К делу № 2-2476/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 09 декабря 2014 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Грачева П.А.,
при секретаре Пивень А.И.,
с участием помощника прокурора Темрюкского районного суда Мушкетова А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с указанным заявлением, и в своих уточненных требованиях просит суд, признать бездействие администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района по непринятию мер по устранению выявленных нарушений о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, незаконным.
Обязать администрацию Сенного сельского поселения Темрюкского района устранить выявленные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, путем:
обеспечения прохождения заместителем (помощником) руководителя постоянно-действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, обучения, переподготовки или повышения квалификации в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Краснодарского края (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне»; п. «в» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; п.п. 2, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003; п.п. 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 19 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС РФ от 19.01.2004 № 19);
обеспечения прохождения членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления обучения (переподготовки) в учебно-методическом центре или на курсах гражданской обороны муниципального образования (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне»; п. «в» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; п.п. 2, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003; п.п. 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 3 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС РФ от 19.01.2004 № 19);
определения номенклатуры запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст. 4, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006);
создания запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст. 4, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006);
организации подготовки и обучения личного состава эвакуационных органов муниципального образования в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на право ведение образовательной деятельности (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне»; Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 2.12 Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303; п. 15.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687);
подготовки отчетных материалов о выполненных мероприятиях плана основных мероприятий на текущий год (в соответствии с требованиями ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне», п.п. 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687);
поддержания в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения на территории муниципального образования, осуществления ее реконструкции и модернизации. Обеспечения соответствия количества громкоговорителей, необходимых для оповещения населения проживающего в населенных пунктах муниципального образования, проектной потребности, определенной в Схеме территориального планирования муниципального образования (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне»; Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 6 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687).
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Мушкетов А.С. поддержал уточненные заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.
Заинтересованное лицо представитель администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района по доверенности Патлахова Н.П. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Старший дознаватель ОНД Темрюкского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Чарухин П.П., в судебном заседании поддерживал заявленные требования прокурора Темрюкского района.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, находит заявление прокурора Темрюкского района подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления») к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют иные полномочия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон «О гражданской обороне») органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение указанных норм в деятельности администрации Темрюкского городского поселения имеются нарушения, а именно:
- заместитель (помощник) руководителя постоянно-действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, не проходил обучение, переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Краснодарского края (нарушение п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне»; п. «в» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; п.п. 2, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003; п.п. 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 19 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС РФ от 19.01.2004 № 19);
- члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления не проходили обучение (переподготовку) в учебно-методическом центре или на курсах гражданской обороны муниципального образования (нарушение п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне»; п. «в» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; п.п. 2, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003; п.п. 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 3 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС РФ от 19.01.2004 № 19);
- не определена номенклатура запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне (нарушение п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст. 4, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006);
- не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне (нарушение п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст. 4, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006);
- не проводится подготовка и обучение личного состава эвакуационных органов муниципального образования в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на право ведение образовательной деятельности (нарушение п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне»; Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 2.12 Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303; п. 15.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687);
- отсутствуют отчетные материалы о выполнении мероприятий плана основных мероприятий на текущий год (нарушение ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне», п.п. 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687);
- не поддерживается в состоянии постоянной готовности система централизованного оповещения населения на территории муниципального образования, не осуществляется ее реконструкция и модернизация. Количество громкоговорителей, необходимых для оповещения населения проживающего в населенных пунктах муниципального образования, не соответствует проектной потребности, определенной в Схеме территориального планирования муниципального образования (нарушение п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне»; Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 6 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687).
Таким образом, учитывая, что возложенные на администрацию полномочия по исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полной мере не выполнены, представителем администрации не оспариваются, то заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия – подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района по непринятию мер по устранению выявленных нарушений о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, незаконным.
Обязать администрацию Сенного сельского поселения Темрюкского района устранить выявленные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне, путем:
обеспечения прохождения заместителем (помощником) руководителя постоянно-действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, обучения, переподготовки или повышения квалификации в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Краснодарского края (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне»; п. «в» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; п.п. 2, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003; п.п. 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 19 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС РФ от 19.01.2004 № 19);
обеспечения прохождения членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления обучения (переподготовки) в учебно-методическом центре или на курсах гражданской обороны муниципального образования (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне»; п. «в» ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; п.п. 2, 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003; п.п. 3,4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 3 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС РФ от 19.01.2004 № 19);
определения номенклатуры запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст. 4, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006);
создания запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения на муниципальном уровне (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ст. 4, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»; постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006);
организации подготовки и обучения личного состава эвакуационных органов муниципального образования в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на право ведение образовательной деятельности (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне»; Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 2.12 Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303; п. 15.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687);
подготовки отчетных материалов о выполненных мероприятиях плана основных мероприятий на текущий год (в соответствии с требованиями ст.ст. 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне», п.п. 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687);
поддержания в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения на территории муниципального образования, осуществления ее реконструкции и модернизации. Обеспечения соответствия количества громкоговорителей, необходимых для оповещения населения проживающего в населенных пунктах муниципального образования, проектной потребности, определенной в Схеме территориального планирования муниципального образования (в соответствии с требованиями п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне»; Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п. 6 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: П.А. Грачев