Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 18 октября 2016 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-197/16 по административному исковому заявлению Звайгзне Э. В., Карабач С. А., Лемме О. Е., Сорокина П. А., Шестакова Р. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 194 362 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного в Дмитровском районе Московской области.
Административные истцы просили суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном ими отчете об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, получившем положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
В обоснование требований административные истцы ссылались на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя Министерства имущественных отношений Московской области судом была назначена экспертиза с целью проверки представленного административными истцами отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Проведение экспертизы поручено эксперту <данные изъяты>
Суду представлено экспертное заключение №СЭ-107/2016 от 15 июня 2016 года, согласно которому оценщиками <данные изъяты> при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли существенно повлиять на определение итоговой величины его рыночной стоимости. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка, которая составляла по состоянию на дату оценки – 22 июля 2014 года – <данные изъяты>
После получения заключения эксперта представитель административных истцов, не оспаривая заключение эксперта, просила установить рыночную стоимость земельного участка в размере, определенном в представленном административными истцами отчете №03-09-Д/15 от 28 сентября2015 года – <данные изъяты>
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области не оспаривала право административных истцов на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, однако полагала установленную экспертом рыночную стоимость земельного участка завышенной. Принятие решения об установлении величины рыночной стоимости спорного земельного участка оставляла на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.
Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежащим удовлетворению частично.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, п. 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО №4).
В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных указанной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее – Распоряжение №564-РМ) утверждены – по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на праве собственности принадлежит в долях: Звайгзне Э.В. – 1/13, Карабач С.А. – 2/13, Лемме О.Е. – 5/13, Сорокину П.А. – 4/13, Шестакову Р.И. – 1/13.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о регистрации права собственности (л. д. 10-11, 50-52).
Из представленной суду кадастровой справки о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости усматривается, что датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 22 июля 2014 года (л. д. 13). Кадастровая стоимость данного земельного участка определена Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по состоянию на 22 июля 2014 года и составила <данные изъяты>
Рыночная стоимость земельного участка в размере, определенном в представленном административными истцами отчете №03-09-Д/15 от 28 сентября2015 года составила 65 564 133 рубля.
Согласно экспертному заключению № СЭ-107/2016 от 15 июня 2016 года эксперта <данные изъяты> которой судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельного участка административного истца, рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 22 июля 2014 года составляла <данные изъяты>
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется и полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 22 июля 2014 года в заключении эксперта <данные изъяты>
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная ею методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельного участка, суду не представлено.
Доводы представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области о том, что установленная экспертом Липпонен Ю.С. рыночная стоимость спорного земельного участка завышена, по мнению суда, несостоятельны.
С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
В то же время, представленный административными истцами и исследованный в судебном заседании отчет №03-09-Д/15 от 28 сентября 2015 года, подготовленный по заказу административных истцов оценщиками <данные изъяты> не соответствует – как установлено в заключении эксперта <данные изъяты> требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (л. д. 176).
С учетом указанного суд приходит к выводу, что указанный отчет не может быть принят в качестве доказательства, поскольку не подтверждает достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Звайгзне Э.В., Карабач С.А., Лемме О.Е., Сорокина П.А., Шестакова Р.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной – подлежит частичному удовлетворению, а именно: в размере <данные изъяты>
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статье 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае заявление административных истцов об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка поступило в суд 01 декабря 2015 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2015 года.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Звайгзне Э. В., Карабач С. А., Лемме О. Е., Сорокина П. А., Шестакова Р. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> поданное в Московский областной суд 01 декабря 2015 года, - удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 194 362 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 22 июля 2014 года, в размере <данные изъяты>
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> включая дату обращения в Московский областной суд – «01 декабря 2015 года» - в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.