Решение по делу № 33а-9798/2021 от 21.07.2021

Судья Царев В.М. Дело № 33а-9798/2021

24RS0035-01-2020-003920-13

3.025

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2021 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Данцевой Т.Н.,

судей Шавриной А.И., Медведева И.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.

административное дело по административному иску Зубаирова Темирбулата Зубаировича к ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по республике Дагестан, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по республике Дагестан, ФСИН России о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями отбывания наказания

по апелляционной жалобе административного истца Зубаирова Темирбулата Зубаировича

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05 марта 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Зубаирова Темирбулата Зубаировича к ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по республике Дагестан, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по республике Дагестан, ФСИН России о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями отбывания наказания. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказаний РФ за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Зубаирова Темирбулата Зубаировича компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с административным иском к ответчикам о взыскании компенсации морального вреда в размере 1800000 рублей, свои требования мотивировал тем, что в период с 29 апреля 2015 года по 10 сентября 2015 года незаконно содержался в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, поскольку приговором суда по которому отбывает наказание в указанный в иске период, он должен был отбывать наказание в исправительной колонии строго режима, а не в тюрьме. Тюремный режим более строгий вид наказания, по которому у осужденных меньше возможностей для свиданий с родственниками, на телефонные разговоры, приобретения продуктов питания, получения посылок, передач. Кроме того условия содержания в указанном исправительном учреждении были не надлежащими. Все это принесло ему физические и нравственные страдания.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе административный истец Зубаров Т.З просит решение отменить, указывая что суд первой инстанции в нарушение ч.2 ст. 178 и п.4 ч.4 ст. 180 КАС РФ не указал норму закона, на основании которой им рассматривалось административное дело, а именно ст. ст. 227, 227.1 КАС РФ, что в последующем лишает его права обратиться в Европейский суд по правам человека. Не оспаривая незаконность его содержания в ФКУ «Тюрьма», считает незаконным вывод суда о виновности в этом ФКУ СИЗО-1, поскольку в этом виновно ФКУ «Тюрьма», которая после того как Постановление Магаданского городского суда от 15 мая 2013 года об определении ему местом отбытия наказания на 3 года тюрьмы, было отменено Верховным Судом РФ 30.07.2014 года, обязано было его направить для дальнейшего отбытия наказания обратно в ФКУ ИК-4 УФСИН по Магаданской области. Также не согласен с размером компенсации за нарушение его прав, считает 10000 заниженной суммой и несправедливой, а решение в этой части необоснованным, так как не учтена длительность его нахождения в ненадлежащих условиях- 134 суток, когда он по вине ответчика лишился ряда прав, которые положены при строгом режиме: длительные и краткосрочные свидания с родственниками, трудоустройство в колонии, находится на свежем воздухе в течение дня, заниматься спортом, посещать спортивные кружки, беспрепятственно осуществлять телефонные звонки. 134 дня он не мог общаться с семьей, что привело к скорейшей смерти его отца, о чем он узнал много позже смерти, и не смог ходатайствовать перед начальником ФКУ «Тюрьма» присутствовать на похоронах. Просит также отменить персональный наряд ФСИН РФ от 10.08.2015 года за исх. №03-50820, как противоречащий п.9 инструкции №235, о данном документе он узнал только 30.03.2021 года.

В судебное заседание явились административный истец Зубаиров Т.З. (участвует посредством видео-конференц-связи). Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Зубаирова Т.З., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного решения.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Зубаиров Т.З. был осужден на основании приговора Верховного Суда Республики Дагестан от 25.10.2006 к 24 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 20.08.2007.

На основании постановления Магаданского городского суда г.Магадана от 15.05.2013 административный истец был переведен в тюрьму сроком на три года. 30.07.2014 на основании постановлению Верховного суда РФ от 30.07.2014 постановление от 15.05.2013 было отменено.

Кроме того, согласно Постановлению Верховного суда РФ от 05.03.2015 приговор в отношении Зубаирова Т.З. от 25.10.2006 был изменен, он был освобожден от наказания по ч. 2 ст.167 УК РФ (все преступления) по причине истечения срока давности, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по ч.1 ст. 210 УК РФ, ч.3 ст. 205, ст. 317, ч.3 ст.222, ч.3 ст.205, ст.317, ч.1ст.30, ст. 205, ч.1 ст.30, ч. 3 ст.205, ч.1 ст.30, ст.317, ч.2 ст.222, ч.3 ст.205, ст.317, ч.3 ст.223, ч.3 ст.205, ст.317,п.п. «а», «е», «ж» ч.2 ст.105, ч.3 ст.222, ст.317, п «а» ч.3 ст.111, ст.317, п. «а» ст.111 УК РФ окончательно назначено 23 года лишения свободы в ИК строгого режима.

В период пересмотра Верховным Судом РФ приговора Зубаиров Т.З. содержался в ФКУ СИЗО-1 г.Махачкалы, откуда по персональному наряду от 09.07.2013 исх.-08-22607 убыл 28.04.2015 в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю. В ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Зубаиров Т.З. прибыл по персональному наряду ФСИН России от 10.08.2015 №03-50820. Полагая незаконным факт его содержания в период с 29.04.2015 по 10.09.2015 в ФКУК Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также полагая условия содержания в указанном учреждении ненадлежащими, Зубаиров Т.З. обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Руководствуясь нормами КАС РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", суд пришел к выводу о том, что доводы истца о ненадлежащих условиях его содержания своего подтверждения не нашли, доказательств в обоснование этих доводов представлено не было, а также суд пришел к выводу о том, что в связи с необоснованным содержанием Зубаирова Т.З. в ФКУ Тюрьма в период с 28.04.2015 по 10.09.2015 в более строгих условиях отбывания наказания, истцу были причинены нравственные страдания, поскольку он был ограничен в части прав и свобод, в силу положений Уголовно-исполнительного законодательства на истца были наложены определенные ограничения хозяйственно-бытового характера, что соответствует требованиям истца о компенсации морального вреда.

Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, соглашается с указанными выводами суда.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В силу ч.1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Согласно ч.1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В силу п.п.3,4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (п.3). Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации) (п.4).

Согласно ч.1 ст.75 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу.

Согласно ч.4 ст.73 УИК РФ осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Согласно п.6 раздела II Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утверждённого Приказом Минюста России от 26.01.2018 N17 (ред. от 24.09.2020) для определения места отбывания наказания осужденным за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденным при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным к пожизненному лишению свободы, осужденным к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденным, подлежащим направлению с целью обеспечения их личной безопасности, осужденным, состоящим на специальных учетах в оперативных подразделениях территориальных органов УИС, администрация СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, при поступлении приговора суда либо постановления суда об изменении вида исправительного учреждения направляет материалы, необходимые для подготовки заключения о направлении к месту отбывания наказания, в территориальный орган УИС. Утвержденное территориальным органом УИС заключение о направлении к месту отбывания наказания с материалами направляется во ФСИН России в течение десяти календарных дней со дня поступления в СИЗО УИС, исправительное учреждение, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу либо вступившего в законную силу постановления суда об изменении вида исправительного учреждения. При изменении приговора суда территориальный орган УИС незамедлительно информирует об этом Главное оперативное управление ФСИН России и Управление исполнения приговоров и специального учета ФСИН России.

Как следует из материалов дела, в отношении Зубаирова Т.З. 25.10.2006 был постановлен приговор Верховного Суда Республики Дагестан, согласно которому с учетом изменений, внесенных постановлением Верховного Суда РФ от 05.03.2015, административному истцу было назначено к отбытию наказания в виде лишения свободы исправительное учреждение – исправительная колония строго режима. В соответствии с постановлением Магаданского городского суда Магаданской области от 15.05.2013 Зубаиров Т.З. был переведен из исправительной колонии строгого режима в тюрьму для дальнейшего отбывания наказания. Указанное постановление было отменено на основании постановления Верховного Суда РФ от 30.07.2014. На момент вступления приговора в законную силу Зубаиров Т.З. находился в ФКУ СИЗО-1 г.Махачкала, откуда без законных на то оснований в виду вышеуказанных обстоятельств был направлен в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, куда прибыл 28.04.2015 и находился там до 10.09.2015. Из изложенного усматривается, что в нарушение вышеуказанных норм закона администрацией ФКУ СИЗО-1 г.Махачкалы не было предпринято должных мер к направлению во ФСИН Росси утверждённого территориальным органом УИС заключения о направлении осужденного к месту отбывания наказания, что повлекло незаконное помещение административного истца в ФКУ Тюрьма г.Минусинска. На основании изложенного доводы апеллянта о незаконности выводов суда о виновности в этом ФКУ СИЗО-1 г.Махачкалы, поскольку в этом виновно ФКУ Тюрьма г.Минусинска, которая после того как постановление Магаданского городского суда от 15 мая 2013 года об определении ему местом отбытия наказания на 3 года тюрьмы было отменено Верховным Судом РФ 30.07.2014, обязано было его направить для дальнейшего отбытия наказания обратно в ФКУ ИК-4 УФСИН по Магаданской области, несостоятельны. Кроме того, в период отмены постановления от 15.05.2013 о переводе его в тюрьму (30.07.2014) он не находился в ФКУ Тюрьма г.Минусинска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал норму закона, на основании которой им рассматривалось административное дело, а именно ст. ст. 227, 227.1 КАС РФ, что в последующем лишает его права обратиться в Европейский суд по правам человека, подлежат отклонению, поскольку из содержания обжалуемого решения следует, что суд руководствовался, в том числе и ст.227.1 КАС РФ при постановке решения.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами апелляционной жалобы Зубаирова Т.З. в части заниженного размера компенсации за нарушение его прав в связи с незаконным содержанием в тюрьме. Размер суммы, определенной судом ко взысканию в пользу Зубаирова Т.З., является несоразмерным характеру и объему причиненных истцу страданий, обстоятельствам допущенных в отношении него нарушений условий содержания, а именно содержание в исправительном учреждении с более строгими условиями содержания, чем назначено по приговору суда, вступившему в законную силу. По изложенным основаниям судебная коллегия полагает необходимым увеличить размер указанной компенсации, подлежащей взысканию в пользу Зубаирова Т.З. до 60000 рублей, с учетом изложенного и длительности его нахождения в более строгих условиях содержания, чем ему было положено (4 месяца 12 дней) в связи с чем решение суда в данной части подлежит изменению.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в части отсутствия нарушений условий содержаний в ФКУ Тюрьма г.Минусинска у судебной коллегии не имеется, выводы суда в данной части подробно мотивированы со ссылкой на нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности персонального наряда ФСИН РФ от 10.08.2015 за исх. №03-50820, как противоречащего п.9 инструкции №235, рассмотрению в суде апелляционной инстанции не подлежат, поскольку данное требование ранее не заявлялось. При этом тот факт, что вышестоящей инстанцией отмене судебный акт от 15.05.2013 о переводе Зубаирова Т.З. в тюрьму, не свидетельствует об обязанности административного ответчика направить его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, в котором он отбывал наказание до его перевода в тюрьму – ФКУ ИК-4 УФСИН РФ по Магаданской области, а лишь возлагает обязанность помещения осужденного в исправительную колонию строгого режима. ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю входит в систему исправительных учреждений Красноярского края, в которых предусмотрено содержание мужчин в строгих условиях, то есть помещение истца в иную колонию строгого режима его прав не нарушает.

Доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309- 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05 марта 2021 года изменить, увеличив размер компенсации морального вреда в пользу Зубаирова Т.З. до 60000 рублей.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9798/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ЗУБАИРОВ ТЕМИРБУЛАТ ЗУБАИРОВИЧ
ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю
Другие
Министерство финансов РФ
ГУФСИН России по Республике Дагестан
ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Республие Дагестан
ФСИН России
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Шаврина Алевтина Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021Передано в экспедицию
02.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее