К делу №2-9236/24
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024г. гор. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
при секретаре Щегольковой М.М., с участием помощника Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Прикубанского административного округа г.Краснодара к Александровскому Юрию Викторовичу об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, о запрете деятельности в области обращения с отходами и об обеспечении пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Прикубанского административного округа <адрес> обратился в суд с иском к Александровскому Ю.В. об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, о запрете деятельности в области обращения с отходами и об обеспечении пожарной безопасности.
Требования свои мотивировала тем, что в ходе проведённой прокуратурой Прикубанского административного округа <адрес> проверки информации, поступившей из администрации муниципального образования <адрес> о нарушениях требований действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на земельном участке с кадастровым номером № (далее - проверка), выявлены нарушения действующего законодательства об отходах производства и потребления, в связи с несанкционированным размещением отходов на земельном участке с кадастровым номером №, а именно: размещение и складирование отходов (накопление и хранение) в отсутствие законных оснований для этого, что подтверждается актом выездного обследования, протоколом осмотра и иными документами Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, составленной и подписанной государственным инспектором.
Сведения об объектах размещения отходов, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером № в ГРОРО отсутствуют.
В территориальной схеме обращения с отходами <адрес> и федеральной территории «Сириус, утверждённой Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами <адрес> и федеральной территории «Сириус» (далее - Территориальная схема обращения с отходами <адрес>) объект размещения отходов, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером №, также не значится.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем объекта недвижимости земельного участка, с кадастровым номером № является Александровский Ю.В.
Таким образом, негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №г 7-ФЗ), что влечет угрозу населению, а также объектам животного мира.
Стороны в зал судебного разбирательства не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом с учетом требований ст. 165.1 ГК РФ, о причине неявки суду не сообщили.
В соответствии с п.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведённой прокуратурой Прикубанского административного округа <адрес> проверки информации, поступившей из администрации муниципального образования <адрес> о нарушениях требований действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на земельном участке с кадастровым номером № (далее - проверка), выявлены нарушения действующего законодательства об отходах производства и потребления, в связи с несанкционированным размещением отходов на земельном участке с кадастровым номером №
Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в <адрес>, осуществляется незаконная деятельность по обращению с отходами, а именно: размещение и складирование отходов (накопление и хранение) в отсутствие законных оснований для этого, что подтверждается актом выездного обследования, протоколом осмотра и иными документами Южного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, составленной и подписанной государственным инспектором.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Из содержания ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются: размещение (захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, в границах водоохранных зон, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Исходя из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) установлено, что основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ указано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в том числе Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра».
На основании ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Исходя из ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Статьёй 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) определено, что граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ также определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 и введенных в действие с 01.03.2021. при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам (п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003).
Вышеуказанное свидетельствует о взаимообусловленности приведённых областей законодательства и исчерпывающей урегулированное™ правоотношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Так согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. При этом хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Как указано в ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
В силу положений ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.
Лицензированию подлежит, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
В соответствии с пп. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с указанным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. I Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ определено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании и обращению с отходами производства и потребления.
Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет, связанный с осуществлением деятельности по обращению с отходами в отсутствие разрешительной документации.
Сведения об объектах размещения отходов, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером № в ГРОРО отсутствуют.
В территориальной схеме обращения с отходами <адрес> и федеральной территории «Сириус, утверждённой Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами <адрес> и федеральной территории «Сириус» (далее - Территориальная схема обращения с отходами <адрес>) объект размещения отходов, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером №, также не значится.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем объекта недвижимости земельного участка, с кадастровым номером № является Александровский Юрий Викторович, зарегистрированный по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания вышеуказанного земельного участка несёт Александровский Ю.В.
Вместе с тем, собственником не обеспечено выполнение мероприятий по приведению земельного участка с кадастровым номером № в надлежащее санитарное состояние, мероприятия по рекультивации нарушенных земель в соответствии и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» также не реализованы, не предотвращена деградация земель и не восстановлено их плодородие. Санитарное состояние земельного участка с кадастровым номером № характеризуется как крайне неудовлетворительное.
Таким образом, негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №г 7-ФЗ), что влечет угрозу населению, а также объектам животного мира. При этом, вопреки указанным требованиям закона земельный участок с кадастровым номером № используемый в настоящее время на праве собственности Александровским Юрием Викторовичем для размещения отходов, ни в ГРОРО, ни в Территориальную схему обращения с отходами не включен, разрешительная документация на размещение отходов у хозяйствующего субъекта отсутствует, что является причиной невозможности эксплуатации места размещения отходов по назначению.
Помимо указанных обстоятельств, в действиях и(или) бездействии, Александровского Юрия Викторовича усматриваются нарушения п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в которых указано что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Таким образом, в нарушение ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Александровский Юрий Викторович, не выполняет обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Кроме того, в действиях и(или) бездействии Александровского Юрия Викторовича усматриваются признаки нарушения п. 36 Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утверждённых решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ №, который предписывает, что на территории муниципального образования <адрес> запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости, - рекультивацию земельного участка.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, что и было реализовано в настоящем иске.
Оценив в совокупности доказательства по делу, принимая во внимание то обстоятельство, что гр. Александровский Ю.В. не принимает мер по исполнению требований федерального, регионального и местного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, суд пришел к выводу, что требования прокурора Прикубанского административного округа <адрес> об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, о запрете деятельности в области обращения с отходами и об обеспечении пожарной безопасности являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прикубанского административного округа г.Краснодара к Александровскому Юрию Викторовичу об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, о запрете деятельности в области обращения с отходами и об обеспечении пожарной безопасности - удовлетворить.
Признать незаконными действия Александровского Юрия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, по использованию земельного участка с кадастровым номером № с нарушением норм природоохранного, санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства и законодательства в области пожарной безопасности.
Обязать Александровского Юрия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, устранить допущенные нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства и законодательства в области пожарной безопасности, путём сбора и вывоза отходов, размещённых на земельном участке с кадастровым номером №.
Запретить Александровскому Юрию Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированному по адресу: <адрес> иным лицам осуществлять деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, за исключением деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, до полного устранения нарушений ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: