УИД 57RS0024-01-2024-001685-41
№ 2-1234/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2024 года г. Орёл
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Широбоковой Т.А.,
при секретаре Брусовой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла к администрации г. Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла, Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе № 27 г. Орла о понуждении к совершению действий
установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла, Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе № 27 г. Орла о понуждении к совершению действий.
В обосновании требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в части соблюдения прав детей-инвалидов, в том числе на получение образования, доступ к образовательным учреждениям.
Проверкой установлено, что помещение Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Указанные обстоятельства были выявлены прокуратурой района в январе 2024 года, что послужило основанием для внесения представления мэру г. Орла, по результатам рассмотрения которого мер по устранению выявленных нарушений не принято.
Проверкой, проведенной в июне 2024 года, установлено, что управлением образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла лимиты бюджетных обязательств для оборудования Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла индукционными петлями не выделены, в связи с чем, указанные приборы в образовательном учреждении не установлены.
Также, согласно информации администрации г. Орла звукоусиливающая аппаратура в Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе № 27 г. Орла также не установлена.
В связи с не оборудованием помещения Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, нарушаются права слабослышащих воспитанников образовательного учреждения на доступность образовательных услуг.
Несмотря на отсутствие в настоящее время на обучении в Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе № 27 г. Орла детей-инвалидов по слуху, не исключает факт дальнейшего обучения в образовательном учреждении несовершеннолетних данной категории, а также не исключает обучение в учреждении слабослышащих детей, круг которых невозможно определить, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой прав несовершеннолетних воспитанников Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла.
Просит обязать администрацию г. Орла в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств из бюджета муниципального образования «Город Орел» и в лице Управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла осуществить финансовое обеспечение Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла в размере, необходимом для оборудования помещения образовательного учреждения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петую среднюю общеобразовательную школу № 27 г. Орла в течение 4 (четырех) месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать помещение Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Быковская Е.В. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика администрации города Орла Рындина О.А. возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла, представитель ответчика Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, представитель третьего лица Финансового управление администрации города Орла - в судебное заседание не явились, ходатайств не заявляли.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона №181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) государственная политика в области образования основывается на принципах приоритета жизни и здоровья человека.
Согласно п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Подпунктом «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309, предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Индукционные петли представляют собой специализированные приборы, которые позволяют слабослышащему человеку получать необходимую информацию.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что помещение Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Указанные обстоятельства были выявлены прокуратурой района в январе 2024 года, что послужило основанием для внесения представления мэру г. Орла, по результатам рассмотрения которого мер по устранению выявленных нарушений не принято.
Проверкой, проведенной в июне 2024 года, установлено, что управлением образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла лимиты бюджетных обязательств для оборудования индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла не выделены, в связи с чем, указанные приборы в образовательном учреждении не установлены.
В связи с не оборудованием помещения Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, нарушаются права слабослышащих воспитанников образовательного учреждения на доступность образовательных услуг.
Выявленное нарушение в вышеуказанном образовательном учреждении негативным образом влияет на состояние законности в данной сфере, нарушает права несовершеннолетних детей-инвалидов, в том числе, которые в дальнейшем будут обучаться в учреждении.
Несмотря на отсутствие в настоящее время на обучении в Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе № 27 г. Орла детей-инвалидов по слуху, не исключает факт дальнейшего обучения в образовательном учреждении несовершеннолетних данной категории, а также не исключает обучение в учреждении слабослышащих детей, круг которых невозможно определить, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой прав несовершеннолетних воспитанников Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла.
Из Устава Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла следует, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Орёл», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Орла в лице управления образования, спорта и физической культуры администрации города Орла. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Орёл».
Согласно Положению об управлении образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла, утвержденного постановлением администрации г. Орла от 09.03.2016 № 854, учредителем управления является муниципальное образование «Город Орел», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Орла. Управление от имени администрации г. Орла в пределах своей компетенции осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных организаций.
Таким образом, обязанность по финансированию деятельности Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла возлагается на учредителя.
Таким образом, неисполнение ответчиками своих обязанностей по оборудованию помещения звукоусиливающей аппаратурой нарушает права неопределенного крута лиц на доступность образовательных услуг.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры города Орла, Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе № 27 г. Орла о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств из бюджета муниципального образования «Город Орел» и в лице Управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла осуществить финансовое обеспечение Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла в размере, необходимом для оборудования помещения образовательного учреждения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой; обязать Муниципальную бюджетную среднюю общеобразовательную школу № 27 г. Орла в течение четырех месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать помещение Муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 27 г. Орла, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 21 октября 2024 года.
Судья Т. А. Широбокова