Дело № 2а-341/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2019 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Кудрявцевой Е.А.,
с участием представителя административного истца – Коврига А.П., действующего на основании доверенности <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бережнова Б.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Бережнова Б.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации за Бережнова Б.Н. права собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 400 кв.м. по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. Согласно декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ инспекцией ГАСК АР Крым утверждено разрешение строительства трехэтажного жилого дома с цоколем и мансардой. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации №№, согласно которой объект по адресу: <адрес> площадью 1337,3 кв.м. имеет этажность: подвал + 4 этажа. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 400 кв.м., разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. В октябре 2018 г. он обратился в Госкомрегистр с заявлением о регистрации права на жилой дом, приложив декларацию о готовности объекта к эксплуатации и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Искаковой К.Е. приняла решение о приостановлении государственной регистрации в виде уведомления №, указав, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, для разрешенного использования земельных участков – для индивидуального жилищного строительства возможно размещение жилых домов не более 3-х этажей, а жилой дом с кадастровым номером № имеет пять этажей, в том числе один подземный. Кроме того, судебными решениями установлен факт использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, что выражается в превышении этажности, а также использовании здания в коммерческих целях, путем размещения в здании жилого дома гостиницы «Танаис», при разрешенном использовании – индивидуальное жилищное строительство. Для возобновления государственной регистрации государственный регистратор предлагает привести предоставленные правоустанавливающие документы в соответствие с требованиями действующего законодательства, либо привести параметры возведенного здания в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. Считает, что решение госрегистратора не соответствует п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п.2,9 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утверждённых постановлением Государственного совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым», Закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности», п.3.19 Государственных строительных норм 360-92*** «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», поскольку его пятиэтажное здание, состоящее из четырех надземных этажей и одного подземного, расположенное по <адрес> попадает под понятие объекта индивидуального жилого дома, который был построен после получения необходимого разрешения, с соблюдением градостроительных норм и правил, действующих на период начала строительства и его завершения, на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений сооружений. Привлечение к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка не является основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации права собственности, поскольку построенный им жилой дом не является самовольной постройкой.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседания не явился, направил возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении административных исковых требованиях. В обоснование своей позиции указывал, что осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-р переданы уполномоченному органу – Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: в частности, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> обратился ФИО6, предоставив в качестве документа основания декларацию о готовности объекта к эксплуатации. При проведении правовой экспертизы представленных документов установлено, что жилой дом с кадастровым номером № имеет пять этажей, в том числе один подземный, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. Кроме того, постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № Алуштинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) установлен факт использования земельного участка с кадастровым номером № на котором расположен жилой дом, не в соответствии с видом разрешенного использования, что выражается в превышении этажности здания и использовании здания в коммерческих целях. Решение о приостановлении государственной регистрации права собственности вынесено государственным регистратором в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент издания документов, представленных на государственную регистрацию. В результате приостановления государственной регистрации права, свободы и законные интересы Бережнова Б.Н. нарушены не были, поскольку принятым решением вопрос о регистрации либо отказе в регистрации права собственности по существу не разрешен.
Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Искаковой К.Е. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр).
Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-р, переданы уполномоченному органу - Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована на момент возникновения спорных правоотношений нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Ст.29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации и для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержатся в ст. 26, 27 указанного Закона.
В силу п.9 ч.1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе, не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Судом из материалов дела установлено следующее.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Бережнова Б.Н. является собственником земельного участка площадью 400 кв.м. по <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
В соответствии с декларацией о начале выполнения строительных работ, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 дано разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес> с количеством этажей 3 + мансарда + цоколь (л.д.7-12)
Декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная в архитектурно-строительной инспекции Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ №РК № свидетельствует, что жилой дом по <адрес>, имеющий 4 этажа+ подвал общей площадью 1337,3, жилой 350,3 кв.м. законченный строительством и готов к эксплуатации(л.д.13-18).
Из кадастрового паспорта объекта недвижимости - жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект имеет пять этажей, из них 1 подземный, общую площадь 1337,3 кв.м. и кадастровый № (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на здание по <адрес>, общей площадью 1337,3 кв.м., с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынес уведомление № о приостановлении регистрации изменений по тем основаниям, что декларация о готовности объекта к эксплуатации, выданная после ДД.ММ.ГГГГ не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права собственности на вновь созданный объект, в силу Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», для разрешенного использования земельных участков – индивидуальное жилищное строительство возможно размещение жилых домов не более 3-х этажей, однако жилой дом с кадастровым номером 90:15:030701:129 имеет пять этажей, в том числе один подземный. Кроме того, судебными решениям установлен факт использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, что выражается в превышении этажности здания, расположенного на земельном участке, а также в использовании здания в коммерческих целях, путем размещения в здании жилого дома гостиницы «Танаис». Также не поступили ответы на межведомственные запросы, направленные госрегистратором.
Из материалов регистрационного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру поступили ответы на запросы из Службы государственного строительного надзора Республики Крым и Администрации г. Алушта.
По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Регистратор в процессе правовой экспертизы обоснованно осуществлял проверку представленных документов и запросил в порядке межведомственного взаимодействия подтверждение их действительности в администрации города и в Службе государственного строительного надзора Республики Крым.
С учетом установленных судом обстоятельств, невозможности государственной регистрации права собственности истца до проверки предоставленных Бережнова Б.Н. документов, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований и отказе в их удовлетворении, поскольку государственным регистратором решения о приостановлении государственной регистрации права собственности истца принято с соблюдением процедуры принятия, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов истца.
Иные основания для приостановления государственной регистрации, указанные административным истцом, как обоснование исковых требований, в том числе о наличии нецелевого использования земельного участка, размещения на нем строения не соответствующего Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в отсутствие надлежащих сведений, не могут быть предметом надлежащей оценки госрегистратора, без получения подтверждения подлинности представленных для регистрации документов.
Принимая во внимание, что требование об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд–
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бережнова Б.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 21.01.2019 г.