Решение по делу № 2-3357/2017 от 18.08.2017

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2017 года                                                                                              г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Урбашкиевой Э.К., при секретаре Ревенской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов РБ об обязании организовать и обеспечить установление границ особо охраняемых природных территорий регионального значения,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия организовать и обеспечить установление границ особо охраняемых природных территорий регионального значения – государственных биологических природных заказников «Ангирский», «Боргойский», «Верхне-Ангарский», «Кижингинский», «Кондо-Витимский», «Муйский», «Прибайкальский», «Снежинский», «Тугнуйский», «Узколугский», «Улюнский», «Худакский»; указать в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Бурятия географические координаты поворотных точек границ вышеуказанных особо охраняемых природных территорий в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; представитель в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы названных особо охраняемых природных территорий, для их постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В обоснование исковых требований указывает, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Установлено, что на территории республики создано 13 государственных природных заказников регионального значения, 1 природный парк, 1 рекреационная местность, 57 памятников природы. Положения о 13 государственных природных биологических заказниках регионального значения утверждены нормативными правовыми актами, вопреки которым на момент проведения проверки в государственный кадастр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (за исключением заказника «Энхалукский») не внесены.

При ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Минприроды РБ допускаются нарушения Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.03.2012 №69.

В нарушение подпунктов 16,21,28 и п.25 Порядка в кадастровых делах особо охраняемых природных территорий отсутствуют сведения об общей площади ООПТ и площади земельных участков, включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственного использования, не приведены сведения об экспликации земель ООПТ, собственниках, землепользователях землевладельцах, арендаторах земельных участков, находящихся в границах ООПТ.

Таким образом цели ведения государственного кадастра ООП, установленные ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях, не достигнуты.

В судебном заседании помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Бардонова М.А. уточнила исковые требования, просила обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 01.01.2019 г. организовать и обеспечить установление географических координат поворотных точек границ особо охраняемых природных территорий регионального значения – государственных биологических природных заказников «Ангирский», «Боргойский», «Верхне-Ангарский», «Кижингинский», «Кондо-Витимский», «Муйский», «Прибайкальский», «Снежинский», «Тугнуйский», «Узколугский», «Улюнский», «Худакский». В остальной части исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов РБ Пантаев А.И., Бурдунов А.А. по существу исковых требований не возражали, представив суду письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

         Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

         Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

         Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно статье 76 которого, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

         В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

         Статьей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

          В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

         Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

          Пункт 1 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет государственный природный заказник как территорию, имеющую особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

          В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» подчиненность и порядок финансирования организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

         Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

         Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1438-Ш «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и подведомственными ему государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

          Установлено, что на территории республики создано 13 государственных природных заказников регионального значения, 1 природный парк, 1 рекреационная местность, 57 памятников природы.

         Указанный перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 19.01.2017 №25-ПР.

         Положения о 13 государственных природных биологических заказниках регионального значения утверждены следующими нормативными правовыми актами:

         - Постановлением Правительства РБ от 01.04.2003 N 113 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия государственных природных биологических заказников регионального значения "Ангарский", "Худакский";

         - Постановлением Правительства РБ от 20.01.2000 N 17 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия Государственного заказника "Боргойский" и его переименовании в государственный природный биологический заказник регионального значения";

        - Постановлением Правительства РБ от 13.09.1999 N 337 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия Государственного заказника "Верхне-Ангарский" и переименовании его в Государственный природный биологический заказник регионального значения "Верхне-Ангарский"

          - Постановлением Правительства РБ от 11.05.1995 N 172 (ред. от 07.07.2017) "О заказнике "Кижингинский" Кижингинского района Республики Бурятия;

          - Постановлением Правительства РБ от 19.10.2009 N 392 (ред. от 07.07.2017) "Об образовании государственного природного биологического заказника регионального значения "Кондо-Витимский";

         - Постановлением Правительства РБ от 01.08.2001 N 282 (ред. от 07.07.2017) "Об увеличении площади и продлении срока действия Государственного природного биологического заказника регионального значения "Муйский";

         - Постановлением Правительства РБ от 14.03.2002 N 75 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия Государственного природного биологического заказника регионального значения "Прибайкальский" Прибайкальского района и организации его охранной зоны"

          - Постановлением Правительства РБ от 28.10.1996 N 361 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия Государственного заказника "Снежинский" и переименовании его в Государственный природный биологический заказник регионального значения "Снежинский";

         - Постановлением Правительства РБ от 31.03.1997 N ПО (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия Государственного заказника "Тутнуйский" и переименовании в Государственный природный биологический заказник республиканского (Республики Бурятия) значения";

          - Постановлением Правительства РБ от 13.05.2005 N 162 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия Государственного природного биологического заказника регионального значения "Узколугский" Бичурского района Республики Бурятия";

          - Постановлением Правительства РБ от 17.07.2000 N 252 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия государственного заказника "Улюнский" и переименовании его в государственный природный биологический заказник регионального значения»;

          - Постановлением Правительства РБ от 22.11.2005 N 362 (ред. от 07.07.2017) "О продлении срока действия государственного природного биологического заказника регионального значения "Энхалукский" Кабанского района Республики Бурятия».

         В соответствии с частями 1, 20 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случаях принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений (актов), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14-16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

         В соответствии со статьей 56, статьей 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории

         В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия (далее - Минприроды РБ), утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 № 65, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, обеспечению функционирования, охране особо охраняемых природных территорий регионального значения.

         В силу ч.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Статьей 15 названного Федерального закона установлена обязанность органов государственной власти по направлению документов для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования в государственный кадастр недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия.

        Вопреки вышеперечисленным требованиям закона на момент проведения проверки в государственный кадастр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (за исключением заказника «Энхалукский») не внесены.

         Так, в государственный кадастр недвижимости сведения о границах 12 государственных биологических природных заказников - «Ангирский», Боргойский», Верхнее-Ангарский», «Кижингинский», «Кондо-Витимский», «Муйский»,         «Прибайкальский», «Снежинский», «Тугнуйский», «Узколугский», «Улюнский», Худакский» не внесены.

         При ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Минприроды РБ допускаются нарушения Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 № 69.

          В нарушение подпунктов 16, 21, 28 п.25 Порядка в кадастровых делах особо охраняемых природных территорий отсутствуют сведения об общей площади ООПТ и площади земельных участков, включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственного использования, не приведены сведения об экспликации земель ООПТ, собственниках, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков, находящихся в границах ООПТ.

        Указанное стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения Минприроды РБ требований п.7 Порядка организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 11.07.2006 № 213, согласно которому на Министерство возложены обязанности по организации проведения научно-исследовательских работ с целью установления экологической, научной, экономической и исторической ценности ООПТ республики.

        Таким образом, цели ведения государственного кадастра ООПТ, установленные ст.4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», не достигнуты.

             Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

             Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                  РЕШИЛ:

            Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

             Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до 01.01.2019 г.:

- организовать и обеспечить установление географических координат поворотных точек границ особо охраняемых природных территорий регионального значения – государственных биологических природных заказников «Ангирский», «Боргойский», «Верхне-Ангарский», «Кижингинский», «Кондо-Витимский», «Муйский», «Прибайкальский», «Снежинский», «Тугнуйский», «Узколугский», «Улюнский», «Худакский»;

- указать в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Бурятия географические координаты поворотных точек границ вышеуказанных особо охраняемых природных территорий в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах;

- представитель в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы названных особо охраняемых природных территорий, для их постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2017 г.

         Судья                                                                                                 Урбашкиева Э.К.

2-3357/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов РБ
Другие
Министерство финансов Республики Бурятия
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
18.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2017Передача материалов судье
23.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2017Подготовка дела (собеседование)
06.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее