Дело № 2а-597/2017 Председательствующий – судья Корбан А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-3637/2017
гор. Брянск 05 октября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Зубковой Т.И., Катасоновой С.В.,
при секретаре Зверевой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – главы Администрации Новозыбковского района Кошарного С.Н. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 22 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новозыбковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новозыбковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Шеломовского сельского поселения Новозыбковского района Брянской области, в ходе которой установлено, что на территории Шеломовского сельского поселения по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Шеломы, ул. Центральная, напротив домовладения №3, расположен бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец). По сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области записи о регистрации прав на данный источник водоснабжения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. В реестре муниципальной собственности Шеломовской сельской администрации, администрации Новозыбковского района Брянской области объект не числится, на балансе не состоит. Администрацией Новозыбковского района Брянской области меры по обеспечению безопасности шахтного колодца на подведомственной территории предприняты не были, не обеспечивается участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Новозыбковского района Брянской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Шеломы, ул. Центральная, напротив домовладения №3. Обязать администрацию Новозыбковского района Брянской области принять меры по постановке указанного бесхозяйного объекта на учет в Межмуниципальном отделе по Новозыбковскому, Злынковскому районам и гор. Новозыбков Управления Росреестра по Брянской области.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 22 июня 2017 года заявленные требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области удовлетворены в полном объеме.
Суд признал незаконным бездействие администрации Новозыбковского района Брянской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и обязал администрацию Новозыбковского района Брянской области принять меры по постановке на учет в Межмуниципальном отделе по Новозыбковскому, Злынковскому районам и гор. Новозыбков Управления Росреестра по Брянской области бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного рядом с домовладением №3 по ул. Центральной с. Шеломы Новозыбковского района Брянской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем незамедлительно уведомить прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры.
В апелляционной жалобе Глава администрации Новозыбковского района Брянской области Кошарный С.Н. просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает на нецелесообразность признания бесхозяйного объекта недвижимого имущества (шахтного колодца) и принятия его в собственность муниципального образования, поскольку в с. Шеломы и на территории домовладения №3 по ул. Центральной с. Шеломы имеется централизованное водоснабжение, в указанном домовладении никто не зарегистрирован. Сылается на то, что для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет необходимо оформить соответствующую техническую документацию, что требует дополнительных финансовых расходов, которые в бюджет на 2017 год заложены не были.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Ляшкова Т.М. просит оставить решение суда от 22 июня 2017 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем, в силу ч.2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения Новозыбковского городского суда Брянской области от 22 июня 2017 года по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Новозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Шеломовского сельского поселения Новозыбковского района Брянской области.
В ходе проверки установлено, что на территории Шеломовского сельского поселения по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Шеломы, ул. Центральная, рядом с домовладением №3, расположен бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец). Из уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 13 апреля 2017 года № следует, что записи о регистрации прав на данный источник нецентрализованного водоснабжения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно письму администрации Новозыбковского района Брянской области от 09 июня 2017 года № источники нецентрализованного водоснабжения, расположенные в населенных пунктах района, в муниципальной собственности района и сельских поселений не значатся; не включены в перечень объектов нецентрализованного водоснабжения населенных пунктов, так как не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам водоснабжения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, положениями статей 2, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положениями Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что непринятие мер по оформлению права собственности на бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), мер по установлению владельца, приведет к отсутствую контроля за состоянием колодца и его работоспособности, создаст угрозу санитарному благополучию граждан.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца), в том числе, бесхозяйных.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, бездействие администрации Новозыбковского района Брянской области в части обращения в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и гор. Новозыбков Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о принятии источника нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), расположенного по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Шеломы, ул. Центральная, рядом с домовладением №3, на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, вытекающей из положения пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, признав незаконным бездействие администрации Новозыбковского района Брянской области, и обязав администрацию Новозыбковского района Брянской области принять меры по постановке на учет в Межмуниципальном отделе по Новозыбковскому, Злынковскому районам и гор. Новозыбков Управления Росреестра по Брянской области указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
При рассмотрении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела и правового значения для отмены решения суда первой инстанции не имеют. Решение суда является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 22 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новозыбковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества оставить без изменения, апелляционную
жалобу представителя административного ответчика - главы администрации Новозыбковского района Брянской области Кошарного С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда Т.И. Зубкова
С.В. Катасонова