Дело № 2а-192/2021
86RS0003-01-2020-002276-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,
при секретаре Исхаковой Г.Р.,
с участием административного истца Исроилова М.И.,
представителя административного истца Исроилова А.Б.,
представителя административного ответчика по доверенности Туктаровой Э.Г.,
представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-192/2021 по административному исковому заявлению Исроилова М. И. к Управлению Министерства внутренних дел России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об отклонении заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, заинтересованные лица Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, Генеральная прокуратура Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Исроилов М.И. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об отклонении заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что решением УМВД России по ХМАО-Югре от 03 июня 2020 года его заявление, поданное 21 января 2020 года отклонено. Копию оспариваемого решения он не получал и узнал о нем 23 июня 2020 года. Полагает, что предусмотренных законом оснований для отклонения его заявления, у административного ответчика не имеется, в связи с чем, считает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права, свободы и законные интересы. На территории РФ он проживает вместе со своей семьей – супругой ФИО5 и пятью детьми – ФИО3, ФИО2, ФИО3, ФИО3 и ФИО3, которые являются гражданами РФ. Все члены его семьи ведут оседлый образ жизни, его супруга трудоустроена, дети обучаются в общеобразовательных учреждениях. Он же является лицом без гражданства, поскольку гражданином Республики Таджикистан он также не является. Считает, что при принятии оспариваемого решения УМВД России по ХМАО-Югре эти обстоятельства не учтены, чем нарушены положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ. На основании изложенного, просил признать незаконным решение УМВД России по ХМАО-Югре от 03 июня 2020 года об отклонении его заявления о приеме в гражданство РФ.
В судебном заседании административный истец Исроилов М.И. и его представитель Исроилов А.Б. требования, изложенные в иске поддержали по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика УМВД по ХМАО-Югре Туктарова Э.Г. в судебном заседании в иске просила отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении.
Представитель заинтересованного лица Регионального Управления ФСБ по Тюменской области ФИО4 просил в иске отказать, ссылаясь на его необоснованность, пояснил, что орган Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством участвует в решении вопросов, касающихся в том числе приема в гражданство, этот вопрос отнесен к исключительной компетенции ФСБ, суд не осуществляет проверку целесообразности действий органов государственной власти, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с их компетенцией. Вопрос, имеющий отношение к национальной безопасности является специфическим, в частности, оценка фактов производится на основании информации, получаемой из источников, в том числе находящихся вне судебного контроля. Необходимо также учесть, что существует приоритет публичных интересов над частными. Представил суду письменные возражения на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Генеральная прокуратура РФ надлежащим образом извещалось о дате и месте судебного заседания, но представитель в суд не явился.
При таких обстоятельствах, в силу п. 6 ст. 226, ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Генеральной прокуратуры РФ, надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не представившего.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно пункту 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и пункту 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 год) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» № 156 от 05 апреля 2016 года упразднена Федеральная миграционная служба России. Функции, полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы России переданы Министерству внутренних дел РФ. Данный указ вступил в силу со дня его официального опубликования 05 апреля 2016 года. Таким образом, полномочия ФМС России в сфере миграции перешли к МВД России.
В соответствии с п. 7 Регламента МВД РФ, утвержденного Приказом МВД России от 17 октября 2013 г. № 850, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел Российской Федерации и органы управления внутренними войсками МВД России, а также через руководство деятельностью подведомственных федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 7 указанного Регламента, структура центрального аппарата МВД России утверждается Президентом Российской Федерации.
Согласно п. 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 249, территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 13 пп. 34 указанного Положения территориальный орган осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов МВД России, а также интересов территориального органа.
Согласно п. 4 Типового положения о подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД РФ на региональном уровне, утвержденного приказом МВД России от 27 апреля 2016 г. № 214, подразделение по вопросам миграции является структурным подразделением территориального органа МВД России на региональном уровне, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Согласно п. 22 указанного положения, территориальный орган МВД России является самостоятельным юридическим лицом; выступает истцом и ответчиком в суде.
Полномочия УФМС России по ХМАО-Югре в сфере миграции переданы УМВД по ХМАО-Югре.
В соответствии с п. 29. Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, Министерство внутренних дел Российской Федерации организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов.
В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается в том числе в результате приема в гражданство Российской Федерации (подп. «б»).
Главой VIII.1. Закона определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам в том числе относятся дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве (подп. «а» ч. 1 ст. 41.1.).
Согласно ч. 2 ст. 41.1. Закона лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 41.3.).
В судебном заседании установлено, что 21 января 2020 года Исроилов М.И. обратился с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Оспариваемым решением УМВД России по ХМАО-Югре от 03 июня 2020 года вышеуказанное заявление Исроилова М.И. было отклонено в соответствии с п. «в» части 1 статьи 16 Закона о гражданстве РФ (т. 1 л.д. 28).
Извещением УМВД России по ХМАО-Югре Исроилов М.И. уведомлен об отклонении заявления о приеме гражданства, о чем в извещении имеется его подпись (т. 1 л.д. 29).
Пунктом «в» части 1 статьи 16 Закона о гражданстве РФ установлено, что отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников.
Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации предусмотрены ст. 16 Закона о гражданстве, в том числе согласно п. «а» ч. 1 ст. 16 Закона отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Закона о гражданстве РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют полномочия проверять факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
Согласно п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение) решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с территориальными органами безопасности.
Как установлено пунктом 37 Положения, в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. Решения об отклонении заявлений принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований: отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации; отказа в признании гражданином Российской Федерации; разрешения выхода из гражданства Российской Федерации или отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
Как предусмотрено п.п. 17.4 - 17.6 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 19.03.2008 г. № 64, должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3 - 16.4 Административного регламента. Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре. При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления.
Оспариваемое решение от 03.06.2020 г. принято УМВД по ХМАО-Югре, то есть компетентным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий, утверждено его руководителем, в решении указаны правовые и фактические основания для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ - несогласование РУФСБ России по Тюменской области вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации Исроилова М.И. на основании п. «а» ч. 1 ст. 16 Закона о гражданстве, а потому оснований для признания решения незаконным не имеется.
В силу ст. 1 Федерального закона от 03.04.1995г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ) задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на Федеральную службу безопасности.
В соответствии с п. «р» ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
В ответе на запрос суда, заместитель начальника ФСБ России Региональное Управление по Тюменской области ФИО1 извещает суд, что РУФСБ России по Тюменской области 20.04.2020 отклонило заявление Исроилова М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. о приобретении гражданства РФ на основании п. «в» ч. 1 ст. 16 ФЗ-62 «О гражданстве РФ».
Таким образом, при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в соответствии с п.п. 36.1, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. №, у УМВД по ХМАО-Югре имелись основания для принятия решения об отказе в приеме административного истца в гражданство Российской Федерации.
Доводы представителя административного истца Исроилова А.Б. об отсутствии доказательств совершения Исроиловым М.И. действий, подпадающих под признаки п. «а» ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О гражданстве РФ», не могут быть приняты во внимание, поскольку право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющую угрозу безопасности Российской Федерации, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которая в целях выполнения обязанностей вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении административных дел суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Несогласие административного истца с результатами рассмотрения его заявления о приеме в гражданство само по себе о незаконности решения административного ответчика не свидетельствует.
Вопросы, касающиеся национальной безопасности, являются специальными, в частности, в связи с тем, что факторы, представляющие угрозу национальной безопасности, оцениваются компетентными органами на основании информации, получаемой из различных источников, включая источники, не подлежащие судебной проверке.
Кроме того, подпункт «а» ч. 1 ст.16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 "О гражданстве Российской Федерации" не раскрывает, какие именно действия могут квалифицироваться как представляющие угрозу национальной безопасности России или ее граждан.
Это означает, что компетентные органы по своему усмотрению определяют различные действия лиц, обратившихся с заявлением о приеме в гражданство как составляющие угрозу национальной безопасности.
Сведения, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения о наличии обстоятельств для отказа в приеме в гражданство, относятся к информации, которая получена уполномоченным органом, в том числе из источников находящихся вне сферы судебного контроля. При этом следует учитывать, что право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющей угрозу безопасности государства или гражданам Российской Федерации, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и суд не вправе вмешиваться в данные полномочия.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
В рассматриваемом случае совокупность указанных обстоятельств отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством, в связи с чем нарушений оспариваемым решением прав и свобод административного истца не допущено, и оснований для удовлетворении административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Исроилова М. И. к Управлению Министерства внутренних дел России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об отклонении заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, заинтересованные лица Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, Генеральная прокуратура Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.
Председательствующий: Пересыпкин А.Г.