Решение по делу № 3а-263/2020 от 18.02.2020

дело № 3а-263/2020

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 2 июля 2020 года

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

при помощнике судьи Булдаковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Солонское» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО «Солонское» (далее - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением сославшись на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: улица Центральная, дом 3. Участок находится примерно в 6,6 км по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, Нехаевский район, с.Солонка, с кадастровым номером 34:17:110002:19, площадью 20 000 кв.м., кадастровая стоимость которого не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает его права как налогоплательщика. В связи с этим истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 39 000 рублей. Также истец просил восстановить процессуальный срок для обращения в суд с настоящим иском.

Административный истец, а также иные лица, участвующие в деле - комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.

От Главы администрации Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Коноваловой Н.И., представителей комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Белякова Д.А., Управления Росреестра по Волгоградской области Зеленкина А.Н., ФГБУ «ФКП Росреестра» Кочарян А.К. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, вопрос о разрешении иска оставили на усмотрение суда.

Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Беляков Д.А. в заявлении также указал на отсутствие оснований для взыскания судебных расходов с комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

Поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статья 245 КАС РФ предусматривает право юридических лиц на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Между тем, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспаривание юридическими лицами кадастровой стоимости предусмотрено только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

С учётом требований части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Согласно выписке из ЕГРН от 28 ноября 2019 года ООО «Солонское» является собственником земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: улица Центральная, дом 3. Участок находится примерно в 6,6 км по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, Нехаевский район, с.Солонка, с кадастровым номером 34:17:110002:19, площадью 20 000 кв.м., категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.15-18).

В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости влияет на обязанность Общества по уплате налоговых платежей и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 ноября 2013 года № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» (далее - Распоряжение № 2577-р) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения согласно приложению № 1 по состоянию на 1 января 2011 года.

Так как очередная государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области в срок, установленный статьёй 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ не проведена, то с учётом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, суд считает возможным восстановить ООО «Солонское» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно выписке из ЕГРН от 28 ноября 2019 года, сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 4 марта 2020 года, земельный участок с кадастровым номером 34:17:110002:19 внесён в государственный кадастр недвижимости 25 июня 2008 года. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 года в размере 123 200 рублей, на основании Распоряжения № 2577-р (т.1 л.д.15-18, 114).

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 года, его рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на эту же дату.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Административным истцом в обоснование заявленных требований был представлен отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка от 6 декабря 2019 года № 123-3/11-28, выполненный оценщиком ООО «Вирго» Кукановой Н.Е., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляет 39 000 рублей.

В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленного отчёта, по ходатайству комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, на основании определения Волгоградского областного суда от 5 марта 2020 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза проверки отчёта на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению эксперта ООО «Оценочная фирма «Спектр» Рогожкина Г.А. № 9 от 22 мая 2020 года, представленный административным истцом отчёт не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляет 43 450 рублей.

Оценивая экспертное заключение, суд находит, что оно соответствует положениям статьи 82 КАС РФ, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведённого исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.

Также суд отмечает, что определённая в заключении судебной экспертизы итоговая рыночная стоимость земельного участка не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в Волгоградской области со схожим разрешением, произведена оценка объектов с учётом их местоположения, площади, количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2011 года.

В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчётных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, а оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.

Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась, ходатайство о назначении повторной экспертизы указанными лицами не заявлено, поводы для её назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учётом изложенного и исходя из приведённых выше положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере 43 450 рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

Учитывая заключение судебной экспертизы, представленный административным истцом Отчёт не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости этого объекта.

В соответствии с требованиями абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).

В данном случае досудебный порядок урегулирования спора ООО «Солонское» был соблюдён, Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 18 декабря 2019 года (заявление было возвращено в связи с нарушением срока обращения). Следовательно, указанную дату следует считать датой подачи заявления.

В удовлетворении требований, заявленных к административному ответчику ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо отказать исходя из следующего.

Как указывалось выше, кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, который привлечён к участию в деле в качестве административного ответчика.

Согласно разъяснениям, содержащимися в абзаце 1 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» по настоящему делу не утверждал результаты определения кадастровой стоимости, указанный орган является ненадлежащим административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Солонское» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: улица Центральная, дом 3. Участок находится примерно в 6,6 км по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, Нехаевский район, с.Солонка, с кадастровым номером 34:17:110002:19, площадью 20 000 кв.м., категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 43 450 рублей.

Датой подачи заявления считать 18 декабря 2019 года (дата подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости).

В удовлетворении требований, заявленных к административному ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья /подпись/ Жданова С.В.

Копия верна:

Судья Волгоградского областного суда Жданова С.В.

3а-263/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Солонское"
Ответчики
Администрация Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области
Управление Росреестра по Волгоградской области
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Другие
ФГБУ "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии"
Аветян Сергей Владимирович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Жданова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
19.02.2020Передача материалов судье
21.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
08.06.2020Производство по делу возобновлено
02.07.2020Судебное заседание
02.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2020Дело оформлено
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее