Решение по делу № 2-697/2024 от 12.01.2024

Дело № 2-697/2024

УИД 42RS0007-01-2024-000090-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Жилина С.И.

при ведении протокола секретарем Клейменовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

                                                                                                 25 июня 2024 г.

гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Попову Т.В., Попкову И.Ю. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с обеспечением проживания, запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Попову Т.В., Попкову И.Ю. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с обеспечением проживания, запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан.

    Исковые требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Центрального района г. Кемерово во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса от **.**,** «О проведении проверки соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, престарелых, бездомных, и иных социально незащищенных категорий граждан», а также поручения прокуратуры г. Кемерово от **.**,** проведена проверка соблюдения требований предоставления социальных услуг, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также соблюдения правил пожарной безопасности на объектах с круглосуточным пребыванием людей.

    В ходе проверки установлено, что на территории Заводского района г.Кемерово в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., предоставляются социальные услуги по социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (бездомные лица, лица, имеющие алкогольную зависимость, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.).

    Собственником жилого помещения является Попов Т.В, Между собственником и Попковым И.Ю. заключен договор аренды части жилого дома. Согласно пункту 1.4 договора, жилое помещение сдается для проживания семьи арендатора и его гостей сроком на 11 месяцев с **.**,** по **.**,**. В силу п. 2.3 договора арендатор обязуется использовать жилое помещение только в качестве жилья для лиц, указанных в п. 1.4 договора. В силу п. 4.1 договора арендная плата на весь период договора устанавливается в размере 50 000 рублей в месяц. Вместе с тем, на момент проверки в указанном жилом помещении проживало 8 человек. Установлено, что ответственность за организацию проживания лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию по адресу: ..., несет Попков И.Ю.

В ходе проверки получены объяснения от Попкова И,Ю. (арендатора), который пояснил, что около года проживает по указанному адресу на основании договора аренды, по условиям которого арендная плата составляет 50 000 рублей в месяц. Жилое помещение состоит из 8 комнат, 2 санузлов, гаража.

На момент проверки в указанном жилом помещении проживало 8 человек. Люди периодически меняются. Попков И.Ю. предоставляет для проживания жилое помещение гражданам, обратившимся за помощью. Все граждане работают, помогают по дому, складываются деньгами на общие нужды, на продукты питания. При этом регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет.

Вместе с тем, установлено, что ответчиками договоры с проживающими в жилом помещении гражданами не заключались, индивидуальные программы не разрабатывались.

При обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности должностными лицами отделения НДПР ОНДПР г. Кемерово в январе 2023 г. выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:

-    здание не оборудовано системой пожарной сигнализации (п. 4.4, п. 4.8,пп. 6.2 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации»);

-    печь эксплуатируется без предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 х 0,7 метра (п. 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    при эксплуатации объекта защиты остается без присмотра печь, которая топится (п. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020).

В случае использования объекта под иное назначение (изменения класса функциональной пожарной опасности с Ф1.4 на Ф1.2 – общежитие) допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

-    на объекте защиты системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигналов о срабатывании пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 № 123-ФЗ Технического регламента;

-    в помещениях гостиницы приспособленных для временного пребывания людей ответственным за обеспечение пожарной безопасности, не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности, а также в номерах гостиницы отсутствуют планы эвакуации (п. 84 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-здание не оборудовано системой пожарной сигнализации (п. 4.4, п. 4.8,пп. 8.2 Таблицы 1 СП 486.1311500.2020 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации»);

-на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации системпротивопожарной защиты (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    руководитель организации не обеспечил объект защиты первичнымисредствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2 (п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих, втом числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, кнопки включения установки (систем) пожарной автоматики (общий коридор) (п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479);

-    все этажи здания не имеют второго эвакуационного выхода (п. 4.2.9 СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы», ст. 89 № 123-ФЗ Технического регламента);

-    в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330 (п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы», ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 № 123-ФЗ Технического регламента);

-    для отделки полов применены материалы без учёта необходимых показателей пожарной опасности, а именно токсичность, воспламеняемость, горючесть, образующая способность и распространения чем нарушена ст. 13, ст. 134 № 123-ФЗ Технического регламента, п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-печь эксплуатируется без предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 х 0,7 метра (п. 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-при эксплуатации объекта защиты остается без присмотра печь, которая топится (п. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020).

Таким образом, услуги, которые фактически предоставляются по адресу: ..., в данном случае относятся к деятельности некоммерческих организаций, однако в установленном законом порядке такая деятельность ответчиками не зарегистрирована. Кроме того, по указанному адресу не соблюдаются нормы пожарной безопасности, что влечет нарушение прав граждан, пребывающих в таком помещении, создает угрозу их жизни и здоровью.

Из объяснений Попкова И,Ю. следует, что по данному адресу проживает около одного года по договору аренды с собственником. В настоящее время в доме проживает 8 человек, которые работают, проживают временно.

Согласно ответу отдела полиции «ФПК» УМВД России ... расположен социальный объект, где предоставляются услуги по временному и постоянному проживанию граждан. Количество граждан меняется в связи с выездом или прибытием для проживания в указанное жилое помещение.

При осмотре помещений квартиры установлено, что в каждой комнате имеются от 4-х спальных мест, включая диваны, двуспальные и двухъярусные кровати, рассчитанные на размещение 10 и более человек.

В связи с изложенным в жилом помещении по адресу: ... Попков И.Ю. фактически осуществляет деятельность, связанную с оказанием социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию с проживанием.

Проверкой установлено, что использование жилья, имеющего статус жилого помещения и расположенного по адресу: ..., собственником, а также иными лицами для временного заселения посторонних граждан противоречит как пункту 3 статьи 288 ГК РФ, так и пункту 2 статьи 17 ЖК РФ; нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарного законодательства, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, может создать чрезвычайную ситуацию при возгорании указанного дома, причинении вреда здоровью и повлечь за собой значительные человеческие жертвы и материальный ущерб.

Отсутствие у Попкова И,Ю. статуса индивидуального предпринимателя, учитывая, что законодательством не предусмотрено осуществление указанного вида деятельности физическими лицами, при таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для осуществления деятельности по реабилитации граждан в квартире, а, следовательно, деятельность по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан подлежит прекращению.

Учитывая, что квартира не должна использоваться для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания, которая требует обеспечении пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности при совместном проживании большого количества людей, имеющих различного рода зависимости, полагаем, что выявленные нарушения жилищного законодательства, требований пожарной безопасности являются основанием к запрету ФИО6 предоставлять третьим лицам в пользование и (или) владение жилую квартиру, расположенную по адресу: ..., для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания.

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания гражданам в жилой квартире нарушает и создает реальную угрозу нарушения прав, как самих граждан, пользующихся указанными услугами, так и жителей многоквартирного дома.

Прокурор просит суд с учетом уточнения исковых требований запретить Попову Т.В. предоставлять третьим лицам в пользование и (или) владение жилой дом, расположенный по адресу: по пер. ..., для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания, запретить Попкову И.Ю. осуществление деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан по ....

В судебном заседании прокурор ФИО7 уточнённые исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска.

Ответчик Попов Т.В, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Попова Т.В. – Каутова А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, поддержала, просила отказать в удовлетворении иска. Суду пояснила, что Попов Т.В, и Попков И.Ю. добровольно расторгли договор аренды от **.**,**, жилое помещение передано арендодателю.

Ответчик Попков И.Ю. о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители ответчика Попкова И,Ю. – Фомин А.И., Овчинников Н.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Кемерово, города Березовского, Кемеровского и Топкинского районов УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области Пугов И.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представители третьих лиц Департамента по чрезвычайным ситуациям Кузбасса, администрации г. Кемерово, Министерства социальной защиты населения Кузбасса о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участвующие стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно пункту 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу ст. 26 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" социальная реабилитация представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве. Обеспечение социальной адаптации осуществляется посредством: 1) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию; 2) предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; 4) привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг, право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и право на участие в составлении индивидуальных программ.

В ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указано, что гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в частности полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Статьями 16 и 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что **.**,** комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности принято решение № 26 «О сложившейся ситуации с гибелью людей на пожаре, произошедшем **.**,** в частном доме по адресу: ..., где располагался объект массового проживания людей».

Пунктом 1.7 решения комиссии председателям комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований рекомендовано до **.**,** составить перечень объектов негосударственных поставщиков социальных услуг (т. 1 л.д. 211-212).

**.**,** коллегией прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса принято решение «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере социального обслуживания граждан» (т. 1 л.д. 215-217).

Администрацией г. Кемерово в перечень объектов г. Кемерово включено общественное объединение без образования юридического лица «Общественная инициатива», расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., заведующий/руководитель Попков И.Ю., ответственный за безопасное функционирование объекта Попков И.Ю. (т. 1 л.д. 219-220, т. 1 л.д. 221-224).

    Из ответа Министерства социальной защиты населения Кузбасса следует, что с целью актуализации перечня объектов Министерство социальной защиты населения Кузбасса ежеквартально проводит сверку информации с ГУ МВД России по Кемеровской области-Кузбассу, Главным управлением МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу и органами местного самоуправления Кемеровской области-Кузбассу. По состоянию на **.**,** сформирован актуальный список объектов, в перечень объектов включен объект, расположенный по адресу: ..., руководитель Попков И.Ю. (т. 1 л.д. 213-214, т. 1 л.д. 219-220).

    Прокуратурой Центрального района г.Кемерово во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса от 27.04.2023 «О проведении проверки соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, престарелых, бездомных, и иных социально незащищенных категорий граждан», а также поручения прокуратуры г. Кемерово от 15.11.2023 проведена проверка соблюдения требований предоставления социальных услуг, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также соблюдения правил пожарной безопасности на объектах с круглосуточным пребыванием людей (т. 1 л.д. 11-12).

    В ходе проверки установлено, что на территории Заводского района г.Кемерово в жилом доме, расположенном по адресу..., предоставляются социальные услуги по социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (бездомные лица, лица, имеющие алкогольную зависимость, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.).

    Согласно выписке из ЕГРН, квартира, расположенная по адресу: ..., является жилым помещением площадью 334,3 кв.м., собственник помещения Попов Т.В, (т. 1 л.д. 24-27).

**.**,** между Поповым Т.В. (арендодатель) и Попковым И.Ю. (арендатор) заключен договор аренды части жилого дома, расположенного по адресу: ..., ... (т. 1 л.д. 30-31).

Согласно пункту 1.4 договора, жилое помещение сдается для проживания семьи арендатора и его гостей сроком на 11 месяцев с **.**,** по **.**,** гг.

В силу п. 2.3 договора арендатор обязуется использовать жилое помещение только в качестве жилья для лиц, указанных в п. 1.4 договора.

В силу п. 4.1 договора арендная плата на весь период договора устанавливается в размере 50 000 рублей в месяц.

В ходе проверки получены объяснения от Попкова И,Ю. (арендатора), который пояснил, что около года проживает по указанному адресу на основании договора аренды, по условиям которого арендная плата составляет 50 000 рублей в месяц. Дом состоит из 8 комнат, 2 санузлов, гаража. В указанном доме проживает 8 человек. Люди периодически меняются. Попков И.Ю. предоставляет для проживания жилое помещение гражданам, обратившимся за помощью. Все граждане работают, помогают по дому, складываются деньгами на общие нужды и на продукты питания. Социальные услуги гражданам не оказывает (т. 1 л.д. 28-29).

    Из акта обследования от **.**,**, составленного специалистом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации ..., следует, что осмотр не был произведен, поскольку доступ в квартиру, расположенную по адресу: ..., ... не был предоставлен (т. 1 л.д. 197).

    Согласно рапорту УУП ОУУП и ПДН отдела полиции «ФПК» Управления МВД России по г. Кемерово в квартире по адресу: ... по состоянию на **.**,** проживают: ФИО12, ФИО13, ФИО3 В.В., ФИО14, ФИО15, ФИО16, Попков И.Ю., Попков И.Ю., ФИО17, ФИО18, ФИО18 (т. 1 л.д. 191).

    Согласно выписке из Федеральной Государственной информационной системы ведения единого государственного реестра недвижимости объект по адресу: ..., является жилым помещением (класс функциональной пожарной опасности Ф1.4-одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные).

    При обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности должностными лицами отделения НДПР ОНДПР ... в январе 2023 г. выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:

-здание не оборудовано системой пожарной сигнализации (п. 4.4, п. 4.8,пп. 6.2 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации»);

-печь эксплуатируется без предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 х 0,7 метра (п. 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-при эксплуатации объекта защиты остается без присмотра печь, которая топится (п. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

В случае использования объекта под иное назначение (изменения класса функциональной пожарной опасности с Ф1.4 на Ф1.2 – общежитие) допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

-на объекте защиты системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигналов о срабатывании пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 № 123-ФЗ Технического регламента;

-в помещениях гостиницы приспособленных для временного пребывания людей ответственным за обеспечение пожарной безопасности, не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности, а также в номерах гостиницы отсутствуют планы эвакуации (п. 84 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    здание не оборудовано системой пожарной сигнализации (п. 4.4, п. 4.8,пп. 8.2 Таблицы 1 СП 486.1311500.2020 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации»);

-    на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2 (п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих, в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, кнопки включения установки (систем) пожарной автоматики (общий коридор) (п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479);

-    все этажи здания не имеют второго эвакуационного выхода (п. 4.2.9 СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы», ст. 89 № 123-ФЗ Технического регламента);

-    в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330 (п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы», ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 № 123-ФЗ Технического регламента);

-    для отделки полов применены материалы без учёта необходимых показателей пожарной опасности, а именно токсичность, воспламеняемость, горючесть, образующая способность и распространения чем нарушена ст. 13, ст. 134 № 123-ФЗ Технического регламента, п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    печь эксплуатируется без предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 х 0,7 метра (п. 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020);

-    при эксплуатации объекта защиты остается без присмотра печь, которая топится (п. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020) (т.1 л.д. 13-19).

**.**,** Попов Т.В, (арендодатель) и Попков И.Ю. (арендатор) заключили соглашения о расторжении договора аренды части жилого дома от **.**,**, в соответствии с условиями которого, стороны договорились расторгнуть договор аренды части жилого дома от **.**,** по соглашению сторон с **.**,** В силу п. 2 соглашения от **.**,** арендатор обязуется передать дом арендодателю по акту приема-передачи в срок не позднее **.**,** (т. 1 л.д. 246).

Из акта приема-передачи дома к соглашению о расторжении от **.**,** следует, что Попков И.Ю. возвратил, а Попов Т.В, принял часть жилого дома, расположенного по адресу: ...

Согласно акту осмотра жилого помещения расположенного по адресу: ..., ..., от **.**,** старшим помощником прокурора Центрального района г. Кемерово произведен осмотр указанного жилого помещения. В ходе осмотра установлено, что жилое помещение пусто, жильцы отсутствуют. В помещении находятся предметы мебели, в шкафах имеются личные предметы. Дом на печном отоплении, на момент осмотра печное отопление закрыто.

Из объяснений ФИО19 от **.**,** следует, что он является охранником дома, дома разделен на 4 части, сдавался в аренду до мая 2024 г., помещение № ** было оборудовано под «рабочий» дом, в настоящий момент помещение пустует.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с положениями ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа имеет класс функциональной пожарной опасности Ф1.4.

В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479, запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.

Таким образом, по указанному адресу не соблюдаются нормы пожарной безопасности, что влечет нарушение прав граждан, пребывающих в таком помещении, создает угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 1 и п. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, размещение в жилых домах промышленные производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

По смыслу приведенных выше норм собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности, тогда как предоставление социальных услуг, услуг размещения и питания неограниченному кругу лиц является самостоятельным видом деятельности. Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению услуг временного проживания, размещения в номере неограниченному кругу лиц предполагает применение иных санитарно-гигиенических требований и оснащение указанных помещений дополнительным оборудованием, не требующимся в стандартной квартире (доме) и необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, средствами уборки и санитарной очистки номеров и так далее. Несоблюдение указанных требований может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов лиц, которые по тем или иным основаниям посещают данную квартиру.

Исходя из взаимосвязи положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, осуществление законного права гражданина на осуществление предпринимательской деятельности не должно нарушать права и свободы других лиц.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающий общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) закреплено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Поскольку в силу ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством наряду с иными несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, требования в настоящем заявлении предъявляются к собственнику квартиры, лицам владеющим имуществом.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 442-ФЗ), организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Кроме того, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, что в разные периоды времени в жилом помещении, расположенном по адресу: ... не приспособленном для целей социального обслуживания, не отвечающем санитарным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности, проживали граждане, что создавало угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц. Таким образом, предоставление жилья, имеющего статус жилого помещения и расположенного по адресу: ..., собственником Поповым Т.В. в пользование и (или) владение третьим лицам для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания противоречит как пункту 3 статьи 288 ГК РФ, так и пункту 2 статьи 17 ЖК РФ, нарушает требования законодательства о пожарной безопасности и санитарного законодательства, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, может создать чрезвычайную ситуацию при возгорании жилого помещения, причинении вреда здоровью и повлечь за собой человеческие жертвы и материальный ущерб.

Учитывая фактические обстоятельства, принимая во внимание, что жилое помещение не должно использоваться для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания, которая требует соблюдения пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности при совместном проживании большого количества людей, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения жилищного законодательства, требований пожарной безопасности являются основанием к запрету ответчику Попову Т.В. предоставлять третьим лицам в пользование и (или) владение жилое помещение, расположенное по адресу: ..., для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания, которая прекращена лишь в ходе рассмотрения настоящего дела в суде.

При этом, исковые требования прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Попкову И.Ю. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан по адресу: ..., ..., удовлетворению не подлежат, поскольку судом установлено, что договор аренды части жилого дома от **.**,** между ответчиками Поповым Т.В. и Попковым И.Ю. расторгнут, услуги по социальной помощи с проживанием граждан по адресу: ..., ..., Попковым И.Ю. не оказываются.

Таким образом, исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку прокурор освобожден от оплаты госпошлины, в доход местного бюджета подлежит взысканию с ответчика Попова Т.В. государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Суд считает, что указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Попову Т.В., Попкову И.Ю. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с обеспечением проживания, запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан, - удовлетворить частично.

Запретить Попову Т.В., **.**,** года рождения, предоставлять третьим лицам в пользование и (или) владение жилое помещение, расположенное по адресу: ... для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания.

В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Попкову И.Ю. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг по социальной помощи с проживанием граждан по адресу: ..., ... – отказать.

                    Взыскать с Попова Т.В., **.**,** года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме 02.07.2024 г.

Председательствующий

2-697/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района г. Кемерово
Ответчики
Попков Игорь Юрьевич
Попов Тимофей Васильевич
Другие
Администрация г. Кемерово
Департамент по Чрезвычайным ситуациям Кузбасса
Министерство социальной защиты населения Кузбасса
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы города Кемерово, города Березовского, Кемеровского и Топкинского районов УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кемерово
Дело на странице суда
leninsky.kmr.sudrf.ru
12.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2024Подготовка дела (собеседование)
08.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.03.2024Предварительное судебное заседание
21.03.2024Подготовка дела (собеседование)
21.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Подготовка дела (собеседование)
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее