Решение по делу № 33-4401/2024 от 03.10.2024

Дело № 33-4401/2024 докладчик Швецова Н.Л.

(1 инст. № 2-2626/2024) судья Веселова А.О.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Д.В.,

судей Швецовой Н.Л., Сергеевой И.В.,

при секретаре Яблоковой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в **** 13 ноября 2024года дело по апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ МВД России по **** на решение Октябрьского районного суда **** от ****, которым постановлено:

исковые требования прокурора ****, действующего в интересах Митрофановой Т. В. к ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по ****» о признании права на получение специальной социальной выплаты, устранении нарушений удовлетворить.

Признать за Митрофановой Т. В. - работником ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ****» право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от **** **** с января 2023 года.

Обязать ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ****» включить сведения о Митрофановой Т. В., имеющей право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от **** ****, для направления в ОСФР по ****.

Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., объяснения представителя ответчика ФКУЗ МСЧ МВД России по **** Рожкову М.И., объяснения представителя третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по **** Кроткову Ю.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Потапкова Г.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор **** обратился с исковым заявлением в интересах Митрофановой Т.В. к ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по ****» о признании за ней права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от **** **** с января 2023 года, обязании включить сведения в реестр работников ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по ****», имеющих право на получение специальной социальной выплаты для направления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ****.

В обоснование требований указано, что истец осуществляет трудовую деятельность у ответчика в должности медицинской сестры участкового педиатрического кабинета терапевтического отделения поликлиники с **** по настоящее время. Работа медицинского работника связана с оказанием медицинской помощи пациентам по территориально-участковому принципу, что свидетельствует о выполнении трудовой функции, подпадающей под действие указанного постановления Правительства Российской Федерации. Однако до настоящего времени выплата не производится, учреждением реестры в ОСФР по **** не направляются.

В судебном заседании ст.помощник прокурора **** Сопнева Я.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Митрофанова Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ****» Вагнер Е.Г. в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ****, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве в иске просил отказать, поскольку истцы как медицинские работники не оказывают первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению ввиду того, что ФКУЗ не работает по указанному принципу и не охватывает население районов и участков в соответствующих объемах, а также не осуществляет диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Определением суда от **** к участию в деле третьим лицом привлечено Министерство здравоохранения ****, которое не направило представителя для участия в судебном заседании, извещалось надлежащим образом.

Определением суда от **** к участию в деле третьим лицом привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ****, представитель которого ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что ФКУЗ МСЧ МВД России по **** включено в перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД России по ****» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФКУЗ «МСЧ МВД России по ****» является многопрофильной медицинской организацией, в пределах своей компетенции может осуществлять медицинское обеспечение в пределах территориальной программы ОМС сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и иждивенцев, сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях системы МВД России за счет средств федерального бюджета. При этом Уставом не предусмотрено оказание первичной медико-санитарной помощи в рамках ОМС по территориально-участковому принципу прикрепленного населения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Митрофанова ТВ., представители третьих лиц Министерства здравоохранения ****, Территориального фонда обязательного медицинского страхования **** не явились, о явке извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений об уважительных причинах неявки не представили, что позволяет в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от **** **** «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с **** установлена ежемесячная специальная социальная выплата, а также утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»

Согласно указанным Правилам с **** установлено, что право на специальную социальную выплату имеют следующие категории медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от **** ****-р;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи (п. 2).

В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от **** N **** специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **** N ****

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на ****, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Митрофанова Т.В. состоит с ФКУЗ МСЧ МВД РФ по **** в трудовых отношениях.

**** между сторонами по делу заключен трудовой договор ****, по условиям которого Митрофанова Т.В. принята на работу на должность медицинской сестры поликлиники ФКУЗ МСЧ МВД России по ****.

В соответствии с должностной инструкцией, на указанную должность допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», сертификат по специальности «сестринское дело в педиатрии». В должностные обязанности медицинский сестры входит оказание помощи врачу во время приема: подготовка детей к осмотру, проведение антропометрических изменений детей, проведение термометрии и др. медицинских манипуляций, оформление направлений на обследования, по назначению врача организация осмотра детей при направлении в ДДУ, проведение диагностических проб, забор материала для лабораторных исследований, проведение под контролем врача профилактических прививок и их регистрация и т.д.

ФКУЗ МСЧ МВД России по **** согласно Устава является многопрофильной медицинской организацией (лечебно-профилактической, санитарно-эпидемиологической, реабилитационной), имеет лицензию на осуществление различного вида мед. помощи.

Ответчиком в ОСФР по **** представлен реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за январь 2023 года, в который включена в т.ч. и истец (л.д.109-110).

В судебном заседании истец подтвердил факт получения в феврале 2023 года специальной социальной выплаты за январь 2023 года в размере 6500 руб.

Сведений о направлении ФКУЗ МСЧ МВД России по **** в адрес ОСФР **** реестров работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, за последующие периоды, начиная с февраля 2023 года не представлено.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу, что ФКУЗ МСЧ МВД России по **** входит в Перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, следовательно, истец относится к категории медицинских работников, для которых предусмотрена мера дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты, занимаемая Митрофановой Т.В. должность предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****.

Суд апелляционной инстанции соглашается с правильными выводами суда первой инстанции, основанными на верном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.

Приказом Минздрава России от **** ****н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от **** **** "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (зарегистрировано в Минюсте России **** ****).

В соответствии с названными Разъяснениями с **** специальная социальная выплата осуществляется следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" пункта 2 постановления N 2568, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (п. 1),

Должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от **** ****н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (п. 3) (на момент разрешения спора действует Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава России от **** ****н (зарегистрировано в Минюсте России **** ****).

Согласно п. 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления ****, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь <2> (статья 33 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи <3> (статья 37 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч. 1).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от **** ****н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (зарегистрировано в Минюсте России **** ****).

В силу пунктов 2, 5, 10, 12, 13 указанного Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями **** к настоящему Положению (п. 2).

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению (п. 5).

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя и такой вид помощи как первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики (п. 10).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 12).

Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях (п.13).

В качестве Приложения **** к указанному Положению от **** ****н утверждены Правила организации деятельности поликлиники.

В п. 2 Правил определено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

В числе основных задач поликлиники поименовано оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях (п. 11).

Таким образом, анализируя содержание приведенных норм, регулирующих вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что территориально – участковый принцип оказания такой помощи предполагает формирование групп обслуживаемого населения (приписное население) не только по месту жительства, но также по месту работы или учебы в определенных организациях.

Особенности организации оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации определены Приказом МВД России от **** **** "Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"…(зарегистрировано в Минюсте России **** ****) (далее Инструкция к Приказу МВД России от **** ****).

Согласно п. 2 Инструкции к Приказу МВД России от **** **** в медицинские организации системы МВД России, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, принимаются следующие категории: 2.1. Сотрудник; 2.2. Гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона от **** N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 2.4. Гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел и ставший инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, а также члены семей перечисленных лиц, члены семей погибшего сотрудника и ряд иных лиц (подп. 2.6, 2.7, 2.9, 2.11, 2.13 и 2.14).

В разделе II Инструкции к Приказу МВД России от **** **** (п. 3 подп. 3.1 – 3.7, п. 4, 5, 6) определен порядок прикрепления сотрудников и иных лиц к поликлинике.

В частности, указано, что прикрепление сотрудника к поликлинике производится на основании списков, представляемых подразделением по работе с личным составом органа, организации, подразделения. Прикрепление иных лиц, имеющих в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право на медицинское обеспечение в медицинских организациях системы МВД России, к поликлинике производится на основании списков, предоставляемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Росгвардии и справками, подтверждающими их статус, выданными пенсионными органами МВД России.

Как следует из Устава ФКУЗ Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по ****, утвержденного Приказом МВД РФ от **** ****, учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно - правовой форме ФКУ, являющегося государственным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет МВД РФ. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет МВД России и иные органы исполнительно власти. Организационно-методическое руководство Учреждением по вопросам медицинского и санаторно-курортного обеспечения и иным вопросам осуществляет Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

Учреждение в установленном порядке заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, от своего имени выступает истцом и ответчиком в суде (п. 16 Устава).

Как следует из подп. 18.4, 19.1, 19.1 Устава, целями деятельности наряду с иными является предоставление качественной медицинской помощи, для достижения которой Учреждение осуществляет на основании лицензии медицинскую деятельность, предусматривающую выполнение работ (услуг) по оказанию определенным категориям пациентов, бесплатное медицинское обеспечение которых возложено на МВД России, в том числе первичной медико-санитарной помощи; оказание экстренной медицинской помощи гражданам независимо от их места жительства и прикрепления к медицинским организациям.

Согласно п. 22 подп. 22.2 Учреждение имеет в своем составе Поликлинику.

Постановлением администрации **** от **** **** (ред. от ****) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению **** медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".

В приложении **** указанной Программы в Перечне медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе, территориальной программы обязательного медицинского страхования, поименовано ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по ****».

Анализ приведенных в решении норм закона и подзаконных нормативно-правовых актов, а также Устава ФКУЗ МСЧ МВД РФ по **** и должностной инструкции истца позволяет сделать вывод о том, что данное медицинское учреждение (его структурное подразделение Поликлиника) осуществляет деятельность по территориально – участковому принципу оказания медицинской помощи группе населения, формируемой по месту работы сотрудников МВД и членов их семей.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие совокупности условий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****, для установления Митрофановой Т.В. специальной социальной выплаты.

Поскольку неверного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда **** от **** оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУЗ МСЧ МВД России по **** - без удовлетворения.

Председательствующий Д.В. Яковлева

Судьи Н.Л. Швецова, Т.А. Осипова

Справка: мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.11.2024

Дело № 33-4401/2024 докладчик Швецова Н.Л.

(1 инст. № 2-2626/2024) судья Веселова А.О.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Д.В.,

судей Швецовой Н.Л., Сергеевой И.В.,

при секретаре Яблоковой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в **** 13 ноября 2024года дело по апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ МВД России по **** на решение Октябрьского районного суда **** от ****, которым постановлено:

исковые требования прокурора ****, действующего в интересах Митрофановой Т. В. к ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по ****» о признании права на получение специальной социальной выплаты, устранении нарушений удовлетворить.

Признать за Митрофановой Т. В. - работником ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ****» право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от **** **** с января 2023 года.

Обязать ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ****» включить сведения о Митрофановой Т. В., имеющей право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от **** ****, для направления в ОСФР по ****.

Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., объяснения представителя ответчика ФКУЗ МСЧ МВД России по **** Рожкову М.И., объяснения представителя третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по **** Кроткову Ю.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Потапкова Г.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор **** обратился с исковым заявлением в интересах Митрофановой Т.В. к ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по ****» о признании за ней права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от **** **** с января 2023 года, обязании включить сведения в реестр работников ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по ****», имеющих право на получение специальной социальной выплаты для направления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ****.

В обоснование требований указано, что истец осуществляет трудовую деятельность у ответчика в должности медицинской сестры участкового педиатрического кабинета терапевтического отделения поликлиники с **** по настоящее время. Работа медицинского работника связана с оказанием медицинской помощи пациентам по территориально-участковому принципу, что свидетельствует о выполнении трудовой функции, подпадающей под действие указанного постановления Правительства Российской Федерации. Однако до настоящего времени выплата не производится, учреждением реестры в ОСФР по **** не направляются.

В судебном заседании ст.помощник прокурора **** Сопнева Я.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Митрофанова Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ****» Вагнер Е.Г. в судебном заседании просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ****, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве в иске просил отказать, поскольку истцы как медицинские работники не оказывают первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению ввиду того, что ФКУЗ не работает по указанному принципу и не охватывает население районов и участков в соответствующих объемах, а также не осуществляет диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Определением суда от **** к участию в деле третьим лицом привлечено Министерство здравоохранения ****, которое не направило представителя для участия в судебном заседании, извещалось надлежащим образом.

Определением суда от **** к участию в деле третьим лицом привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ****, представитель которого ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что ФКУЗ МСЧ МВД России по **** включено в перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД России по ****» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФКУЗ «МСЧ МВД России по ****» является многопрофильной медицинской организацией, в пределах своей компетенции может осуществлять медицинское обеспечение в пределах территориальной программы ОМС сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и иждивенцев, сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях системы МВД России за счет средств федерального бюджета. При этом Уставом не предусмотрено оказание первичной медико-санитарной помощи в рамках ОМС по территориально-участковому принципу прикрепленного населения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Митрофанова ТВ., представители третьих лиц Министерства здравоохранения ****, Территориального фонда обязательного медицинского страхования **** не явились, о явке извещены по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений об уважительных причинах неявки не представили, что позволяет в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от **** **** «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с **** установлена ежемесячная специальная социальная выплата, а также утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»

Согласно указанным Правилам с **** установлено, что право на специальную социальную выплату имеют следующие категории медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от **** ****-р;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи (п. 2).

В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от **** N **** специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **** N ****

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на ****, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Митрофанова Т.В. состоит с ФКУЗ МСЧ МВД РФ по **** в трудовых отношениях.

**** между сторонами по делу заключен трудовой договор ****, по условиям которого Митрофанова Т.В. принята на работу на должность медицинской сестры поликлиники ФКУЗ МСЧ МВД России по ****.

В соответствии с должностной инструкцией, на указанную должность допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», сертификат по специальности «сестринское дело в педиатрии». В должностные обязанности медицинский сестры входит оказание помощи врачу во время приема: подготовка детей к осмотру, проведение антропометрических изменений детей, проведение термометрии и др. медицинских манипуляций, оформление направлений на обследования, по назначению врача организация осмотра детей при направлении в ДДУ, проведение диагностических проб, забор материала для лабораторных исследований, проведение под контролем врача профилактических прививок и их регистрация и т.д.

ФКУЗ МСЧ МВД России по **** согласно Устава является многопрофильной медицинской организацией (лечебно-профилактической, санитарно-эпидемиологической, реабилитационной), имеет лицензию на осуществление различного вида мед. помощи.

Ответчиком в ОСФР по **** представлен реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за январь 2023 года, в который включена в т.ч. и истец (л.д.109-110).

В судебном заседании истец подтвердил факт получения в феврале 2023 года специальной социальной выплаты за январь 2023 года в размере 6500 руб.

Сведений о направлении ФКУЗ МСЧ МВД России по **** в адрес ОСФР **** реестров работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, за последующие периоды, начиная с февраля 2023 года не представлено.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу, что ФКУЗ МСЧ МВД России по **** входит в Перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, следовательно, истец относится к категории медицинских работников, для которых предусмотрена мера дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты, занимаемая Митрофановой Т.В. должность предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****.

Суд апелляционной инстанции соглашается с правильными выводами суда первой инстанции, основанными на верном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.

Приказом Минздрава России от **** ****н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от **** **** "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (зарегистрировано в Минюсте России **** ****).

В соответствии с названными Разъяснениями с **** специальная социальная выплата осуществляется следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" пункта 2 постановления N 2568, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (п. 1),

Должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от **** ****н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (п. 3) (на момент разрешения спора действует Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава России от **** ****н (зарегистрировано в Минюсте России **** ****).

Согласно п. 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления ****, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь <2> (статья 33 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи <3> (статья 37 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч. 1).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от **** ****н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (зарегистрировано в Минюсте России **** ****).

В силу пунктов 2, 5, 10, 12, 13 указанного Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями **** к настоящему Положению (п. 2).

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению (п. 5).

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя и такой вид помощи как первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики (п. 10).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от **** № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 12).

Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях (п.13).

В качестве Приложения **** к указанному Положению от **** ****н утверждены Правила организации деятельности поликлиники.

В п. 2 Правил определено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

В числе основных задач поликлиники поименовано оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях (п. 11).

Таким образом, анализируя содержание приведенных норм, регулирующих вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что территориально – участковый принцип оказания такой помощи предполагает формирование групп обслуживаемого населения (приписное население) не только по месту жительства, но также по месту работы или учебы в определенных организациях.

Особенности организации оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации определены Приказом МВД России от **** **** "Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"…(зарегистрировано в Минюсте России **** ****) (далее Инструкция к Приказу МВД России от **** ****).

Согласно п. 2 Инструкции к Приказу МВД России от **** **** в медицинские организации системы МВД России, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, принимаются следующие категории: 2.1. Сотрудник; 2.2. Гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона от **** N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 2.4. Гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел и ставший инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, а также члены семей перечисленных лиц, члены семей погибшего сотрудника и ряд иных лиц (подп. 2.6, 2.7, 2.9, 2.11, 2.13 и 2.14).

В разделе II Инструкции к Приказу МВД России от **** **** (п. 3 подп. 3.1 – 3.7, п. 4, 5, 6) определен порядок прикрепления сотрудников и иных лиц к поликлинике.

В частности, указано, что прикрепление сотрудника к поликлинике производится на основании списков, представляемых подразделением по работе с личным составом органа, организации, подразделения. Прикрепление иных лиц, имеющих в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право на медицинское обеспечение в медицинских организациях системы МВД России, к поликлинике производится на основании списков, предоставляемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Росгвардии и справками, подтверждающими их статус, выданными пенсионными органами МВД России.

Как следует из Устава ФКУЗ Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по ****, утвержденного Приказом МВД РФ от **** ****, учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно - правовой форме ФКУ, являющегося государственным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет МВД РФ. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет МВД России и иные органы исполнительно власти. Организационно-методическое руководство Учреждением по вопросам медицинского и санаторно-курортного обеспечения и иным вопросам осуществляет Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

Учреждение в установленном порядке заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, от своего имени выступает истцом и ответчиком в суде (п. 16 Устава).

Как следует из подп. 18.4, 19.1, 19.1 Устава, целями деятельности наряду с иными является предоставление качественной медицинской помощи, для достижения которой Учреждение осуществляет на основании лицензии медицинскую деятельность, предусматривающую выполнение работ (услуг) по оказанию определенным категориям пациентов, бесплатное медицинское обеспечение которых возложено на МВД России, в том числе первичной медико-санитарной помощи; оказание экстренной медицинской помощи гражданам независимо от их места жительства и прикрепления к медицинским организациям.

Согласно п. 22 подп. 22.2 Учреждение имеет в своем составе Поликлинику.

Постановлением администрации **** от **** **** (ред. от ****) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению **** медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".

В приложении **** указанной Программы в Перечне медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе, территориальной программы обязательного медицинского страхования, поименовано ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по ****».

Анализ приведенных в решении норм закона и подзаконных нормативно-правовых актов, а также Устава ФКУЗ МСЧ МВД РФ по **** и должностной инструкции истца позволяет сделать вывод о том, что данное медицинское учреждение (его структурное подразделение Поликлиника) осуществляет деятельность по территориально – участковому принципу оказания медицинской помощи группе населения, формируемой по месту работы сотрудников МВД и членов их семей.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие совокупности условий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****, для установления Митрофановой Т.В. специальной социальной выплаты.

Поскольку неверного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда **** от **** оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУЗ МСЧ МВД России по **** - без удовлетворения.

Председательствующий Д.В. Яковлева

Судьи Н.Л. Швецова, Т.А. Осипова

Справка: мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.11.2024

33-4401/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Владимира
Митрофанова Татьяна Владимировна
Ответчики
ФКУЗ МСЧ МВД РФ по Владимирской обл.
Другие
Территориальный фонд ОМС Владимирской области
Министерство здравоохранения Владимирской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
04.10.2024Передача дела судье
13.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2024Передано в экспедицию
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее