УИД 61RS0045-01-2022-000074-40
Судья Говорова О.Н. Дело № 33а-9872/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Авиловой Е.О.
судей: Сачкова А.Н., Утемишевой А.Р.,
при секретаре Симонян А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, заинтересованное лицо: Администрация Носовского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, по апелляционной жалобе Администрации Неклиновского района Ростовской области на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 марта 2022 года,
Заслушав доклад судьи Авиловой Е.О., судебная коллегия по административным делам
установила:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной по обращению генерального директора ООО «ЭКОТРАНС» ... проверки установлено, что на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, ограниченной географическими координатами 47.28555 38.565765, 47.285565 38.565795, 47.285583 38.565802, 47.28618 38.566669, 47.286224 38.566648, 47.286224 38.566642, 47.286382 38.567054, 47.286102 38.567739, в районе х.Таврический Носовского сельского поселения Неклиновского района, имеются свалочные очаги отходов производства и потребления.
Данные нарушения явились основанием для внесения Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации Неклиновского района представления об их устранении, однако, как указал административный истец, несанкционированные свалки на территории муниципального образования до настоящего времени не ликвидированы.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации Неклиновского района, выразившееся в неликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, ограниченной географическими координатами 47.28555 38.565765, 47.285565 38.565795, 47.285583 38.565802, 47.28618 38.566669, 47.286224 38.566648, 47.286224 38.566642, 47.286382 38.567054, 47.286102 38.567739, в районе х. Таврический Носовского сельского поселения Неклиновского района; обязать Администрацию Неклиновского района ликвидировать несанкционированные свалки отходов, образованные на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, ограниченной географическими координатами 47.28555 38.565765, 47.285565 38.565795, 47.285583 38.565802, 47.28618 38.566669, 47.286224 38.566648, 47.286224 38.566642, 47.286382 38.567054, 47.286102 38.567739, в районе х. Таврический Носовского сельского поселения Неклиновского района.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 марта 2022 года административные исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Администрации Неклиновского района, выразившееся в не ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, ограниченной географическими координатами 47.28555 38.565765, 47.285565 38.565795, 47.285583 38.565802, 47.28618 38.566669, 47.286224 38.566648, 47.286224 38.566642, 47.286382 38.567054, 47.286102 38.567739, в районе х.Таврический Носовского сельского поселения Неклиновского района.
На Администрацию Неклиновского района судом возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, образованные на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, ограниченной географическими координатами 47.28555 38.565765, 47.285565 38.565795, 47.285583 38.565802, 47.28618 38.566669, 47.286224 38.566648, 47.286224 38.566642, 47.286382 38.567054, 47.286102 38.567739, в районе х.Таврический Носовского сельского поселения Неклиновского района.
В апелляционной жалобе Администрация Неклиновского района считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что бюджет муниципального образования «Неклиновский район» является дотационным, в связи с чем выделение значительных денежных средств на цели, не относящиеся к первоочередным, затруднительно и потребует длительного согласования.
Как отмечает заявитель жалобы, решением суда не установлен срок его исполнения, при том, что, по мнению заявителя жалобы, разумным сроком исполнения решения суда в настоящем случае является срок в три года со дня вступления решения суда в законную силу.
Так же, заявитель жалобы считает, что надлежащим ответчиком по предъявленным прокурором требованиям является региональный оператор (на территории Неклиновского района) ООО «ЭКОТРАНС», в обязанности которого, в том числе, входит ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО на основании договоров, заключенных с собственниками соответствующих земельных участков.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Неклиновского района по доверенности Терещенко Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении административного иска.
Старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации Носовского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца - старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Емелину Е.А., представителя Администрации Неклиновского района Терещенко Д.В., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
Удовлетворяя административные исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пришел к выводу, что поскольку указанные в административном иске места несанкционированного размещения отходов находятся на территории муниципального образования, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, то на административных ответчиков, в пределах их компетенции, возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Неклиновского района, и соответственно, по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п.1. ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с ч.2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», устанавливающим термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяющимся на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, определено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001).
На основании ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, прямая обязанность по участию в организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением генерального директора ООО «ЭКОТРАНС» Завгороднего В.В. Ростовским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Неклиновского района.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, ограниченной географическими координатами 47.28555 38.565765, 47.285565 38.565795, 47.285583 38.565802, 47.28618 38.566669, 47.286224 38.566648, 47.286224 38.566642, 47.286382 38.567054, 47.286102 38.567739, в районе х. Таврический Носовского сельского поселения Неклиновского района, имеются свалочные очаги отходов производства и потребления.
15 апреля 2021 года природоохранной прокуратурой главе администрации Неклиновского района внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако мер к ликвидации незаконных свалок административным ответчиком не принято.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Администрацией Неклиновского района, в нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», требований ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст, допущено наличие свалок строительных отходов на территории муниципального образования, находящейся в неразграниченной государственной собственности, и бездействие администрации нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
Довод заявителя жалобы о том, что бюджет муниципального района «Неклиновский район» является дефицитным и предусмотренных в нем денежных средств недостаточно для выполнения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, расценивается судебной коллегией критически, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и, в том числе, не должно нарушать права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия также отклоняет довод заявителя жалобы о том, что необходимые процедуры и согласования предопределяют разумным сроком исполнения решения суда три года со дня его вступления в законную силу, поскольку о незаконности или необоснованности решения суда сами по себе они не свидетельствуют, тогда как при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение, муниципалитет вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на регионального оператора ООО «ЭКОТРАНС» судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В данном случае, материалами дела подтверждается, что земельные участки, на которых обнаружены свалочные очаги отходов производства и потребления, находятся в государственной неразграниченной собственности и расположены в границах муниципального района «Неклиновский район», в связи чем, обязанность по ликвидации указанных свалок лежит на Администрации г Неклиновского района, деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов силами регионального оператора ООО «ЭКОТРАНС» не освобождает Администрацию муниципального образования «Неклиновский район» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Неклиновского района Ростовской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.О. Авилова
Судьи: А.Н. Сачков
А.Р. Утемишева
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июня 2022 года.