Дело № 2а-1931/2020
РЈРР” 13RS0023-01-2020-004518-03
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
08 октября 2020 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
СЃСѓРґСЊРё Р§РёР±СЂРёРєРёРЅР° Рђ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
при участии в деле:
административных соистцов: Елаева Р.Рђ., Алешина Р’.Р’., Елаева Рљ.Р., Кандахарова Рђ.Р®., Бояркина Рќ.Р“., Елаева Рђ.Р.,
административного ответчика - администрации городского округа Саранск,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Елаева Р. Рђ., Алешина Р’. Р’., Елаева Рљ. Р., Кандахарова Рђ. Р®., Бояркина Рќ. Р“., Елаева Рђ. Р.
об оспаривании несогласования Администрацией городского округа Саранск проведения публичного мероприятия и признании планируемого публичного мероприятия согласованным
установил:
Елаев Р.Рђ., Алешин Р’.Р’., Елаев Рљ.Р., Кандахаров Рђ.Р®., Бояркин Рќ.Р“., Елаев Рђ.Р. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании несогласования Администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск проведения публичного мероприятия Рё признании планируемого публичного мероприятия согласованным.
Р’ обоснование заявленных требований указали, что 1 октября 2020 Рі. Елаев Р.Рђ. РІ качестве организатора публичного мероприятия обратился РІ Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск СЃ уведомлением Рѕ проведении 9 октября 2020 Рі. СЃ 11 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РґРѕ 13 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Саранске РЅР° крыльце здания Верховного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ адресу: Рі. Саранск, СѓР». Льва Толстого, РґРѕРј 21 РЅР° расстоянии трех метров РѕС‚ РІС…РѕРґРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ РІ здание, СЃ таким расчётом чтобы РЅРµ создавать помех пешеходам, РЅРµ создавать помех для РІС…РѕРґР° РІ здание верховного СЃСѓРґР° республики, РЅРµ создавать помех для отправления правосудия Рё РЅРµ препятствовать тому никакими действиями, РЅРµ оказывать давление РЅР° СЃСѓРґ РїРѕ конкретным делам, рассматриваемым судами, публичного мероприятия РІ форме пикета РіСЂСѓРїРїРѕР№ лиц СЃ целью, как буквально указано РІ уведомлении, обсуждения РІ обществе РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, относящихся Рє сохранению РјРёСЂР° РІРѕ всем РјРёСЂРµ Рё международной безопасности РїРѕРґ лозунгом «Судебную власть народу! Нарушения судами Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации недопустимы!В». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, как указано РІ уведомлении – РґРѕ 6 человек.
Решением Администрации городского округа Саранск, оформленным письмом от 2 октября 2020 г. № 7099-исх, в согласовании проведения названного выше публичного мероприятия отказано на основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами. Предложено провести пикетирование на Театральной площади г. Саранска после снятия на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
РќРµ согласившись СЃ таким решением, организатор публичного мероприятия Елаев Р.Рђ., Р° также Алешин Р’.Р’., Елаев Рљ.Р., Кандахаров Рђ.Р®.,
Бояркин Рќ.Р“., Елаев Рђ.Р., уполномоченные организатором мероприятия выполнять распорядительные функции РїРѕ организации Рё проведению публичного мероприятия, ссылаясь РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований РЅР° нарушение права СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ выражать мнение Рё права РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ мирных собраний, гарантированных РёРј статьями 10 Рё 11 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ, обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск Рѕ признании данного решения незаконным Рё признании планируемого публичного мероприятия согласованным, СЃ возложением РЅР° орган публичной власти обязанности РЅРµ препятствовать проведению публичного мероприятия РІ заявленную дату Рё время.
Елаев Р.Рђ. Рё Бояркин Рќ.Р“. РІ судебном заседании РёСЃРє поддержали РІ полном объёме, просили административные требования удовлетворить.
Административные истцы Алешин Р’.Р’., Елаев Рљ.Р., Кандахаров Рђ.Р®., Елаев Рђ.Р., представитель административного ответчика Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск извещены Рѕ месте Рё времени судебного разбирательства РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явились, сведений Рѕ причинах неявки РЅРµ представили. Поскольку РёС… СЏРІРєР° РІ судебное заседание РЅРµ была признана обязательной, Р° оснований для отложения судебного разбирательства СЃ учётом положений части 4 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – РљРђРЎ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) РЅРµ усматривается, СЃСѓРґ, руководствуясь частью 6 статьи 226 названного Кодекса, пришёл Рє выводу Рѕ возможности рассмотрения дела РІ отсутствие указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерациигражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 8 и 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе проверки законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
РЎРІРѕР±РѕРґР° проведений собраний закреплена также РІ статье 11 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ. Данное право, как указывал Европейский СЃСѓРґ РїРѕ правам человека, являясь основополагающим правом РІ демократическом обществе, тем РЅРµ менее, РІ силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом Рё необходимы РІ демократическом обществе РІ целях предотвращения беспорядков Рё преступлений, для охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности или защиты прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ РґСЂСѓРіРёС… лиц (Постановления РѕС‚ 26 июля 2007 РіРѕРґР° РїРѕ делу «М. против Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РѕС‚ 14 февраля 2006 РіРѕРґР° РїРѕ делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» Рё РѕС‚ 20 февраля 2003 Рі. РїРѕ делу «ФРРћ1 (Р¤РРћ1) против Турции»).
При данных обстоятельствах национальный законодатель не только вправе, но и обязан принимать разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или любого иного мероприятия политического, культурного или иного характера, путем, в том числе, установления порядка проведения этого публичного мероприятия.
В развитие указанных положений международных и конституционных норм части 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон №54-ФЗ) предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, Елаев Р.Рђ. РІ уведомлении РѕС‚ 1 октября 2020 Рі. Рѕ проведении публичного мероприятия РІ форме пикета РІ качестве места данного публичного мероприятия указал непосредственно крыльцо здания Верховного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ адресу: Рі. Саранск, СѓР». Льва Толстого, РґРѕРј 21.
Р’ оспариваемом решении РѕС‚ 2 октября 2020 Рі. Администрация Рі.Рѕ. Саранск ссылается РЅР° то, что место, РІ котором Елаевым Р.Рђ. организовывается публичное мероприятие, РІ силу части 2 статьи 8 Закона в„–54-ФЗ, относится Рє местам, РІ которых запрещается проведение публичного мероприятия, РІ частности, Рє зданиям, занимаемым судами.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Закона №54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в частности, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами.
В пункте 9 статьи 2 Закона №54-ФЗ под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о невозможности его проведения или необходимости изменить место его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 12 Закона №54-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 19 декабря 2012 г. №87-З «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) при проведении публичного мероприятия на территории городского округа подается в администрацию городского округа.
РР· смысла приведенных законоположений следует, что запрет РЅР° проведение публичных мероприятий возможен РїСЂРё наличии обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 12 Рё частью 1 статьи 8 Федерального закона в„–54-ФЗ, Р° предложение организатору РѕР± изменении места Рё времени проведения публичного мероприятия должно быть мотивировано необходимостью сохранения нормального Рё бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной Рё транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так Рё лиц, которые РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ месте его проведения РІ определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Кроме того, оценка ограничению, установленному пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального Закона №54-ФЗ дана Конституционным Судом РФ в Определении от 29 мая 2007 года N 428-О-О, согласно которой такое ограничение не может рассматриваться как не имеющее конституционного обоснования и нарушающее конституционные права граждан.
Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05 декабря 2019 года N 3278.
Рзложенное свидетельствует Рѕ невозможности проведения публичного мероприятия РІ заявленном административными истцами месте РІРІРёРґСѓ РїСЂСЏРјРѕ установленного законом запрета.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, органом местного самоуправления предусмотренная законом обязанность по предложению заявителям альтернативного места проведения мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия, фактически исполнена.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходит из того, что у административного ответчика имелись основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия и предложения организатору изменить место проведения публичного мероприятия.
Таким образом, обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленных ему законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и при изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации не имеется.
Приведение в письме от 2 октября 2020 г. № 7099-исх доводов о невозможности согласования публичного мероприятия со ссылками на протокол заседания оперативного штаба по профилактике и предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории городского округа Саранск от 24.03.2020, юридического значения для разрешения настоящего иска не имеет, поскольку основанием для оспариваемого несогласования не являлось.
В связи с тем, что в административном иске отказано, отсутствуют основания как для взыскания в пользу истцов расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, так и возложении на административного ответчика обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия
решил:
РІ удовлетворении административных исковых требований административного РёСЃРєР° Елаева Р. Рђ., Алешина Р’. Р’., Елаева Рљ. Р., Кандахарова Рђ. Р®., Бояркина Рќ. Р“., Елаева Рђ. Р. Рѕ признании незаконным несогласования Администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск проведения публичного мероприятия, планируемого 9 октября 2020 Рі. СЃ 11 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РґРѕ 13 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Саранске РЅР° крыльце здания Верховного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ адресу:РіРѕСЂРѕРґ Саранск, СѓР». Льва Толстого, РґРѕРј 21 РЅР° расстоянии трех метров РѕС‚ РІС…РѕРґРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ РІ здание, признании планируемого публичного мероприятия согласованным, СЃ возложением обязанности РЅРµ препятствовать проведению публичного мероприятия РІ заявленную дату Рё время, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2020 г.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ
Дело № 2а-1931/2020
РЈРР” 13RS0023-01-2020-004518-03
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
08 октября 2020 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
СЃСѓРґСЊРё Р§РёР±СЂРёРєРёРЅР° Рђ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
при участии в деле:
административных соистцов: Елаева Р.Рђ., Алешина Р’.Р’., Елаева Рљ.Р., Кандахарова Рђ.Р®., Бояркина Рќ.Р“., Елаева Рђ.Р.,
административного ответчика - администрации городского округа Саранск,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Елаева Р. Рђ., Алешина Р’. Р’., Елаева Рљ. Р., Кандахарова Рђ. Р®., Бояркина Рќ. Р“., Елаева Рђ. Р.
об оспаривании несогласования Администрацией городского округа Саранск проведения публичного мероприятия и признании планируемого публичного мероприятия согласованным
установил:
Елаев Р.Рђ., Алешин Р’.Р’., Елаев Рљ.Р., Кандахаров Рђ.Р®., Бояркин Рќ.Р“., Елаев Рђ.Р. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании несогласования Администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск проведения публичного мероприятия Рё признании планируемого публичного мероприятия согласованным.
Р’ обоснование заявленных требований указали, что 1 октября 2020 Рі. Елаев Р.Рђ. РІ качестве организатора публичного мероприятия обратился РІ Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск СЃ уведомлением Рѕ проведении 9 октября 2020 Рі. СЃ 11 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РґРѕ 13 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Саранске РЅР° крыльце здания Верховного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ адресу: Рі. Саранск, СѓР». Льва Толстого, РґРѕРј 21 РЅР° расстоянии трех метров РѕС‚ РІС…РѕРґРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ РІ здание, СЃ таким расчётом чтобы РЅРµ создавать помех пешеходам, РЅРµ создавать помех для РІС…РѕРґР° РІ здание верховного СЃСѓРґР° республики, РЅРµ создавать помех для отправления правосудия Рё РЅРµ препятствовать тому никакими действиями, РЅРµ оказывать давление РЅР° СЃСѓРґ РїРѕ конкретным делам, рассматриваемым судами, публичного мероприятия РІ форме пикета РіСЂСѓРїРїРѕР№ лиц СЃ целью, как буквально указано РІ уведомлении, обсуждения РІ обществе РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, относящихся Рє сохранению РјРёСЂР° РІРѕ всем РјРёСЂРµ Рё международной безопасности РїРѕРґ лозунгом «Судебную власть народу! Нарушения судами Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации недопустимы!В». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, как указано РІ уведомлении – РґРѕ 6 человек.
Решением Администрации городского округа Саранск, оформленным письмом от 2 октября 2020 г. № 7099-исх, в согласовании проведения названного выше публичного мероприятия отказано на основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами. Предложено провести пикетирование на Театральной площади г. Саранска после снятия на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
РќРµ согласившись СЃ таким решением, организатор публичного мероприятия Елаев Р.Рђ., Р° также Алешин Р’.Р’., Елаев Рљ.Р., Кандахаров Рђ.Р®.,
Бояркин Рќ.Р“., Елаев Рђ.Р., уполномоченные организатором мероприятия выполнять распорядительные функции РїРѕ организации Рё проведению публичного мероприятия, ссылаясь РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований РЅР° нарушение права СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ выражать мнение Рё права РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ мирных собраний, гарантированных РёРј статьями 10 Рё 11 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ, обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск Рѕ признании данного решения незаконным Рё признании планируемого публичного мероприятия согласованным, СЃ возложением РЅР° орган публичной власти обязанности РЅРµ препятствовать проведению публичного мероприятия РІ заявленную дату Рё время.
Елаев Р.Рђ. Рё Бояркин Рќ.Р“. РІ судебном заседании РёСЃРє поддержали РІ полном объёме, просили административные требования удовлетворить.
Административные истцы Алешин Р’.Р’., Елаев Рљ.Р., Кандахаров Рђ.Р®., Елаев Рђ.Р., представитель административного ответчика Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск извещены Рѕ месте Рё времени судебного разбирательства РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явились, сведений Рѕ причинах неявки РЅРµ представили. Поскольку РёС… СЏРІРєР° РІ судебное заседание РЅРµ была признана обязательной, Р° оснований для отложения судебного разбирательства СЃ учётом положений части 4 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – РљРђРЎ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) РЅРµ усматривается, СЃСѓРґ, руководствуясь частью 6 статьи 226 названного Кодекса, пришёл Рє выводу Рѕ возможности рассмотрения дела РІ отсутствие указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерациигражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 8 и 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе проверки законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
РЎРІРѕР±РѕРґР° проведений собраний закреплена также РІ статье 11 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ. Данное право, как указывал Европейский СЃСѓРґ РїРѕ правам человека, являясь основополагающим правом РІ демократическом обществе, тем РЅРµ менее, РІ силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом Рё необходимы РІ демократическом обществе РІ целях предотвращения беспорядков Рё преступлений, для охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности или защиты прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ РґСЂСѓРіРёС… лиц (Постановления РѕС‚ 26 июля 2007 РіРѕРґР° РїРѕ делу «М. против Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РѕС‚ 14 февраля 2006 РіРѕРґР° РїРѕ делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» Рё РѕС‚ 20 февраля 2003 Рі. РїРѕ делу «ФРРћ1 (Р¤РРћ1) против Турции»).
При данных обстоятельствах национальный законодатель не только вправе, но и обязан принимать разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или любого иного мероприятия политического, культурного или иного характера, путем, в том числе, установления порядка проведения этого публичного мероприятия.
В развитие указанных положений международных и конституционных норм части 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон №54-ФЗ) предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, Елаев Р.Рђ. РІ уведомлении РѕС‚ 1 октября 2020 Рі. Рѕ проведении публичного мероприятия РІ форме пикета РІ качестве места данного публичного мероприятия указал непосредственно крыльцо здания Верховного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ адресу: Рі. Саранск, СѓР». Льва Толстого, РґРѕРј 21.
Р’ оспариваемом решении РѕС‚ 2 октября 2020 Рі. Администрация Рі.Рѕ. Саранск ссылается РЅР° то, что место, РІ котором Елаевым Р.Рђ. организовывается публичное мероприятие, РІ силу части 2 статьи 8 Закона в„–54-ФЗ, относится Рє местам, РІ которых запрещается проведение публичного мероприятия, РІ частности, Рє зданиям, занимаемым судами.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Закона №54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в частности, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами.
В пункте 9 статьи 2 Закона №54-ФЗ под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о невозможности его проведения или необходимости изменить место его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 12 Закона №54-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 19 декабря 2012 г. №87-З «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) при проведении публичного мероприятия на территории городского округа подается в администрацию городского округа.
РР· смысла приведенных законоположений следует, что запрет РЅР° проведение публичных мероприятий возможен РїСЂРё наличии обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 12 Рё частью 1 статьи 8 Федерального закона в„–54-ФЗ, Р° предложение организатору РѕР± изменении места Рё времени проведения публичного мероприятия должно быть мотивировано необходимостью сохранения нормального Рё бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной Рё транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так Рё лиц, которые РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ месте его проведения РІ определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Кроме того, оценка ограничению, установленному пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального Закона №54-ФЗ дана Конституционным Судом РФ в Определении от 29 мая 2007 года N 428-О-О, согласно которой такое ограничение не может рассматриваться как не имеющее конституционного обоснования и нарушающее конституционные права граждан.
Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05 декабря 2019 года N 3278.
Рзложенное свидетельствует Рѕ невозможности проведения публичного мероприятия РІ заявленном административными истцами месте РІРІРёРґСѓ РїСЂСЏРјРѕ установленного законом запрета.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, органом местного самоуправления предусмотренная законом обязанность по предложению заявителям альтернативного места проведения мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия, фактически исполнена.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходит из того, что у административного ответчика имелись основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия и предложения организатору изменить место проведения публичного мероприятия.
Таким образом, обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленных ему законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и при изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации не имеется.
Приведение в письме от 2 октября 2020 г. № 7099-исх доводов о невозможности согласования публичного мероприятия со ссылками на протокол заседания оперативного штаба по профилактике и предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории городского округа Саранск от 24.03.2020, юридического значения для разрешения настоящего иска не имеет, поскольку основанием для оспариваемого несогласования не являлось.
В связи с тем, что в административном иске отказано, отсутствуют основания как для взыскания в пользу истцов расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, так и возложении на административного ответчика обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия
решил:
РІ удовлетворении административных исковых требований административного РёСЃРєР° Елаева Р. Рђ., Алешина Р’. Р’., Елаева Рљ. Р., Кандахарова Рђ. Р®., Бояркина Рќ. Р“., Елаева Рђ. Р. Рѕ признании незаконным несогласования Администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Саранск проведения публичного мероприятия, планируемого 9 октября 2020 Рі. СЃ 11 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РґРѕ 13 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Саранске РЅР° крыльце здания Верховного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ адресу:РіРѕСЂРѕРґ Саранск, СѓР». Льва Толстого, РґРѕРј 21 РЅР° расстоянии трех метров РѕС‚ РІС…РѕРґРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ РІ здание, признании планируемого публичного мероприятия согласованным, СЃ возложением обязанности РЅРµ препятствовать проведению публичного мероприятия РІ заявленную дату Рё время, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2020 г.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ