Дело № 3а-552/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,
при секретаре Хайминой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«23» ноября 2017 года
дело по административному исковому заявлению Галямовой Е. А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Галямова Е.А. обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере равном его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что она является собственником объекта капитального строительства – здания с кадастровым номером №, общей площадью 5552,5 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование – отдельно стоящее здание (ремонтная мастерская и станция техобслуживания автомобилей), расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 02 июня 2011 года и составляет 109 772 980,52 руб.
Между тем рыночная стоимость данного объекта капитального строительства ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Торгово-Консалтинговая Группа» № 09-1/16 от 10 апреля 2017 г., согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки 02 июня 2011 г. составляет 7 390 000 руб.
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного объекта капитального строительства с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, составляющей 7 390 000 рублей.
Галямова Е.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Ее представитель Кирьяков А.С., действующий на основании доверенности, требования поддержал. Суду дополнительно пояснил, что Галямова Е.А. впервые обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением о пересмотре оспариваемой кадастровой стоимости 24 ноября 2016 г., однако заявление Галямовой Е.А. было отклонено. Срок обращения в суд, предусмотренный ч.3 ст.245 КАС РФ, пропущен Галямовой Е.А. по уважительной причине, поскольку Галямовой Е.А. налог на имущество физических лиц начисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости только с 2016 года, меры по оспариванию кадастровой стоимости Галямова Е.А. принимает с 2016 года. Кроме того, до настоящего времени не утверждены и не внесены в государственный кадастр недвижимости очередные результаты государственной кадастровой оценки, что является основанием для восстановления срока обращения в суд.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области и заинтересованное лицо Администрация Тяжинского городского поселения своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области в письменных отзывах указали, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Администрация Тяжинского городского поселения направила заявление, в которому указала, что возражений относительно заявленных требований не имеет, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
В силу положений частей 1 и 5 ст.17.1 указанного Федерального закона экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. При этом в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как следует из материалов дела, Галямова Е.А. является собственником объекта капитального строительства – здания, с кадастровым номером №, общей площадью 5552,5 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование – отдельно стоящее здание (ремонтная мастерская и станция техобслуживания автомобилей), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 ноября 2014 г. (л.д.8), выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 октября 2017 г. (л.д.155-159).
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 19 октября 2017 года видно, что данный объект капитального строительства поставлен на государственный кадастровый учет 17 марта 2009 года (л.д.155).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 октября 2017 года кадастровая стоимость указанного объекта капитального строительства, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2012 года, определенная по состоянию на 02 июня 2011 года, составляет 109 772 980,52 руб. (л.д.11).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта капитального строительства, являющегося плательщиками налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта капитального строительства его рыночной стоимости.
Галямова Е.А. обращалась в установленном порядке в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлениями о пересмотре оспариваемой кадастровой стоимости 24 ноября 2016 г. и 25 января 2017 г., однако заявления Галямовой Е.А. были отклонены, о чем представлены Решения Комиссии от 21 декабря 2016 г. и от 08 февраля 2017 г. соответственно.
В суд с настоящим административным исковым заявлением Галямова Е.А. обратилась 09 октября 2017 года (л.д.95).
Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.
Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.
Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что Галямова Е.А. является собственником спорного объекта недвижимого имущества с 05 ноября 2014 г., обязанность по оплате налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости возникла у нее с 2016 года, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала права Галямовой Е.А., с 2016 года Галямова Е.А. принимала меры к оспариванию кадастровой стоимости в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, суд считает необходимым восстановить Галямовой Е.А. срок для подачи административного искового заявления в суд.
Из представленного административным истцом отчета № 09-1/16 от 10 апреля 2017 г. об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленного оценщиком ООО «Торгово-Консалтинговая Группа» Пожарской И.В., следует, что рыночная стоимость спорного объекта капитального строительства с кадастровым номером №, общей площадью 5552,5 кв.м., по состоянию на 02 июня 2011 года составляет 7 390 000 руб. (л.д.12-73).
В отношении данного отчета представлено положительное экспертное заключение № 187/04/017 от 24 апреля 2017 года, подготовленное экспертом СРО «СИБИРЬ», членом которой является оценщик Пожарская И.В., составивший отчет, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 09-1/16 от 10 апреля 2017 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, а проведенная экспертиза отчета подтверждает итоговую рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком в отчете.
Анализируя содержание представленных документов, суд полагает, что отчет оценщика о рыночной стоимости объекта капитального строительства, как и положительное экспертное заключение, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012г. № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 02 июня 2011 года.
Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объект капитального строительства – 02 июня 2011 года соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными ответчиками, в том числе Коллегией Администрации Кемеровской области – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, а также заинтересованным лицом, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта.
Отчет оценщика о рыночной стоимости объекта капитального строительства содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта капитального строительства, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта капитального строительства определена по сравнительному подходу методом сравнения продаж, по доходному подходу методом капитализации доходов, отказ от затратного подхода обоснован. Для целей определения итоговой величины рыночной стоимости оценщик применил весовые коэффициенты. Для оценки спорного объекта капитального строительства сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки и выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведен анализ соответствия используемых оценщиком для расчета стоимости данных на соответствие состоянию рынка, проверена правильность применения оценщиком методов и подходов оценки и дано заключение о том, что расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком, соответствует выбранным и обоснованным оценщиком подходам и методам. Отчет оценщика и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта капитального строительства, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта капитального строительства в размере 7 390 000 рублей, и положительному экспертному заключению, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта капитального строительства.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства в размере 7 390 000 рублей по состоянию на 02 июня 2011 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта капитального строительства на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта капитального строительства ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении права административного истца оплачивать налог на имущество в экономически обоснованном размере, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования Галямовой Е.А. подлежат удовлетворению.
Поскольку Галямова Е.А. впервые обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлениями о пересмотре оспариваемой кадастровой стоимости 24 ноября 2016 г., то установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости в силу ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Галямовой Е. А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – здания, с кадастровым номером №, общей площадью 5552,5 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование – отдельно стоящее здание (ремонтная мастерская и станция техобслуживания автомобилей), расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 7 390 000 рублей, определенной по состоянию на 02 июня 2011 года, на период с 01 января 2016 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.
Дата обращения Галямовой Е. А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 24 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 ноября 2017 года.
Председательствующий: Зиновьева К.В.