Дело № 2-3305/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Печковой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Гришина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики к Захаров В.И. о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
прокурор Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Захаров В.И. о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «Сантехника-М» в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ответчиком не ведется целенаправленная работа по созданию безбаръерной среды жизнедеятельности и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, что выявлено при проведении проверки его деятельности.
Нежилое помещения в <адрес> принадлежит на праве собственности Захарову В.И., в нем располагается магазин бытовых товаров «Сантехника-М».
Внешний вход в помещения не оборудован пандусом и поручнем для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и маломобильных групп населения, не соответствует требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям ГОСТ Р 51261: уклон марша пандуса круче 1:20 (5%), пандус не оборудован поручнями, ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м., что исключает безопасное его использование при посещения аптеки, нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, просит обязать ответчика создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «Сантехника-М», путем установления технических средств для маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Судебное извещение, направленное ответчику по адресу регистрации по месту жительства (<адрес>) последним не получено и возвращено в суд с отметкой «Возврат по истечении срока».
В соответствии со ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять возложенные на них обязанности.
Согласно ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает и не находится.
В силу ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Третье лицо Калининская районная организация Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов представителя в суд не направила.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Установлено, что в нежилом помещении, назначение: нежилое, <адрес>, располагается магазин «Сантехника-М», осуществляющий продажу бытовых товаров.
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуальных предпринимателей серии № Захаров В.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года №605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2012), вход в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не оборудован беспрепятственным доступом для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» Министерство регионального развития РФ Приказом от 27 декабря 2011 года № 605 утвердило и ввело в действие с 1 января 2013 года свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012) (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Согласно пунктам 5.1.1, 4.1.14 Свода правил, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В силу п. 1.2 указанного свода правил, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Поскольку принадлежащие ответчику помещения используются в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, они должны быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, ответчиком должен быть обеспечен беспрепятственный доступ.
Исключение из этого правила законодатель допускает только в единственном случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, тогда, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, допускается осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Общие требования по обустройству пандуса предусмотрены в пунктах 4.1.14 - 4.1.16 СНиПа 35-01-2001. В частности, в них установлено, что наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1: 20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно относительно прилегающей поверхности.
Анализ положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и Свода правил показывает, что пандус является элементом строительной конструкции здания. Сооружение пандуса у входа в здание не относится к реконструкции объекта капитального строительства.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у ответчика реальной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание, что в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, и учитывая, что обязанность по соблюдению отраслевых норм и правил, действующих в отношении спорного объекта, возложена на ответчика, доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности приспособить аптеку для нужд инвалидов в соответствии с требованиями свода правил СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261 стороной ответчика не представлено, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь изложенным, на основании ст.ст. 195-198, 235-137 ГПК РФ,
решил:
обязать Захаров В.И. создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание магазина «Сантехника-М», расположенное по адресу: <адрес>, путем установления технических средств для маломобильных групп населения в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр).
взыскать с Захаров В.И. госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать заявление в Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: судья А.В. Вассияров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.