче пациенту (его законному представителю) медицинского изделия принимается врачебной комиссией медицинской организации в течение трех рабочих дней со дня поступления документов, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящего Порядка, оформляется в медицинской документации пациента и направляется в структурное подразделение медицинской организации, обеспечивающее организацию передачи пациенту (его законному представителю) медицинского изделия.
Кроме того, передача медицинской организацией пациенту (его законному представителю) медицинского изделия осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным выше протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ МО «ЩОБ» детской поликлиники № 3 п. Биокомбината от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетней ФИО1 необходимы следующие медицинские изделия:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В указанном заключении врачебной комиссии также отражено количество необходимых медицинских изделий и медицинского оборудования.
Вместе с тем, ребенок-инвалид ФИО1 в полном объеме и в установленные сроки, необходимые медицинские изделия на основании поданной заявки не получила, так как протокол медицинского консилиума с перечнем необходимого в случае прогрессирования заболевания оборудования отправлен ДД.ММ.ГГГГ на согласование в Министерство здравоохранения Московской области, необходимым специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями ребенок-инвалид ни стороны ГБУЗ МО «Щелковская областная больница», ни со стороны Министерства здравоохранения Московской области, не обеспечена, в результате бездействия ответчиков создается реальная угроза жизни ребенка.
В силу статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьи 29 Закона Московской области от 14.11.2013 N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
С учетом изложенного, суд признает доводы истца обоснованными и полагает верным признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Московской области и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» по обеспечению несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями.
Доводы ответчиков, изложенные в Возражениях на исковое заявление (л.д. 42-47, 126-129) признаются судом не состоятельными и подлежат отклонению, поскольку в соответствии с действующим законодательством Министерство здравоохранения Московской области организует и контролирует обеспечение населения и учреждений здравоохранения Московской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта, в связи с чем непринятие мер по устранению требований законодательства влечет ущемление гарантированных законом прав пациентов на оказание качественной и своевременной медицинской помощи, а также прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Поскольку факт незаконного бездействия ответчиков был установлен в ходе судебного разбирательства, суд полагает верным обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» обеспечить ребёнка-инвалида ФИО2 специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями, перечисленными в консультативном заключении врачебной комиссии ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница» в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Оснований для возложения на Министерство здравоохранения Московской области обязанности обеспечить ребёнка-инвалида ФИО2 специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями, перечисленными в консультативном заключении врачебной комиссии ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница» в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу суд не усматривает, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года №, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, имеющим специальную компетенцию, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения в Московской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью, и медицинским учреждением не является.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Московской области и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» по обеспечению несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Щелковская областная больница» обеспечить ребёнка-инвалида ФИО2 специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями, перечисленными в консультативном заключении врачебной комиссии ГБУЗ МО «Щёлковская областная больница» в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска Щелковского городского прокурора к Министерству здравоохранения Московской области об обязании обеспечить специализированным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями ребёнка-инвалида ФИО2 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.