Решение по делу № 2-446/2015 от 07.04.2015

Дело № 2-446/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи    Черниковой О.В.,

при секретаре    Ращектаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Республики Коми 18 мая 2015г. дело по иску Шабалина Г.А. к ФКУ ИК-51 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов РФ о взыскании материального вреда и компенсации морального вреда,

установил:

Шабалин Г.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-51 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми о взыскании недополученных сумм региональной денежной доплаты к пенсии с июля 2014г. по февраль 2015г. в размере <данные изъяты> руб. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., мотивируя тем, что по вине инспектора по социальной защиты ИК-51 ему не была начислена социальная доплата к пенсии.

Истец, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, так как находится в местах лишения свободы, правом обеспечить участие своего представителя в рассмотрении дела не воспользовался, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми Стародубец Е.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что региональная доплата к пенсии устанавливается на основании личного заявления осужденного, которое истец в период с 06 июля 2014г. по 01 февраля 2015г. через администрацию ИК-51 не подавал. Региональная доплата к пенсии истцу была назначена с февраля 2015г. на основании его личного заявления. С законами, касающимися социальной защиты населения, истец был ознакомлен по прибытию в ИК-51, в июле 2014г., сентябрь-октябрь 2014г. истец был трудоустроен, а доплата выплачивается неработающим пенсинерам.

Управление Федерального казначейства по Республике Коми, действуя в интересах Министерства финансов РФ, не обеспечил явку представителя в судебное заседание, представил отзыв относительно иска, в котором иск не признает, просит рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Шабалин Г.А. отбывает уголовное наказание в <данные изъяты> с 06 июля 2014г., является получателем трудовой пенсии с мая 2010 г., размер которой с июля 2014г. составляла <данные изъяты> руб., с января 2015г. – <данные изъяты> руб., с февраля 2015г. – <данные изъяты> руб.

С 01 февраля 2015г. Шабалин Г.А. получает к пенсии региональную социальную доплату в размере <данные изъяты> руб., которая ему установлена ГБУ РК <данные изъяты> на основании личного заявления Шабалина Г.А. от 26 февраля 2015г., поступившего 03 марта 2015г. из ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Исходя из положений сттаьей 10, 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, набор социальных услуг, социальное пособие и иной государственной социальной помощи.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Из правового анализа указанных выше положений Федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Согласно Правилам обращения за региональной социальной доплаты к пенсии, порядок её установления, выплаты и пересмотра её размера, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 21.12.2004 № 281 (Приложение № 10), региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год (пункт 4). Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании заявления и документов, перечисленных в пункте 7. При этом, пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением региональной социальной доплаты к пенсии в центр по предоставлению государственных услуг по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения ( пункт 12). Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в размере разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми, и общей суммой материального обеспечения пенсионера (пункт 25).При обращении за региональной социальной доплатой к пенсии по истечении шести месяцев с месяца выплаты пенсии в Республике Коми указанная доплата устанавливается с месяца обращения за ней.

В соответствии с Законами Республики Коми № 75-РФ от 03.10.2013г., № 115-РЗ от 26.09.2014 величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми установлена, соответственно, на 2014 год в размере 7 798 рублей, на 2015 год в размере 9 078 рублей.

Исходя из изложенного следует, что назначении региональной социальной доплаты к пенсии носит заявительный характер, а потому получение социальной доплаты к пенсии является правом пенсионера-заявителя и реализуется путем предоставления соответствующего заявления в государственное бюджетное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, на территории которого территориальными органами ОПФР по Республики Коми ему осуществляется пенсионное обеспечение.

Пункты 1, 3 Письма МВД РФ от 06.11.1997 г. № 18/13-204 «О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях» предусматривают, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

Согласно пункту 5 указанного письма подготовка, оформление и представление документов к назначению пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке представления и оформления документов для назначения пенсии, утвержденном Минтрудом России 13.08.92 № 1654-РБ и Минсоцзащиты России 14.08.92 N 1-2761-18.

Исходя из анализа указанных норм следует, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения для назначения региональной социальной доплаты к пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление лица, отбывающего наказание о назначении данной доплаты, которое подлежит передаче в указанный Центр. Все лица реализуют принадлежащие им права самостоятельно, в связи с чем, наличие у истца права на получение региональной социальной доплаты к пенсии не может быть реализовано без его личного участия - обращения с соответствующим заявлением либо иным обращением к администрации колонии. При этом, исправительное учреждение лишь оказывает содействие в реализации прав осужденного-заявителя на получение социальных доплат.

О существующем нормативном порядке реализации права на получение региональной социальной доплаты к пенсии истец не мог не знать, поскольку ранее в период отбывания наказания в ФКУ <данные изъяты>, истец обращался в ГБУ РК «<данные изъяты>» 04 июня 2014г., ответ на которое имеется в материалах дела. Однако, с заявлением об установлении региональной социальной доплаты истец обратился через администрацию ФКУ ИК-51 лишь 26 февраля 2015г.

В порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлены суду доказательства о раннем обращений к администрации ФКУ ИК-51 с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии.

Как установлено судом, Шабалин Г.А. 15 и 16 июля 2014г., с 03 сентября по 14 октября 2014г. был трудоустроен в ФКУ <данные изъяты>, следовательно, в указанные периоды истец не имел право на получение региональной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ и статьей 151 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно пункту 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Действующее законодательство не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере рассматриваемых правоотношений.

Доказательств того, что ответчиком были нарушены личные неимущественные права истца, суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что виновных действий, повлекших нарушение прав истца на получение региональной социальной доплаты к пенсии с июля 2014г. по февраль 2015г., а также нарушение личных неимущественных прав истца, администрацией ФКУ ИК-51 не допущено, поэтому в иске о взыскании недополученных сумм региональной социальной доплаты к пенсии и компенсации морального вреда с ФКУ ИК -51 и Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Шабалина Г.А. к ФКУ ИК-51 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов РФ о взыскании недополученных сумм региональной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> руб. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме- 19 мая 2015г. путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                        О.В. Черникова

2-446/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шабалин Г.А.
Ответчики
ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД УФСИН России по РК
Министерство финансов РФ
Управление Федерального Казначейства по РК
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
07.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2015Передача материалов судье
10.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2015Предварительное судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
18.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее