УИД63RS0№-19
12-59/2024
РЕШЕНИЕ
19 февраля 2024 <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Турбина Т.А., рассмотрев жалобу директора МП г.о. Самара «Самараводоконал» Сычева Д.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям от ДД.ММ.ГГГГ №-П/2023 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ юридическое лицо МП г.о.Самара «Самараводоканал»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям от ДД.ММ.ГГГГ №-П/2023 юридическое лицо МП г.о.Самара «Самараводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере № рублей. Не согласившись с привлечением к административной ответственности, директор МП г.о.Самара «Самараводоканал» Сычев Д.А. обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью, указав на незамедлительное устранение выявленных нарушений.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям №-№ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (л.д.144-147).
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МП г.о. Самара «Самараводоканал» отменено, с направлением дела на новое рассмотрение (л.д.180-182).
При новом рассмотрении жалобы, в судебном заседании представитель МП г.о.Самара «Самараводоканал» в лице Пащенко А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ поддержал доводы, отраженные в жалобе и дополнениях к ней, просил суд изменить назначенное в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ наказание на предупреждение.
Представитель М. Р. по Самарской и Ульяновской областям Дмитриева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление, указав на необоснованность поданной жалобы.
Заместитель прокурора <адрес> в судебное заседание не явился, извещался своевременно, что подтверждается выпиской из журнала, направленной корреспонденции, содержащей штамп организации в подтверждении получения направленного извещения.
Изучив дело, предоставленные документы, выслушав стороны, судья приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 16.1 названного Федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно статьи 16.3 названного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16.4 названного Федерального закона плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В силу пункта 8 статьи 16.4 названного Федерального закона не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> установлено, что МП г.о.Самара «Самараводоканал» стоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с ДД.ММ.ГГГГ. Объекту присвоена II категория объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Разрешительным документов на сброс является разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения МП г.о. Самара «Самараводоканал» к административной ответственности, послужили установленные государственным инспектором обстоятельства того, что МП г.о. Самара «Самараводоканал» представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за № год.
В ходе анализа документации установлен факт неверного начисления МП г.о. Самара «Самараводоканал» в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть предприятие нарушило требования части 1 статьи 16.3 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушение вышеуказанной нормы закона образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям №-№ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МП г.о.Самара «Самараводоканал» привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере № рублей.
Установленные должностным лицом обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за № разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, письмом М. управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от ДД.ММ.ГГГГ и другими представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что МП г.о.Самара «Самараводоканал» являющимся собственником отходов и в силу названных норм права лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, действия юридического лица МП г.о.Самара «Самараводоканал» квалифицированы по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют суду сделать вывод о том, что МП г.о.Самара «Самараводоканал» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Порядок и срок привлечения организации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено предприятию в пределах санкции статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).
Исходя из формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав указанного в ст. 8.41 КоАП РФ административного правонарушения является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступления последствий, в связи, с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица МП г.о.Самара «Самараводоканал» к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу директора МП г.о.Самара «Самараводоканал» Сычева Д.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии.
Судья Т.А. Турбина
Копия верна
Судья: