дело №а-2806/2020
УИД: 61RS0008-01-2020-004735-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Капитанюк О.В.,
при секретаре Кукаевой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Ростовская областная клиническая больница» к прокурору <адрес>, прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и предостережения, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованное лицо государственная инспекция труда в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец оспаривает представление об устранении нарушений трудового законодательства и предостережение о недопустимости нарушений закона, вынесенные прокурором <адрес> старшим советником юстиции Ищенко А.Ю. Указанным представлением определено, что ГБУ РО «РОКБ» нарушило требования ст.8 Трудового кодекса РФ, пункты 10, 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в части не начисления стимулирующих выплат медицинским работникам, оказывавшим лечение больным с подтвержденным диагнозом COVID-19. Главный врач ГБУ РО «РОКБ» Коробка В.Л. предостережен о недопустимости нарушения закона и ему разъяснено, что невыплата заработной платы вышеуказанным сотрудникам ГБУ РО «РОКБ» в полном объеме по причине не начисления в счет заработной платы стимулирующих выплат, предусмотренных Правилами №, может повлечь за собой ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ. В то же время, выводы в представлении и предостережении о нарушении трудового законодательства, по мнению административного истца, необоснованные, поскольку противоречат положениям Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. №
Просит признать незаконным и отменить представление об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда при оказании медицинской помощи больным с COVID-19 № от ДД.ММ.ГГГГ. и предостережение о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Майорчик А.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № межбюджетные трансферты направляются медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. В приказе Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № н среди медицинских организаций выделяются медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам с повой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях. Такими медицинскими организациями являются моноинфекнионные госпитали для лечения пациентов, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, как правило, созданные путем перепрофилирования для этих целей медицинских организаций и их структурных подразделений. Из взаимосвязи двух указанных выше нормативно-правовых актов следует, что право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку (в стационарных условиях), предусмотренную Постановлением Правительства РФ №, имеют работники медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, т.е. «ковидных» моноинфекционных госпиталей. Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях труда и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства РФ № осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19. В настояшее время моноинфекционный госпиталь в ГБУ РО «РОКБ» не развернут, учреждение работает в обычном многопрофильном режиме. Госпитализация в ГБУ РО «РОКБ» на плановое стационарное лечение осуществляется при обязательном соблюдении санитарно-эпидемиологических требований при наличии у пациента направления с места жительства и отрицательного результата исследования на коронавирусную инфекцию. Специализированное (противовирусное) лечение пациентов с подтвержденной новой коронавирусной инфекцией в условиях стационара ГБУ РО «РОКБ» не осуществляется, следовательно, отсутствуют правовые основания для издания локального акта и осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам, контактирующим с пациентами, у которых впоследствии было выявлено заболевание новой коронавирусной инфекции.
Представитель административных ответчиков старший помощник прокурора Дворянинова Т.С. заявленные требования административного иска не признала, пояснила, что при проверке ГБУ РО «РОКБ» были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно: не издан локальный акт, на основании которого в силу положений пункта 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должны быть начислены в ДД.ММ.ГГГГ г. стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывавшим лечение больным с подтвержденным диагнозом COVID-19. Вынесенные представление и предостережение полагает законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в <адрес> по доверенности Григорьева А.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении требований отказать, как основанных на неверном толковании закона.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, по данному административному делу на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу требований пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена проверка исполнения в ГБУ РО «РОКБ» трудового законодательства в части начисления и выплаты стимулирующих выплат сотрудникам учреждения.
По результатам проведенной проверки прокурором <адрес> вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ. № об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда при оказании медицинской помощи больным с COVID-19.
Согласно представлению в ходе проверки установлено, что в ГБУ РО «РОКБ у пациентов, поступающих по экстренным и неотложным показаниям, в день поступления осуществляется забор материала для исследования на новую коронавирусную инфекцию, которое проводится не менее двух дней. В этот период медицинским персоналом учреждения осуществляется лечение пациента по основному профильному заболеванию, до выявления факта заболевания COVID-19. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у пациентов, проходящих курс лечения в ГБУ РО «РОКБ» было выявлено 50 случаев заболевания COVID-19. Таким образом, в вышеуказанный период времени медицинские работники учреждения, осуществляющие полный курс лечения больному при выявлении у него факта заболевания COVID-19, имеют право на получение стимулирующих выплат, предусмотренных п.10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, как медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короноварисной инфекцией. Однако в нарушение требований ст.8 ТК РФ соответствующий локальный нормативный акт учреждением не издан, что привело к неосуществлению начисления выплат стимулирующего характера всем категориям медицинских работников, имеющим право на их получение за ДД.ММ.ГГГГ г. и ставит под угрозу осуществление указанных выплат за последующие месяцы ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того прокурором <адрес> главному врачу ГБУ РО «РОКБ» Коробка В.Л. внесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения закона и ему разъяснено, что невыплата заработной платы вышеуказанным сотрудникам ГБУ РО «РОКБ» в полном объеме по причине не начисления в счет заработной платы стимулирующих выплат, предусмотренных Правилами №, может повлечь за собой ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.
Принимая решение по делу, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 1. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации.
На основании пунктов 1, 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, направляются на обеспечение в апреле - июне 2020 г. выплатстимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации).
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373.
Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи; врачи-патологоанатомы; врачи-эпидемиологи; помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий; средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Таким образом, анализ Постановлений Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. и №от ДД.ММ.ГГГГ позволяет сделать вывод, что выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку положены не только медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам больным коронавирусом COVID-19, но и медицинским работникам иных медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых в процессе лечения была выявлена коронавирусная инфекция.
Это же вытекает и из содержания пункта 10 Постановлений Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, оказывающую населению субъекта Российской Федерации первичную медико-санитарную помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Обстоятельства нарушения трудового законодательства подтверждаются отсутствием локального акта, что исключило возможность произвести выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых во время их нахождения в ГБУ РО «РОКБ» была выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
Ссылка административного истца на приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, согласно которому среди медицинских организаций выделяются организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, не может служить основанием для отказа в производстве выплат медицинским работникам, оказывающим гражданам медицинскую помощь в иных медицинских учреждениях, и в ходе которой у гражданина была выявлена новая коронавирусная инфекция.
При таких обстоятельствах, указанные в представлении обстоятельства свидетельствуют о том, что ГБУ РО «РОКБ» были нарушены требования трудового законодательства, в связи с чем, представление прокурора является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Поскольку в соответствии с требованиями частей 11 статьи 226, статьи 62 КАС РФ административным ответчиком представлены доказательства соответствия оспариваемого представления нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, административный истец не доказал, что оспариваемое представление нарушает его права, незаконно возлагая на него под угрозой ответственности обязанности; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований отсутствует, что является основанием для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным спорного представления.
Согласно ст.25.1Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Административный истец видит нарушение своих прав в том, что вынесение предостережения способно повлечь его необоснованное привлечение к административной ответственности, а также возлагает на него обязанность издать локальный акт и произвести денежные начисления, не предусмотренные законом, так как ГБУ РО «РОКБ» не является специализированной медицинской организацией для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
Суд находит, что определенное толкование прокурором норм права, на которые имеется ссылка в предостережении, в связи с конкретными обстоятельствами, не является само по себе нарушением прав и свобод должностного лица, обратное не следует из представленных доказательств.
Предостережение как форма прокурорского реагирования непосредственно прав и обязанностей субъектов правоотношений, в отношении которых оно применено, не регулирует, оно содержит информацию, которая должна быть принята во внимание.
Признание предостережения незаконным не влечет конкретных правовых последствий, поскольку не исключает возможности возбуждения уполномоченным лицом дела об административном правонарушения, при рассмотрении которого подлежат проверке все обстоятельства, связанные с применением конкретного состава административного правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что материалами дела не подтверждено наличие нарушений прав и свобод заявителя в результате принятия предостережения.
Руководствуясь ст. ст. 177 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> №, ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.