Решение по делу № 2-1147/2022 от 24.12.2021

Дело г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Алимова Р.М., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» об обязании включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в <адрес>

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «<адрес>» об обязании включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в <адрес>.

Иск мотивирован тем, что она является выпускницей школы интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ она окончила школу интернат. ДД.ММ.ГГГГ школа-интернат <адрес> направила главе Администрации ФИО2 <адрес> список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади. В данном списке было 18 детей-сирот, нуждающихся в жилой площади, в том числе под номером 17 была она.

Администрацией ФИО2 <адрес> велся список очередности воспитанников детского дома. В данном списке она состояла под номером 51 с ДД.ММ.ГГГГ.

Она неоднократно обращалась в Администрацию и ФИО2 <адрес> и в Жилищный отдел <адрес>, где ей подтверждали, что она состоит на жилищном учете как нуждающаяся в жилой площади по категории дети-сироты.

На основании изложенного, просит обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО10 исковые требования ФИО1 поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель МБОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по доверенности ФИО4 просила иск ФИО1 удовлетворить, так как школа интернат передала в Кировскую администрацию <адрес> список детей-сирот, нуждающихся в жилой площади. По какой причине ФИО1 не была включена в список детей сирот, нуждающихся в обеспечении жильем, ей неизвестно.

Представитель МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО11 иск не признала, в его удовлетворении просила отказать.

Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерство образования и науки Республики Дагестан в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, своих представителей не направили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц.

В ходе предыдущего судебного заседания представитель Администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО12 иск ФИО1 не признал, в его удовлетворении просили отказать.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Огласив исковое заявление, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Республики Дагестан на основании Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Дагестан, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, согласно решения ФИО2 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относилась к категории детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно акта врио директора МКОУ «Интернат Сирот» ФИО5 от 27.02.2020г. ФИО1 воспитывалась в школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за время нахождения никто из родственников и близких родственников ей людей не посещали и не интересовался ее судьбой.

Согласно справке врио директора МКОУ «Интернат Сирот» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в школе-интернате для детей сирот – сирот и детей оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ директор школы-интернат ФИО6 направил председателю ФИО2 М.М. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в списке указана в том числе и истица ФИО1).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ директор школы интернат ФИО7 направил в Кировскую Администрацию <адрес> список выпускников школы интернат <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с учетными делами, заявление принято в тот же день, что подтверждается штампом ФИО2 Администрации <адрес> (в списке указана в том числе и истица ФИО1).

Из предоставленной суду справки филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.02.2020г. усматривается, что у ФИО1 объектов недвижимости в собственности не имеется.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как разъяснил ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Суду необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что ФИО1 не могла реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите ее жилищных прав, следовательно, она не имела соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации.

В силу абзаца 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397) лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает решение о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список, либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.

При этом, в силу пункта 14 указанного Постановления акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

С учетом того, что ФИО8 является инвалидом с детства, суд находит возможным признать уважительной причину пропуска ФИО8 срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание, что истцом пропущен срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории граждан по уважительной причине, суд считает необходимым удовлетворить требования искового заявления в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>», третьему лицу Управлению по Реализации Программы Ветхое аварийное жилье и Улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Дагестан, МКОУ Школа-интернат <адрес> об обязании Администрации ГОсВД «<адрес>» включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в <адрес> – удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.М. Алимов

2-1147/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Магомедова Альбина Магомедзапировна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
Школа Интернет №4 г.Махачкалы
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Алимов Рагим Мурадович
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
24.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Подготовка дела (собеседование)
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022Дело оформлено
22.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее