Дело №12-1225/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 21 июня 2018 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Кузьмина М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Капустина С. С. в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу, на постановление государственного инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) от ____ года № ___ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», ОГРН 1031402044145, юридический адрес: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18А,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора охраны природы РС (Я) Борисовой С. Е. № ____ года юридическое лицо – ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» Капустин С. С. обратился с жалобой, ссылаясь на то, что при назначении административного наказания административным органом не учитывался характер совершенного административного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение юридического лица. В связи с незначительным сроком просрочки внесения платы, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду до вынесения о возбуждении дела об административном правонарушении, с учетом того, что ранее предприятие не привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение просит отменить постановление, производство по делу прекратить ввиду малозначительности правонарушения.
В судебном заседании представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» по доверенности Капустин С. С. жалобу поддержал, просил постановление государственного инспектора охраны природы РС (Я) Борисовой С.Е. № ____ г. отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью. Дополнительно пояснил, что просрочка не большая, составила ___ дней.
В судебном заседании государственный инспектор Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) Борисова С. Е. с жалобой не согласилась, против отмены постановления возражала, просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Пояснила, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 16 данного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно п. 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
В соответствии с ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
Из приведенных норм следует, что обязанность по внесению в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что ____ года Якутским природоохранным прокурором РС (Я) Ноговицыным А.К. в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» по факту нарушения порядка и сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно представленной Управлением Росприроднадзора по РС (Я) информации ГУП «ЖКХ РС (Я)» не внесло до ____ плату за негативное воздействие на окружающую среду за ____ года. По данным Управлением Росприроднадзора по РС (Я) задолженность ГУП «ЖКХ РС (Я)» на момент проверки прокуратуры по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за ____ года составляет 936 451,17 руб. Указанная сумма внесена ГУП «ЖКХ РС (Я)» только ____ в ходе проведения проверки Якутской природоохранной прокуратурой.
____ года государственным инспектором охраны природы РС (Я) Борисовой С. Е. в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» вынесено постановление о назначении административного наказания № ___.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ___ иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства в совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП «ЖКХ РС (Я)» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. ГУП «ЖКХ РС (Я)» совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, не оспаривает.
Довод жалобы о малозначительности инкриминированного административного правонарушения несостоятелен.
Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительностью правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначенное наказание должно соответствовать принципу разумности и справедливости.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, размера и тяжести вреда, обстоятельств совершения ГУП «ЖКХ РС (Я)» административного правонарушения, а также принимая во внимание виды наказаний, предусмотренных санкцией ст. 8.41 КоАП РФ, совершенное ГУП «ЖКХ РС (Я)» правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку данное правонарушение затрагивает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и посягает на установленный государством компенсационно-возмездный порядок в сфере охраны окружающей среды.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, и носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.
В данном случае, правонарушение в сфере общественных отношений, связанных с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду имеет высокую общественную опасность и социальную значимость, поскольку находится под постоянным особым контролем со стороны государства, а обстоятельства, приведенные заявителем в качестве свидетельствующих о малозначительности выявленных нарушений в силу прямого указания закона таковыми не являются.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ и с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление государственного инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) от ____ года № ___ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», ОГРН 1031402044145, юридический адрес: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18А – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья п/п М. А. Кузьмина
Копия верна
Судья М. А. Кузьмина
Секретарь А. С. Готовцева