РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Анадырь | 24 марта 2023 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,
при секретаре Акимовой Е.В.,
с участием:
прокурора – старшего помощника Анадырского межрайонного прокурора ФИО6,
представителя ответчика Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенности ФИО5,
представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения Чукотского автономного округа «Окружное объединение ветеринарии» по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8/2023 по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, Государственному бюджетному учреждению Чукотского автономного округа «Окружное объединение ветеринарии» и Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа о компенсации морального вреда,
установил:
Анадырский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что прокуратурой по обращению законного представителя несовершеннолетнего ФИО2 - ФИО3С. проведена проверка, в ходе которой установлено, что 29 января 2022 года в районе <адрес> в городском поселении ФИО1 на несовершеннолетнего ФИО2 напала безнадзорная собака, в результате чего ему были причинены телесные повреждения и пришлось обращаться за медицинской помощью. Кроме того, он при укусе собаки испугался, испытал боль в левой ноге, которая чувствовалась при ходьбе. Рана болела в течение 2 дней. Несовершеннолетний испытывал боль, когда ему обрабатывали рану и ставили прививку от бешенства. Также из-за укуса собаки ему необходимо пройти ревакцинацию в течение трех месяцев, из-за чего он будет вынужден пропускать занятия в школе. Факт отсутствия собственника животного, укусившего несовершеннолетнего ФИО2 подтверждается материалами проведенной проверки МОМВД России «Анадырский». Указанные обстоятельства произошли вследствие ненадлежащего исполнения Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (далее – Департамент) обязательств по отлову безнадзорных животных, в связи с чем, несовершеннолетнему причинен моральный вред. Ссылаясь на положения статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 30 марта 199 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципа организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», прокурором поставлены требования о взыскании с Департамента за счет казны субъекта – Чукотского автономного округа в пользу ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей (т. 1 л.д. 73-78).
В возражениях на исковое заявление прокурора начальником Департамента указано на несогласие с требованиями прокурора, в связи с тем, что Департаментом принимаются меры и проводятся мероприятия с целью исполнения законодательства в области обращения с животными. С 1 января 2022 года вступил в силу закон Чукотского автономного округа от 7 декабря 2021 года № 72-ОЗ «О признании утратившим силу Закона Чукотского автономного округа «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» и с этой же даты полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Чукотского автономного округа осуществляет Государственное бюджетное учреждение Чукотского автономного округа «Окружное объединение ветеринарии», с которым 14 января 2022 года заключено соглашение о финансировании и доведено государственное задание на оказание государственных услуг по проведению мероприятий в отношении животных без владельцев по их отлову, содержанию, стерилизации, вакцинации, маркированию и выпуску в прежние места обитания в связи с чем Департамент не может являться лицом, который в силу статьи 1064 ГК РФ обязан возмещать вред (т. 1 л.д. 97-98).
Руководитель Государственного бюджетного учреждения Чукотского автономного округа «Окружное объединение ветеринарии» (далее – Учреждение), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в возражениях на исковое заявление прокурора указал не необоснованность его требований, указав, что Учреждением принимаются все возможные меры для реализации полномочий по обращению с животными без владельцев. Также указал на недоказанность прокурором факта безнадзорности собаки, напавшей на несовершеннолетнего ФИО2 (т. 1 л.д. 149-152).
Протокольным определением суда от 20 декабря 2022 года Учреждение привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Протокольным определением суда от 19 января 2023 года в качестве соответчика к участию в деле привлечен Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент финансов).
В письменной позиции на исковое заявление прокурора, начальник Департамента финансов указала, что надлежащим ответчиком по делу должен являться Департамент.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, ФИО6 поддержала исковые требования в полном объеме, с учетом их уточнения, просила об их удовлетворении.
Представитель Департамента по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, полагала их не подлежащими удовлетворению, указав, что Департаментом были предприняты все необходимые меры в данной сфере, вины Департамента в причинении несовершеннолетнему телесных повреждения нет, прокурором не доказан факт безнадзорности собаки, напавшей на ФИО2 Просила суд отказать прокурору в удовлетворении его исковых требований.
В судебном заседании представитель Учреждения по доверенности ФИО7 также просила суд отказать в удовлетворении исковых требования прокурора, так как отсутствует вина Учреждения в причинении несовершеннолетнему телесных повреждений в результате нападения на него собаки, безнадзорность которой прокурором не доказана. Учреждением исполняются возложенные обязанности и принимаются меры в целях исполнения мероприятий в области обращения с животными.
Ответчиком Департаментом финансов и третьим лицом Администрацией Анадырского муниципального района, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, явка своих представителей в судебное заседание не обеспечена. Ходатайств об отложении не заявлено.
Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Исходя из пункта 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага, в том числе жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного материального права и характера последствий нарушения.
В силу положений статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда в соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина").
Судом установлено, что 29 января 2022 года несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в районе <адрес> в пгт. ФИО1, <адрес> покусала собака.
Данное обстоятельство ответчиками и лицами, участвующими в деле не оспаривалось и подтверждено материалами дела, а именно: обращением матери несовершеннолетнего ФИО2 – ФИО3 к Анадырскому межрайонному прокурору 22 февраля 2022 года, в котором она просила обратиться в суд в защиту прав ее несовершеннолетнего ребенка в связи с нападением на него 29 января 2022 года собаки без владельца; объяснениями несовершеннолетнего ФИО2, из которых следует, что 29 января 2022 года в пгт. ФИО1 по <адрес>, по пути следования в магазин «Маяк», напротив <адрес>, его укусила одна из собак (черная с тонкой белой полосой на груди), стая которых в количестве 5-6 собак находилась около престарелой женщины «Бабы Вали», подкармливающей в пгт. ФИО1 безнадзорных собак, в связи с чем ему потребовалась медицинская помощь (т. 1 л.д. 8-9, 10-12, 19-20).
Данные обстоятельства подтвердили при рассмотрении дела несовершеннолетний ФИО2 и его законный представитель ФИО3
Факт наличия телесных повреждений и обращения несовершеннолетнего ФИО2 за медицинской помощью подтверждается заключением эксперта № 7 от 1 февраля 2022 года, из которого следует, что у несовершеннолетнего ФИО2 на левой голени имеются ссадины и кровоподтек (л.д. 13-15), а также пояснениями несовершеннолетнего ФИО2 и его законного представителя при рассмотрении дела.
Из представленного прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 6 октября 2022 года следует, что по факту нападения на людей собак в пгт ФИО1 Анадырским межрайонным следственным комитетом Российской Федерации по Чукотскому автономному округу проводилась проверка (т. 1 л.д. 241-245).
Из содержания указанного постановления следует, что 29 января 2022 года на несовершеннолетнего ФИО2 по <адрес> в пгт. ФИО1 напала собака черного окраса, с белой полосой на шее, с голубыми глазами, не имеющая ошейника и бирки, которую он ни до нападения на него ни после никогда не видел. При этом он раньше по <адрес> и <адрес> в пгт. ФИО1 часто видел стаю бездомных собак, которые обитают в настоящее время.
Указанные в данном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела обстоятельства, исходя из его содержания, основаны на показаниях несовершеннолетнего ФИО2 и опрошенной в рамках проверки Свидетель №1 (Баба Валя).
Ответчики не оспаривали факт причинения несовершеннолетнему ФИО2 телесных повреждений в результате укуса собаки.
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств подтвержден довод прокурора о том, что 29 января 2022 года в районе <адрес> в городском поселении ФИО1 на несовершеннолетнего ФИО2 напала собака, в результате чего ему были причинены телесные повреждения и пришлось обращаться за медицинской помощью.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной данным Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Согласно пункту 2 части первой статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ введено понятие животного без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
При этом согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 19 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части первой статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными включают в себя установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 15 части первой статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 1180 "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев", в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.4. и 1.5. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 27 декабря 2019 года № 621 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чукотском автономном округе" (в редакции от 8 декабря 2022 года) исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным на осуществление деятельности в соответствии с настоящим Порядком, является Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (далее - уполномоченный орган), а исполнителем мероприятий, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего раздела, является подведомственное уполномоченному органу Государственное бюджетное учреждение Чукотского автономного округа "Окружное объединение ветеринарии" и его филиалы (далее - Учреждение).
Таким образом, на ответчиков Департамент и Учреждение на момент нападения собаки на несовершеннолетнего ФИО2 возлагались обязанности по организации отлова животных без владельцев.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя и приведенных выше норм закона основанием для возложения ответственности на ответчиков будет являются факт доказанности безнадзорности животного, в рассматриваемом случае собаки.
Прокурором при рассмотрении дела суду не представлено никаких убедительных доказательств относительно того, что собака, напавшая на несовершеннолетнего ФИО2, являлась безнадзорной. Довод об этом основан лишь на предположениях самого несовершеннолетнего ФИО2, его законного представителя ФИО3 и на информации Свидетель №1 (Баба Валя), предоставленной ею сотрудникам следственного комитета Российской Федерации по Чукотскому автономному округу. Указанные лица выразили лишь свои предположения. Вместе с тем, достоверных доказательств в подтверждение факта безнадзорности собаки, напавшей на несовершеннолетнего ФИО2 нет.
Иных доказательств в подтверждение данного довода суду не представлено.
Содержащаяся информация в объяснительных граждан, проживающих в пгт. ФИО1 Л.В., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 также на может свидетельствовать об этом. Ни один из перечисленных граждан вообще не видел обозначенную собаку.
По информации руководителя ГБУ ЧАО «Оркветобъединение» черная собака с тонкой белой полоской в Учреждение и его филиалы не поступала, как и обращения граждан в 2022 и 2023 годах по собакам с указанными приметами.
Как указано выше, в силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной статьей 1064 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями - причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиям. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Другими словами, исходя из содержания статьи 1064 ГК РФ, определяющей общие условия гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, для того, чтобы возложить ответственность за укус собаки на ответчиков, должен быть доказан факт укуса именно безнадзорной собакой, то есть собакой, не имеющей хозяина.
Между тем прокурором не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что полученные несовершеннолетним ФИО2 телесные повреждения являлись следствием виновных действий ответчиков по ненадлежащему исполнению обязанностей, возложенных на них в рассматриваемой области.
В настоящем деле истцом не доказана совокупность обстоятельств, влекущая наступление деликтной ответственности.
В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Принимая во внимание, что истцом не доказана совокупность обстоятельств, влекущая наступление деликтной ответственности, суд, считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что Правительством Чукотского автономного округа в целях реализации полномочий, определенных в статье 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ были приняты следующие нормативные акты:
- Постановление правительства Чукотского автономного округа от 15 апреля 2020 года № 175 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Чукотского автономного округа»;
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 27 декабря 2019 года № 621 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чукотском автономном округе;
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 25 октября 2021 года № 416 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Чукотского автономного округа».
Ответчиками Департаментом и Учреждением в целях выполнения мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в 2022 году осуществлялись соответствующие мероприятия, в частности утверждены приказы от 24 февраля 2022 года № 3 «Об утверждении Перечня дополнительных сведений о поступивших в приют для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядка размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и № 4 «Об утверждении Порядка освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности». В рамках реализации мероприятия «Создание и обустройство приютов (помещений) для осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев» основного мероприятия «Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий» Государственной программы «Развитие промышленного комплекса Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411, Департаментом закуплено сооружение модульного типа для теплого содержания животных (для п. Угольные Копи) по государственному контракту № 0888500000221000467 от 19 октября 2021 года (т. 1 л.д. 199-210). Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 24 января 2022 года № 26-рп «Об использовании государственного имущества» сооружение модульного типа для теплого содержания животных (для п. ФИО1) передано в оперативное управление Учреждению (т. 1 л.д. 108-109). 14 января 2022 года между Департаментом и Учреждением заключено соглашение № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (т. 1 л.д. 110-113). Учреждению доведено государственное задание на оказание дарственных услуг (т. 1 л.д. 114-142). Утверждено штатное расписание, в соответствии с которым в том числе в п. ФИО1 введены штатные единицы заведующего приютом, водителя автомобиля приюта и санитара приюта, Учреждением 10 апреля 2022 года заключен договор аренды № транспортных средств, Договоры поставки № и № от ДД.ММ.ГГГГ, также для указанных целей используются (расходуются) выделенные бюджетные средства (т. 1 л.д. 158-160, т. 2 л.д. 21-27, 28-31, 32-36).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиками выполняются соответствующие мероприятия по контролю за безнадзорными животными, предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, суд исходит из отсутствия причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчиков Департамента и Учреждения и причинением несовершеннолетнему ФИО2 телесных повреждений истцу, в том числе и ввиду отсутствия нормативно возложенной на ответчиков обязанности в данном случае нести ответственность за действия безнадзорных животных, учитывая, что сам по себе факт наличия на территории пгт. ФИО1 животных без владельцев не доказывает вины ответчиков в ненадлежащем исполнении возложенных полномочий, в связи с тем, что федеральным и региональным законодательством предусмотрена возможность возвращения после отлова, оказания ветеринарной помощи, вакцинации, стерилизации, животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места обитания.
Привлеченный к участию в деле Департамент финансов выступает в качестве финансового органа и в данном случае не может нести самостоятельной ответственности.
Обобщая изложенное суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Анадырского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО2 о взыскании солидарно с Государственного бюджетного учреждения Чукотского автономного округа «Окружное объединение ветеринарии», с Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа за счет казны Чукотского автономного округа в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в пользу ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Жуков
В окончательной форме мотивированное решение суда составлено 31 марта 2023 года