Решение по делу № 33а-9177/2021 от 12.08.2021

Дело № 33а-9177/2021

№ 2а-2210/2021

УИД 59RS0004-01-2021-002659-21

Судья Евдокимова Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Никитиной Т.А., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2021 года апелляционную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 июня 2021 года, которым постановлено:

«Уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 13.01.2021 года № И-059-22-01-34/03-9, о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства - признать незаконным.

Возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанность повторно, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомление Довбуша Максима Александровича от 28.12.2020 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чём в течение месяца сообщить административному истцу и суду».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., объяснения представителя административного истца Любимовой Е.В., представителя административного ответчика Кормщиковой И.В., представителя заинтересованного лица ООО «Панорама» Богданова А.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Довбуш М.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 13.01.2021 № И-059-22-01-34/03-9, возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав.

В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. ****. Административный истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС от 28.12.2020. По результатам рассмотрения уведомления Департаментом направлено уведомление о несоответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от 13.01.2021 № И-059-22-01-34/03-9, которое не соответствует требованиям закона и нарушает его права. В обоснование отказа Департаментом указано, на несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в обоснование приведена ссылка на Правила землепользования и застройки города Перми о том, что земельный участок истца расположен в зоне Р-2, а в указанной зоне отсутствует вид разрешенного использования земельного участка, позволяющий возводить объекты ИЖС. Указанное основание не соответствует положениям п. 1 ч. 7, подп. 1 п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок административного истца не расположен в зоне Р-2, поскольку на основании заявления ООО «Панорама» в Генеральный план города Перми решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 3 внесены изменения, в связи с чем территория в кадастровом квартале **:0719226 стала располагаться в функциональной зоне малоэтажной застройки – СТН-И. Решением Пермского краевого суда от 27.08.2020 по делу № 3а-1012/2020, вступившим в законную силу 08.12.2020, Правила землепользования и застройки города Перми в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:205, **:206, **:207 признаны недействующими. На дату вынесения оспариваемого уведомления новая редакция Правил землепользования и застройки города Перми не принята. В нарушение п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в обжалуемом уведомлении не указаны предельные параметры объекта капитального строительства, что является грубым нарушением права на владение и пользование земельным участком. Также является незаконным основание отказа о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. В обоснование приведены сведения, полученные от Росреестра, согласно которым для земельного участка установлен вид разрешенного использования – озеленение, для размещения скверов, парков, городских садов. Территориальная зона Р-2 (рекреационно-ландшафтная территория) в отношении земельного участка была признана не действующей решением Пермского краевого суда от 27.08.2020. Департамент участвовал в деле в качестве заинтересованного лица, поэтому решение суда является преюдициальным для данного органа. Градостроительный регламент в отношении земельного участка не установлен. Как следствие виды разрешенного использования земельного участка также отсутствуют. Земельный участок находится в функциональной зоне малоэтажной застройки (СТН-И). Однако в правилах землепользования и застройки была территориальная зона Р-2, не позволяющая строительство объектов ИЖС. Указанное несоответствие между Генеральным планом и Правилами землепользования застройки оспорено в суде. Правила землепользования застройки в отношении земельных участков **:205, **:206, **:207 признаны не действующими. Затем было проведено межевание земельных участков **:205, **:206, **:207. Из земельного участка **:207 был образован земельный участок **:260, собственником которого является Довбуш М.А. Намерение построить объект ИЖС соответствует Генеральному плану города, не противоречит Правилам землепользования и застройки города Перми и не нарушает чьих-либо прав.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. Приведены доводы о том, что на момент приобретения административным истцом земельного участка 02.09.2020 этот участок располагался в территориальной зоне Р-2, не предусматривающей возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства. На момент обращения административного истца в департамент с заявлением об оказании муниципальной услуги, согласно сведениям, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером **:260 имел вид разрешенного использования - озеленение. Поэтому функциональное назначение планируемой к возведению постройки – объект ИЖС не соответствовало целевому назначению и разрешенному использованию. Признание судом не действующим нормативного правового акта в части установления данной территориальной зоны в отношении земельного участка, не влечет за собой право истца осуществить строительство объекта жилого назначения на данном земельном участке, в том числе объекта ИЖС. Отсутствие в настоящее время установленной территориальной зоны для земельного участка административного истца исключает направление уведомления о соответствии параметров объекта строительства, указанных в уведомлении, параметрам, установленным документацией по планировке территории. В настоящее время функциональным органом ведется разработка документации по планировке территории, в границы которой входит земельный участок административного истца. В рамках процедуры Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 24.05.2021 № 31-02-1-4-755 принято решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки об установлении территориальной зоны Р-2 в отношении земельного участка, из которого образован земельный участок административного истца.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец, заинтересованное лицо ООО «Панорама» выражают несогласие с доводами жалобы, просят решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми – Кормщикова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного истца Любимова Е.В. и представитель заинтересованного лица ООО «Панорама» Богданов А.В. полагали апелляционную жалобу необоснованной, просили решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что Довбуш М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером **:260, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: **** с 02.09.2020 (л.д. 26-27).

28.12.2020 административный истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства (л.д.11-14).

Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми административному истцу направлено уведомление от 13.01.2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, в котором административный ответчик уведомил, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» земельный участок с кадастровым номером **:260 расположен в зоне рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2). В данной зоне отсутствует вид разрешенного использования земельного участка, предполагающий возможность строительства объекта индивидуального жилищного строительства. Таким образом, строительство индивидуального жилого дома на земельном участке не допустимо. Кроме того, согласно данным Росреестра по Пермскому краю земельный участок с кадастровым номером **:260 имеет вид разрешенного использования: озеленение, для размещения скверов, парков, городских садов. Таким образом, представленное уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:260 (л.д. 15).

Также из материалов дела следует и судом установлено, что вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 27.08.2020 административное исковое заявление ООО «Панорама» удовлетворено, со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 (в редакции от 26 мая 2020 года), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером **:207 признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.16-25).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 1, ст. 30, ч. 2,3 ст. 37, ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 1 ст. 40, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что на момент подачи административным истцом уведомления (28.12.2020) и его рассмотрения Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми (13.01.2021) территориальная зона Р-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером **:260 была отменена на основании решения Пермского краевого суда от 27.08.2020 года, указанный земельный участок располагался в функциональной зоне СТН-И, предполагающей возможность индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия соглашается с решением суда.

Перечень оснований для принятия уполномоченным органом уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам определен ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

В силу ч.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

На основании ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правовой анализ данных норм указывает на то, что строительство и реконструкция объектов недвижимости, должно осуществляться в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки для соответствующих территориальных зон.

Как следует из оспариваемого уведомления, основанием для его принятия, явилось то, что Правилами землепользования и застройки города Перми, в отношении земельного участка с кадастровым номером **:260 установлена территориальная зона Р-2, в которой отсутствует вид разрешенного использования, предполагающий строительство индивидуального жилого дома, а также вывод о том, земельный участок с кадастровым номером **:260 имеет вид разрешенного использования: озеленение, для размещения скверов, парков, городских садов, в связи с чем планируемый к строительству объект не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.

Однако, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории города Перми действуют Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми».

При этом территориальная зона в отношении земельного участка административного истца не установлена, поскольку решением Пермского краевого суда от 27.08.2020 Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 (в редакции от 26 мая 2020 года), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером **:207 признаны не действующими.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом города, на момент рассмотрения уведомления земельный участок административного истца отнесен к функциональной зоне малоэтажной застройки, зоне жилого назначения (СТН-И).

Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей, что объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, запрашиваемое административным истцом согласование индивидуального жилищного строительства соответствует функциональной зоне СТН-И, установленной Генеральным планом города для участка истца на момент его обращения к административному ответчику.

Кроме того, указанное в оспариваемом уведомлении основание о несоответствии планируемого к строительству объекта виду разрешенного использования земельного участка, также не соответствует требованиям закона.

На основании ч. 2, 3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка – озеленение указан в ЕГРН в связи с тем, что Правилами землепользования и застройки города Перми для территории на которой расположен земельный участок истца была установлена территориальная зона Р-2.

Принимая во внимание, что Правила землепользования и застройки города Перми в указанной части решением Пермского краевого суда от 27.08.2020 признаны не действующими, т.е. не установлен градостроительный регламент, то виды разрешенного использования земельного участка истца также не установлены, соответственно в качестве основания уведомления о несоответствии планируемого к строительству объекта виду разрешенного использования земельного участка истца не могло являться, т.к. не соответствует закону.

С учетом изложенного, позиция административного ответчика о фактическом наличии установленного вида разрешенного использования - озеленение и отраженного в ЕГРН правового значения не имеет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, что подготовка проекта планировки территории в границах городского округа в данном случае является непосредственной обязанностью органа местного самоуправления и поэтому, реализация прав административного истца, как правообладателя земельного участка, не может быть поставлена в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по внесению изменений в Правила землепользования и застройки.

Доводы жалобы о том, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка 02.09.2020 земельный участок располагался в территориальной зоне Р-2, на правильность выводов суда не влияют, поскольку спор подлежал рассмотрению с применением правовых норм, действующих на момент возникновения правоотношений и потому проверке подлежало уведомление административного ответчика на соответствие действующих норм права в тот период (ч. 5 ст. 15 КАС РФ).

Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о незаконности уведомления Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 13 января 2021 года № И-059-22-01-34/03-9 являются верными, основанными на правильном применении норм права.

Иные доводы апелляционной жалобы о не соблюдении принципа целевого использования земельного участка и отсутствии у истца права на строительство объекта недвижимости опровергаются установленными по делу обстоятельствами и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм права, влекущих безусловную отмену решения суда.

По существу доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9177/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Довбуш Максим Александрович
Ответчики
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. перми
Другие
ооо панорама
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Никитина Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
13.08.2021Передача дела судье
15.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Передано в экспедицию
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее