Решение по делу № 3а-69/2018 от 18.12.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Дело № 3а-69/2018                           22 января 2018 года

Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакан в составе:

председательствующего Соловьева В.Н.,

при секретаре Ербягиной Н.С.,

с участием: прокурора Васильевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия к Правительству Республики Хакасия об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия (далее- администрация Ширинского района) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Хакасия об оспаривании приложения к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 № 172 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 N 103 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год» в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 14.08.2017 № 411 в части исключения муниципального образования Ширинский район из списка муниципальных образований, между которыми произведено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год. В обоснование иска указывает, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Хакасия муниципальное образование Ширинский район Республики Хакасия исключено из списка муниципальных образований, между которыми были распределены средства республиканского бюджета, предусмотренные в рамках исполнения государственной программы. Данным постановлением Правительства Республики Хакасия нарушаются права администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия в сфере экономической деятельности, поскольку вследствие его принятия администрация теряет право на получение суммы субсидии, предусмотренной Соглашением от 24.04.2017 № 162, заключенным между министерством образования и науки Республики Хакасия и администрацией муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, о предоставлении субсидии из республиканского бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год.

По мнению административного истца, оспариваемые положения постановления Правительства Республики Хакасия нарушают статью 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон Республики Хакасия от 23.12.2016 №114-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», положения государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 №556, а также положения постановления Правительства Республики Хакасия от 30.04.2015 №202 «Об утверждении порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия».

Уточнив в ходе судебного разбирательства административные исковые требования, администрация Ширинского района просит суд признать недействующим приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 № 172 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 N 103 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год» в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 № 686 в части определения размера субсидии, подлежащей распределению в отношении муниципального образования Ширинский район.

В судебном заседании представитель администрации Ширинского района Кудряшова О.Ю. доводы административного иска поддержала по приведенным основаниям.

Представитель Правительства Республики Хакасия- Руденко Е.А. административные исковые требования не признала, в письменных возражениях привела следующие доводы против удовлетворения административного иска. Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Хакасия в пределах его полномочий и с соблюдением установленного порядка, предусмотренных ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 13 Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия", прав и законных интересов административного истца не нарушил, так как вопросы содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях относятся к вопросам местного значения муниципальных районов, и соответствующие расходы финансируются за счет средств бюджетов муниципальных районов. Республика Хакасия не несет обязанность по дополнительному финансированию соответствующих расходных обязательств органов местного самоуправления. Нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе указанным административным истцом, оспариваемое постановление Правительства Республики Хакасия не противоречит.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а предмет доказывания определяется по правилам части 8 ст. 213 Кодекса.

В силу статьи 88 Конституции Республики Хакасия исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия (статья 93 Конституции Республики Хакасия).

Согласно ст. 11 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» постановление Правительства Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Закона официальным опубликованием Законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете «Хакасия»; в газете «Хабар»; в бюллетене «Вестник Хакасии»; или первое размещение (опубликование)                             на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

17.04.2017 Правительством Республики Хакасия принято постановление № 172 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 №103 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год». Приложением к указанному постановлению является «Распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год», предусматривающее общий объем субсидий в сумме 389 534,8 тыс. руб., в том числе Ширинскому району- 17 300 тыс. руб., из них на капитальный ремонт школ за счет республиканского бюджета- 14 850 тыс. руб., на строительство туалетов в школах за счет республиканского бюджета- 2 450 тыс. руб.

Текст постановления опубликован 18.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 24.04.2017- в официальном печатном издании «Вестник Хакасии» (№ 25).

В постановление Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 № 172 внесены изменения постановлениями Правительства Республики Хакасия от 14.08.2017№411, от 21.11.2017 №598, от 27.12.2017 №686. Все изменения были официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 №172 «Распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год» действует в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 № 686 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 №172 "О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 №103 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год".

Указанное приложение («Распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год») в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 №686 предусматривает общий объем субсидий в сумме 288 651 тыс. руб., в том числе Ширинскому району- 8575,2 тыс. руб., из них на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием за счет средств республиканского бюджета – 8575,2 тыс. руб.

В силу пунктов «ж» и «з» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится финансовое регулирование, федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Вопросы регионального бюджета субъекта Российской Федерации относятся к предмету ведения субъекта Российской Федерации, следовательно, нормативное правовое регулирование в данной сфере правоотношений осуществляется правовыми актами, издаваемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о финансах.

Как предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу части 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, финансирование расходов на строительство, ремонт и оснащение оборудованием муниципальных общеобразовательных учреждений, включая расходы на строительство школьных туалетов, относится к расходным обязательствам бюджета соответствующего муниципального района, а в рассматриваемом деле- бюджета муниципального образования Ширинский район.

Как предусмотрено статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ), под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса (часть 3 ст. 139 БК РФ).

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4 ст. 139 БК РФ).

Правоотношения по поводу предоставления и распределения субсидий районным бюджетам из республиканского бюджета Республики Хакасия регулируются Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 №93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» (далее- Закон Республики Хакасия №93-ЗРХ).

Статья 6 названного Закона Республики Хакасия к бюджетным полномочиям Правительства Республики Хакасия относит разработку и утверждение методики распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета.

Статьей 13 Закона Республики Хакасия №93-ЗРХ определено, что субсидии местным бюджетам из республиканского бюджета предоставляются для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства. В рамках государственных программ Республики Хакасия (далее - государственные программы) могут быть предусмотрены субсидии местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам, в том числе субсидии на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в соответствующей сфере деятельности государственного заказчика государственной программы (ответственного исполнителя или соисполнителя государственной программы). Распределение субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета между муниципальными образованиями утверждается законом о республиканском бюджете и (или) нормативными правовыми актами Правительства.

Закон Республики Хакасия от 23.12.2016 №114-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусматривает лишь общие объемы межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия без распределения по муниципальным образованиям (статья 11), а также предусматривает общую величину субсидий, включая субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием, без распределения по муниципальным образованиям (приложение №12).

Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований (за исключением межбюджетных трансфертов, распределение которых утверждено частью 2 настоящей статьи) утверждается Правительством Республики Хакасия или осуществляется в установленном им порядке в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 4 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 №114-ЗРХ).

Спорная субсидия не относится к межбюджетным трансфертам, распределение которых утверждено частью 2 ст. 11 Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 №114-ЗРХ).

Следовательно, в отсутствие законодательного регулирования, Правительство Республики Хакасия располагало полномочиями на принятие решения о распределении спорной субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Хакасия в пределах его компетенции.

Проверив форму и вид оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что они соответствуют положениям ст. 20 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 №48 «О Правительстве Республики Хакасия».

Порядок принятия оспариваемого постановления Правительства Республики Хакасия, предусмотренный статьями 17-19 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 №48 «О Правительстве Республики Хакасия», а также Регламентом Главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия, утвержденный постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 03.12.2012 N 70-ПП, не нарушен, что подтверждается представленными протоколами заседания Правительства Республики Хакасия.

Проверив оспариваемое положение постановления Правительства Республики Хакасия на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Вопреки доводам административного истца суд не усматривает нарушений положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положений Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 №93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия», Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 №114-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», при принятии оспариваемого нормативного правового акта, поскольку нормы вышеуказанных законов не запрещают Правительству Республики Хакасия произвести перераспределение субсидий на софинансирование из республиканского бюджета расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    При сопоставлении приложений к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 № 172 в первоначальной редакции и в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 №686 видно, что сокращение объема субсидий муниципальному образованию Ширинский район произошло в связи с уменьшением общего объема субсидий муниципальным образованиям с 389 534,8 тыс. руб. до 288 651,0 тыс. руб. Уменьшение объема субсидий произошло по источнику республиканский бюджет.

    Сокращение объема субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия предусмотрено статьей 11 Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 №114-ЗРХ в действующей редакции Закона Республики Хакасия 01.12.2017 N 81-ЗРХ.

    Доводы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Соглашению от 24.04.2017 № 162, заключенному между Министерством образования и науки Республики Хакасия и администрацией муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, государственной программе Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 №556, а также постановлению Правительства Республики Хакасия от 30.04.2015 №202 «Об утверждении порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия», суд во внимание не принимает, поскольку перечисленные акты не обладают большей юридической силой.

Поскольку оспариваемое в части приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 № 172 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 N 103 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год» в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 № 686 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия к Правительству Республики Хакасия об оспаривании в части приложения к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 № 172 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 N 103 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год» в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 № 686- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          В.Н.Соловьев

Решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2018

3а-69/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО Ширинский район РХ
Ответчики
Правительство РХ
Другие
Кудряшова О.Ю.
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
18.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2018[Адм.] Судебное заседание
22.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее