Дело № 2а-291/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года Ивановская область, г. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Макаровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Заботиной Т.А.,
с участием представителя административного истца Криницына Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску 19 военной прокуратуры армии (войсковая часть <данные изъяты>) в интересах Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Заместитель военного прокурора 19 военной прокуратуры армии (войсковая часть <данные изъяты>), действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 военной прокуратурой армии, войсковая часть <данные изъяты> проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в результате которой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по URL-адресу: <адрес> размещена информация о незаконном приобретении (продаже) диагностических карт без проведения технического осмотра транспортного средства. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Вход на сайт осуществлён через поисковую систему «Поиск в Google» посредством направления запроса: «Купить диагностическую карту онлайн Тейково». Частью 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей. Таким образом, размещение в свободном доступе информации о способах приобретения диагностической карты транспортного средства без проведения технического осмотра у аккредитованных в установленном порядке операторов, способствует совершению преступлений, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации. Согласно сведениям из единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет», к информации, размещенной по URL-адресу: <адрес> ограничение (блокировка) доступа к сайту и (или) его страницам, не происходила, принятыми мерами установить владельцев сайта не представилось возможным. Согласно сервису для проверки доменов сайтов, расположенный по URL-адресу: <адрес> и ответа из отдела <данные изъяты>), владельцы сайта не установлены.
На основании изложенного, прокурор просит суд признать интернет-ресурс: URL-адресу: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить интернет-ресурс: <адрес> в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением суда от 27 мая 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Минайлов З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся администратором доменного имени <адрес> (л.д. 88-89).
Определением суда от 11 июня 2020 года принято уточнение исковых требований от административного истца, который просит суд признать интернет-ресурс: URL-адресу: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить интернет-ресурс: <адрес> в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца Криницын Н.О. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв, согласно которому в решении полагается на усмотрение суда (л.д. 99-103).
Административный ответчик Минайлов З.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке (л.д. 95,96).
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Полномочия прокурора на подачу в суд административного иска, содержащего требования о признании нформации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено установлены ст. 265.1 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации » (далее – ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет — это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу части 1 статьи 9 указанного закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайте <адрес> размещена информация, обладающая признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно на указанном Интернет-ресурсе размещена информация о незаконном приобретении (продаже) диагностических карт путем подачи онлайн заявки, то есть без проведения технического осмотра транспортного средства.
При этом незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ч. 3 ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут провоцировать граждан на приобретение и использование диагностических карт без проведения технического осмотра транспортного средства, влекущий уголовную ответственность за нарушение соответствующих предписаний закона.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Интернет-ресурс <адрес> доступен, соответственно, предоставляет возможность приобретения диагностических карт транспортных средств без проведения технического осмотра неопределенному кругу лиц.Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В развитие положений базового Федерального закона «О безопасности дорожного движения» принят Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств», которым определены понятия оператора технического осмотра, диагностической карты и порядок осуществления технического осмотра в Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» установлено, что операторы технического осмотра обязаны оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства.
В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 19 названного Федерального закона диагностическая карта является документом строгой отчетности, оформляется и выдается по результатам проведения обязательного технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержит заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства, то есть сведения о соответствии или несоответствии его технического состояния и оборудования обязательным требованиям безопасности транспортных средств, установленным соответствующими нормативными правовыми актами, правилами, стандартами и техническими нормами, а в случае соответствия - подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.
Из положений ст. 17 названного Федерального закона, а также Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008, следует, что для проведения технического осмотра и получения диагностической карты автовладелец обязан обратиться к оператору технического осмотра и предоставить ему свое транспортное средство для проведения такого осмотра.
Согласно п. 15 Правил по завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты по форме согласно приложению № 3, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.
Статьей 25 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» внесены изменения о том, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Вход на сайт <адрес> является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Кроме того, из пользовательского соглашения, размещенного в открытом доступе на указанном интерент-ресурсе следует, что результатом получения услуги по возможности подать заявку на прохождение техосмотра является бланк диагностической карты с результатом проведения технического осмотра на ПТО и заверенный печатью и подписью технического эксперта ПТО, отправленный посредством электронной почты на электронный почтовый ящик пользователя, который ранее воспользовался услугой.
Как следует из информации, размещенной на главной странице сайт <адрес>, то создатели сайта гарантируют официальное прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Таким образом, распространение данной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Размещенная на сайте информация способствует противоправному поведению граждан.
Предоставление возможности интернет-доступа к информации, за использование которой законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размещенная запрещенная информация находится в открытом доступе, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о признании соответствующей информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с требованиями статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ с 01 ноября 2012 года создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Полномочия по созданию, формированию и ведению данного единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В настоящее время деятельность по ведению реестра осуществляет центральный аппарат Роскомнадзора. На территориальные органы Роскомнадзора также возложены функции по введению в единый реестр вступивших в законную силу решений судов о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15.1 вышеуказанного закона основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
А потому, с учетом положений ст. 265.5 КАС РФ требование прокурора о направлении копии решения в Управление Роскомнадзора по Ивановской области для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему является правомерным.
В связи с чем, исковые требования военной прокуратуры армии (войсковая часть <данные изъяты>) являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования 19 военной прокуратуры армии (войсковая часть <данные изъяты>) в интересах Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области для внесения информации о доменном имени https://autotalon.info, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Макарова
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июня 2020 года.