Дело № 33-3194/2024 (в суде первой инстанции № 2-1949/2023)
УИД 27RS0002-01-2023-003304-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 июня 2024 года г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Галенко В.А., Новицкой Т.В.,
при секретаре Шадрине Б.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2023 года по гражданскому делу по иску Николаева А.А. к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о признании незаконными действий руководителя по невыплате премии, возложении обязанности, взыскании премии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаев А.А. обратился в суд с указанным иском к ФКУ «УФО МО РФ по ВВО», в обоснование требований указав, что является работником склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего), войсковая часть № (далее - склад). В соответствии со штатным расписанием осуществляет трудовые функции в должности инженера по охране труда склада (с 26.11.2019г. по 31.05.2023г. - полная ставка, с 01.06.2023г. по настоящее время - 0,5 ставки по внутреннему совместительству) и начальника пожарной команды склада (с 01.10.2020г. по 31.05.2023г. - 0,5 ставки по внутреннему совместительству, с 01.06.2023г. по настоящее время - полная ставка). Склад не имеет собственного финансового органа, а также своих финансовых лицевых счетов и находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по ВВО», которое начисляет заработную плату гражданскому персоналу. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № 1010 ему начислена премия (с учетом отработанного времени) по должности инженер по охране труда: в октябре 2022г. за сентябрь 2022г. в размере 7 500 руб., в ноябре 2022г. за октябрь 2022г. в размере 8 800 руб., в декабре 2022г. за ноябрь 2022г. в размере 8 500 руб. и за декабрь 2022г. 6 000 руб., в феврале 2023г. за январь 2023г. в размере 10 800 руб., в марте за февраль 2023г. в размере 8 800 руб., в апреле за март 2023г. в размере 6 400 руб., в мае за апрель 2023г. в размере 8 000 руб., в июне за май 2023г. в размере 9 000 руб., июле за июнь 2023г. в размере 9 900 руб., в августе за июль 2023г. в размере 5 000 руб., в сентябре за август 2023г. в размере 700 руб., в октябре за сентябрь 2023г. в размере 7 650 руб. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № 1010 ему начислена премия (с учетом отработанного времени) по должности начальник пожарной команды: в феврале за январь 2023г. в размере 8 200 руб., в марте за февраль 2023г. в размере 6 500 руб., в апреле за март 2023г. в размере 5 900 руб., в мае за апрель 2023г. в размере 7 900 руб., в июне за май 2023г. в размере 8 500 руб., июле за июнь 2023г. в размере 10 800 руб., в августе за июль 2023г. в размере 5 000 руб., в сентябре за август 2023г. в размере 350 рублей. Премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № 1010, включена работодателем в состав минимальной заработной платы, соответственно фактически не была выплачена в полном размере.
Просит признать незаконными действия руководителя ФКУ «УФО МО РФ по ВВО», связанные с невыплатой премий за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ за период с октября 2022г. по октябрь 2023г. по должности инженер (по охране труда) и за период с февраля по сентябрь 2023г. по должности начальник пожарной команды сверх установленного минимального размера оплаты труда, возложить на руководителя ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» обязанность начислить премию за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, сверх установленного минимального размера оплаты труда, взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» премии за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, за вышеуказанные периоды в размере: по должности инженер по охране труда – 42 075 руб. 34 коп., по должности начальник пожарной команды – 10 661 руб. 41 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., обратить решение суда в части взыскания заработной платы к немедленному исполнению.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 30.11.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ОСК ВВО», войсковая часть 59313-9, также к участию в деле в качестве третьего лица допущено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 13.12.2023г., с учетом определения от 21.03.2024г. об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено признать незаконными действия ФКУ «УФО МО РФ по ВВО», связанные с невыплатой Николаеву А.А. премий за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ за период с октября 2022г. по октябрь 2023г. по должности инженер (по охране труда) и за период с февраля по сентябрь 2023г. по должности начальник пожарной команды сверх установленного минимального размера оплаты труда.
Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» в пользу Николаева А.А. премии за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, за вышеуказанные периоды в размере: по должности инженер по охране труда – 42 075 руб. 34 коп., по должности начальник пожарной команды – 10 661 руб. 41 коп.
Взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» в пользу Николаева А.А. денежную компенсацию за причинение морального вреда в размере 3 000 руб.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
В апелляционных жалобах представитель Министерства обороны РФ и ФКУ «ОСК ВВО» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд, приняв решение о возложении обязанности на ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» начислить истцу заработную плату без учета премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, вмешался в процесс распоряжения средствами федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ. Премии, выплачиваемые согласно приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № 1010, подлежат налогообложению, и относятся к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей, и должны учитываться при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ. Кроме того, начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ нормативными актами не предусмотрено. Указывает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда также не усматривается, поскольку не установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и причинением истцу какого-либо вреда.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что суд пришел к неверному выводу о том, что дополнительное материальное стимулирование не является вознаграждением за труд, и не включается в состав заработка, который не должен быть ниже МРОТ. Также судом сделан необоснованный вывод о том, что районный коэффициент, процентная надбавка в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями учитывались при начислении заработной платы до МРОТ. Указывает, что непосредственным работодателем истца является ФКУ «ОСК ВВО», между истцом и ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» отсутствуют трудовые отношения, ответчик исполняет функции по начислению и выплате заработной платы персоналу войсковой части, где трудоустроен истец, в свою очередь ФКУ «ОСК ВВО» не было привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Фактически суд повторно взыскал уже выплаченные истцу премии, что подтверждается расчетными документами, не конкретизировав какие именно премии за счет бюджетных средств должны быть выплачены. Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения основного требования, основания для компенсации морального вреда также отсутствуют.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ и ФКУ «ОСК ВВО» Гончаренко Е.Ю. поддержала доводы апелляционных жалоб.
Участвующий в судебном заседании Николаев А.А. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в ч.3 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ срок. Ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Совокупный размер оплаты труда истца в спорные месяцы обеспечивался не менее минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а также премии, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, что является недопустимым, поскольку компенсационные и стимулирующие выплаты на подлежат включению в состав минимального размера оплаты труда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч.2 ст.349 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст.133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела следует, что 26.11.2019г. между ФКУ «ОСК ВВО» и Николаевым А.А. заключен трудовой договор № 96, по условия которого истец принят с указанной даты на должность инженера по охране труда.
В соответствии с п. 4.1 трудового договора от 26.11.2019 г. № 96 Николаеву А.А. установлена заработная плата в размере: должностной оклад – 7 160 руб. в месяц, районный коэффициент - 30%, процентная надбавка за работу в отдаленной местности - 30%, выплата за выслугу лет - 40%, премиальные выплаты по итогам работы за месяц - 25%, единовременная выплата в конце текущего календарного года в размере до 2 должностных окладов по занимаемой должности.
Дополнительным соглашением от 01.10.2020г. № 600 к трудовому договору от 26.11.2019г. № 96 Николаеву А.А. установлен должностной оклад 7 375 руб. в месяц с 01.10.2020г.
Дополнительным соглашением от 01.10.2022г. к трудовому договору от 26.11.2019г. № 96 Николаеву А.А. установлен должностной оклад в размере 7 670 руб. в месяц с 01.10.2022г.
30.05.2023г. между ФКУ «ОСК ВВО» и Николаевым А.А. заключен трудовой договор № 178, по условиям которого истец принят с 01.06.2023г. на должность инженера по охране труда по внутреннему совместительству на 0,5 ставки и ему установлена заработная плата в размере: должностной оклад – 3 835 руб. в месяц, районный коэффициент - 30%, процентная надбавка за работу в отдаленной местности - 30%, выплата за выслугу лет - 40%, премиальные выплаты по итогам работы за месяц - 25%, единовременная выплата в конце текущего календарного года в размере до 2 должностных окладов по занимаемой должности.
Дополнительным соглашением от 02.10.2023г. к трудовому договору от 30.05.2023г. № 178 Николаеву А.А. установлен должностной оклад в размере 8 092 руб. в месяц с 01.10.2023г.
01.10.2020г. между ФКУ «ОСК ВВО» и Николаевым А.А. заключен трудовой договор № 112, по условиям которого истец с указанной даты принят на должность начальника пожарной команды по внутреннему совместительству на 0,5 ставки.
В соответствии с п. 4.1 трудового договора от 01.10.2020 г. № 112 Николаеву А.А. установлена заработная плата в размере: должностной оклад – 3 743 руб. в месяц, районный коэффициент - 30%, процентная надбавка за работу в отдаленной местности - 30%, выплата за выслугу лет - 40%, премиальные выплаты по итогам работы за месяц - 25%, единовременная выплата в конце текущего календарного года в размере до 2 должностных окладов по занимаемой должности.
Дополнительным соглашением от 30.05.2023г. к трудовому договору № 96 Николаеву А.А. предоставлена работа по должности начальника пожарной команды на полную ставку и установлен должностной оклад 7 789 руб. в месяц и 24% от должностного оклада - за работу с вредными условиями труда с 01.06.2023г.
Дополнительным соглашением от 02.10.2023г. к трудовому договору от 26.11.2019г. № 96 Николаеву А.А. установлен должностной оклад в размере 8 218 руб. в месяц с 01.10.2023г.
Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам Николаеву А.А. начислена премия по должности инженер по охране труда: в октябре 2022 года за сентябрь 2022 года в размере 7 500 руб., в ноябре 2022 года за октябрь 2022 года в размере 8 800 руб., в декабре 2022 года за ноябрь 2022 года в размере 8 500 руб. и за декабрь 2022 года 6 000 руб., в феврале 2023 года за январь 2023 года в размере 10 800 руб., в марте за февраль 2023 года в размере 8 800 руб., в апреле за март 2023 года в размере 6 400 руб., в мае за апрель 2023 года в размере 8 000 руб., в июне за май 2023 года в размере 9 000 руб., июле за июнь 2023 года в размере 9 900 рублей, в августе за июль 2023 года в размере 5 000 руб., в сентябре за август 2023 года в размере 700 руб., в октябре за сентябрь 2023 года размере 7 650 руб.
По должности начальник пожарной команды Николаеву А.А. начислена премия в феврале за январь 2023 года в размере 8 200 руб., в марте за февраль 2023 года в размере 6 500 руб., в апреле за март 2023 года в размере 5 900 руб., в мае за апрель 2023 года в размере 7 900 руб., в июне за май 2023 года в размере 8 500 руб., июле за июнь 2023 года в размере 10 800 руб., в августе за июль 2023 года в размере 5 000 руб., в сентябре за август 2023 года в размере 350 руб.
В соответствии с ч.1 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2 ст.135 Трудового кодекса РФ).
Частями 5 и 6 ст.135 Трудового кодекса РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса РФ работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст.ст. 146 - 149 Трудового кодекса РФ), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.ст. 152 - 154 Трудового кодекса РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (ст.135 Трудового кодекса РФ).
На основании ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
При этом ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.
В соответствии с ч.1 ст.191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ч.2 ст.191 Трудового кодекса РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26.07.2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Пунктом 3 раздела II «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019г. № 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим Приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Согласно пункту 22 раздела III «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019г. № 545, выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим Приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23 раздела III «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019г. № 545).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38 раздела III «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019г. № 545).
В соответствии с пунктом 5 раздела II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» приложения № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019г. № 545, при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому): 1) численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; 2) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим Приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); 3) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу; 4) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда в фактически установленном размере.
Фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 6 раздела II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» Приложения № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019г. № 545).
Из материалов дела следует, что совокупный размер оплаты труда Николаева А.А. в спорный период обеспечивался в размере не менее минимального размера оплаты труда не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат. Расчет заработной платы производился работодателем исходя из размера установленного должностного оклада, процентной надбавки за выслугу лет, с учетом стимулирующих выплат, премий, при этом районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями начислялись к заработной плате истца в размере сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Выплачиваемая премия в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010г. № 1010, является неотъемлемой составной частью заработной платы, а потому не может не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Приведенные положения закона и установленные по делу фактические обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора. Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права привели к неправильному разрешению спора по существу, в связи с чем постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2023 года – отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Николаева А.А. к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о признании незаконными действий руководителя по невыплате премии, возложении обязанности, взыскании премии, компенсации морального вреда – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи