Дело № 2а-2096/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2018 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе судьи Курнаевой Е.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Соснина Д.О. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение права,
установил:
Соснин Д.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> (далее по тексту – Департамент, ДЗО администрации <Адрес>), с требованиями о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 133 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 440 кв.м.; возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению.
В обоснование заявленных требований указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ДЗО администрации <Адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 133 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 440 кв.м. По результатам рассмотрения указанного заявления, ДЗО администрации г. Перми подготовлено оспариваемое решение об отказе в перераспределении земельного участка, в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, красные линии установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что отказ ДЗО администрации <Адрес> является незаконным, поскольку проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № разработан в отношении одиннадцати земельных участков, относящихся к земельным участкам общего пользования. Территории, занятые индивидуальными жилыми домами в данном проекте межевания не затрагивались. То есть проект межевания на такие территории не утверждался. Данный факт подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Доводы ДЗО администрации <Адрес> о наличии иных проектов межевания на этой же территории не соответствует действительности, поскольку указанные в обжалуемом отказе проекты межевания, разработаны в отношении иных территорий, расположенных на значительном удалении от испрашиваемого земельного участка. Согласно отказа административного ответчика, основанием для принятия решения об отказе послужил именно Регламент предоставления муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности». Следует обратить внимание, что данный документ не является нормативным правовым актом, а регулирует лишь действия административного ответчика по предоставлению муниципальной услуги. Основания для принятия того или иного решения о перераспределении земельных участков установлены Земельным кодексом РФ. Ссылка ДЗО администрации <Адрес> на п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ ничем не подтверждена и является необоснованной. На основании изложенного полагает, что оспариваемое решение Департамента нарушает ее права и законные интересы, в связи с чем, просит заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Административным истцом представлены письменные пояснения по иску /л.д.101-104/, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежащий Соснину Д.О., образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <Адрес>. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером № до раздела принадлежал ФИО2 ФИО2 в 2014 году обращался в ДЗО администрации <Адрес> за предоставлением дополнительного земельного участка площадью 1 300 кв.м. Однако, в предоставлении земельного участка было отказано по причине нахождения испрашиваемого земельного участка на территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории – проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №. Впоследствии, решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано незаконным решение ДЗО об отказе в предоставлении в собственность земельного участка ФИО2 Одним из оснований для признания решения незаконным послужило то обстоятельство, что из проекта межевания территории жилого района Камская долина, утвержденного постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в него включено 11 земельных участков, в которые испрашиваемый земельный участок не входит. Земельный участок, площадью 442 кв.м. испрашиваемый Сосниным Д.О. полностью расположен в границах земельного участка площадью 1 300 кв.м. ранее испрашиваемого ФИО2 в 2014 году и являвшимся предметом рассмотрения по делу №. Также, при рассмотрении заявления ФИО2 по делу № им испрашивался земельный участок площадью 1 300 кв.м. и располагался он на этой же территории, также частично в охранной зоне Л-3. Однако, никаких оснований для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на названную зону со стороны ДЗО администрации г. Перми не было. Кроме того, охранная зона Л-3 является исключительно охранной зоной, а не объектом культурного наследия и не попадает под требования п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Образуемый земельный участок полностью расположен в территориальной зоне Ж-4, основными видами разрешенного использования для которой в том числе поименованы: детские площадки с элементами озеленения, площадки для отдыха с элементами озеленения. При этом законом не запрещается использовать земельный участок в соответствии с одновременно несколькими основными видами разрешенного использования. С учетом нахождения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-4, его частичное нахождение в охранной зоне Л-3 не препятствует предоставлению земельного участка, а лишь налагает на собственника земельного участка обязанность по соблюдению установленных для зоны охраняемого природного ландшафта ограничений. Таким образом, ДЗО администрации г. Перми необоснованно и преждевременно ссылается на охранную зону Л-3.
Административным ответчиком Департаментом земельных отношений администрации г. Перми представлены письменные возражения относительно административного иска /л.д.62-65/, в соответствии с которыми заявленные требования удовлетворению не подлежат. Образуемый земельный участок частично располагался в охранной зоне объектов культурного наследия – парковой зоне в долине рек (Л-3). Поскольку при перераспределении интересующего административного истца земельного участка он будет иметь тот же вид разрешенного использования, что и земельный участок с кадастровым номером № а именно индивидуальное жилищное строительство, а земельный участок площадью 440 кв.м. расположен в зоне запрета любого строительства, отказ ДЗО администрации г. Перми является законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (привлечен к участию в деле определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ), выразил несогласие с административным иском по доводам, изложенным в письменном отзыве /л.д.52-54/, из которого следует, что Сосниным Д.О. доказательств того, что оспариваемым решением нарушены какие-либо права, которые подлежат судебной защите, в материалы дела не представлено. В отношении территории, на которой располагается испрашиваемый земельный участок, разработана документация по планировке территории, утвержденная постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно проекту межевания территории, утвержденному указанным постановлением Администрации <Адрес>, земельный участок с кадастровым номером № по <Адрес>, отображен на плане межевания территории под № как существующий с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем, перераспределение данного земельного участка не предусмотрено. Кроме того, образуемый земельный участок частично расположен в зоне охраняемого природного ландшафта (Л-3), в которой запрещается нарушение предметов охраны при любых видах деятельности; строительство зданий и сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью; строительство промышленных и коммунальных объектов, в том числе гаражных комплексов; выделение земельных участков под садоводство, огородничество.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в силу следующего
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 11.2, ст. 11.7, п. п. 4, 6 ст. 11.9, п. 2 ст. 11.10, п.п. 3 п. 16 ст. 11.10, ст. 39.28, п. 1, п.п. 1, 11, 12, 13 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ).
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2).
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ст. 11.7).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4 ст. 11.9).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.п. 3 п. 16 ст. 11.10).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ст. 39.28).
Необходимо учитывать, что перечень случаев, когда возможно перераспределение указанных в статье 39.28 ЗК РФ земель, является исчерпывающим.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории (п.п. 1, 11, 12, 13 п. 9 ст. 39.29).
Согласно ст. ст. 1, 2, 12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) (ст. 1).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований (ст. 2).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ст. 12).
Постановлением Администрации г. Перми от 12.10.2015 № 744, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержден Административный регламент предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее - Регламент).
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2.11.11 Регламента);
- земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории (п. 2.11.13 Регламента).
На основании Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39, основной целью Департамента является эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, а также реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов города Перми по вопросам регулирования земельных отношений в пределах компетенции (п. 2.1). К функциям Департамента относятся в том числе принятие решения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством (п. 3.1.5).
Судом установлено, что Соснин Д.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 307 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости /л.д.86/.
ДД.ММ.ГГГГ Соснин Д.О. обратился в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 440 кв.м. /л.д.91,83/, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории /л.д.89/.
По результатам рассмотрения обращения административного истца, ДЗО администрации <Адрес> принято оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.68-70/, в котором указано, что причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства: п. ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента. По сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <Адрес> образуемый земельный участок частично расположен в охранной зоне объектов культурного наследия – парковой зоне в долинах рек (Л-3). В соответствии с Правилами землепользования и застройки <Адрес>, утвержденными решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, в данной зоне запрещается строительство зданий и сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью; п. ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента. По сведениям автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <Адрес> образуемый земельный участок расположен в элементах планировочной структуры, красные линии установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного <Адрес>, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в <Адрес>». В элементе планировочной структуры, в границах которого расположен образуемый земельный участок, разработаны проекты межевания территории, утвержденные постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного <Адрес>, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в <Адрес>», постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории по <Адрес>». Данными проектами межевания не предусмотрено формирование испрашиваемого земельного участка.
Разрешая по существу заявленные требования, суд учитывает, что административное исковое заявление подано в суд в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности, суд находит решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, принадлежащего Соснину Д.О., обоснованным, не противоречащим закону и не нарушающим права административного истца.
К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Проанализировав Справку по градостроительным условиям участка, расположенного в <Адрес> общей площадью 1 573, 02 кв.м. (образуемый земельный участок) /л.д.72-91/, суд считает установленным то обстоятельство, что по предоставленным истцом координатам перераспределение земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 307 кв.м., расположенного в территориальной зоне – зона индивидуальной жилой застройки (Ж-4), предусматривает его увеличение за счет присоединения земельного участка площадью 440 кв.м., частично (357, 795 кв.м.) расположенного в зоне охраняемого природного ландшафта – парковой зоне в долине рек (Л-3).
Вместе с тем, в силу ч. ч. 2, 10 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (ч. 2 ст. 85).
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры (ч. 10 ст. 85).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.
Статьей 50 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Перми утверждена карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия г. Перми.
Статьей 53 Правил землепользования и застройки города Перми утвержден градостроительный регламент, согласно которому на территории зоны Л-3 запрещается нарушение предметов охраны при любых видах деятельности; строительство зданий и сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью; строительство промышленных и коммунальных объектов, в том числе гаражных комплексов; выделение земельных участков под садоводство, огородничество.
На основании изложенного, принимая во внимание положения п. п. 4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ о том, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости либо образование земельных участков приводит к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к нарушению требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, суд приходит к выводу о том, что формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ (ч. 4 ст. 30) не допускается.
Таким образом, недопустимо совмещать правовой режим земельных участков, находящихся в двух зонах.
Установив указанное обстоятельство, с учетом требований ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается, суд приходит к выводу об обоснованности отказа истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 440 кв.м., при этом учитывает, что истец не лишен права на обращение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка иной площадью в границах одной территориальной зоны.
Доводы истца о возможности предоставления земель, расположенных в территориальной зоне Л-3 правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку судом разрешен спор о возможности образования земельного участка путм перераспределения земель, расположенных в иной территориальной зоне чем изначальный земельный участок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно статье 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при перераспределении земельных участков.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 ГрК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Следовательно, если виды использования земельного участка не входят в перечень видов разрешенного использования, образование новых земельных участков, не соответствующих градостроительным требованиям, закон не допускает.
Доводы административного истца о том, что ДЗО администрации <Адрес> не представлены доказательства того, что образуемый земельный участок расположен в элементах планировочной структуры, красные линии установлены в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного <Адрес>, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в <Адрес>» не могут быть приняты во внимание, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену оспариваемого решения административного ответчика повлечь не могут.
При этом суд учитывает, что в соответствии с пояснениями представителя административного ответчика, данными в ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.93/, основанием для отказа явилось частичное нахождение образуемого земельного участка в охранной зоне объектов культурного наследия – парковой зоне в долинах рек (Л-3), ссылка в решении на документацию по планировке территории, утвержденную постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, являлась ошибочной.
Также судом учитывается, что оспариваемое решение принято должностным лицом Департамента земельных отношений администрации <Адрес> в пределах его полномочий, предусмотренных Положением о Департаменте земельных отношений администрации <Адрес>.
Таким образом, отказ административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельного участка является правомерным и соответствует требованиям действующего земельного законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления Соснина Д.О. к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 133 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 440 кв.м.; возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению, у суда не имеется.
При этом истец не лишен права на обращение о перераспределении земельного участка в иных границах, в пределах одной территориальной зоны Ж-4.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска, законных оснований для возмещения судебных расходов в силу ст. ст. 111, 112 КАС РФ, также не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 227, 175-180, 290 КАС РФ, суд
Решил:
в удовлетворении административного искового заявления Соснина Д.О. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 133 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 440 кв.м.; возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Курнаева Е.Г.