Решение по делу № 33-391/2021 от 15.12.2020

    Судья Раскарзенок Н.Н.

    Судья-докладчик Сальникова Н.А.                      № 33-391/2021 (№ 33-9828/2020)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    1 февраля 2021 года                                                                         г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

    судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

    судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,

    при помощнике судьи Бочкаревой В.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                       № 2-1756/2020 по исковому заявлению Колмогоровой О.В. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, обязании выдать свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области

    по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,

    по апелляционной жалобе ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 сентября 2020 года,

    у с т а н о в и л а:

    Колмогорова О.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», указывая в его обоснование, что уведомлением №714 от 14.08.2020 ей отказано в назначении мер социальной поддержки. С данным отказом она не согласна, так как ее жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>1, попал в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; истец соответствует всем необходимым условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Иркутской области № 556 от 17.07.2019 для назначения социальной выплаты: является собственником жилого помещения на день введения режима ЧС; утраченное жилое помещение находится в зоне ЧС; межведомственная комиссия по результатам обследования признала ее жилой дом непригодным для проживания.

    Истец Колмогорова О.В. просила суд признать незаконным решение от 14.08.2020 ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», обязать ответчика выдать указанное свидетельство.

    Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 25.09.2020 с учетом определения от 07.12.2020 об исправлении описки исковые требования Колмогоровой О.В. удовлетворены.

    В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьева К.К. просит решение суда отменить по мотиву нарушения норм материального процессуального права. В обоснование доводов жалобы представитель указала, что доказательств, опровергающих достоверность заключения межведомственной комиссии и акта обследования, истцом не представлено. Признание жилого помещения аварийным в результате физического и морального износа является недостаточным для признания права гражданина на социальную выплату в соответствии с положением. К моменту исследования межведомственной комиссией жилого дома здание уже имело физический износ. Основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом в период всей эксплуатации здания человеком до возникновения ЧС.

    В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» Ротарь Е.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы представитель указала, что отсутствует причинно-следственная связь между паводком и аварийным состоянием жилого помещения истца, следовательно, жилое помещение Колмогоровой О.В. не соответствует условиям, установленным п. 1 постановления № 556-пп: жилое помещение не было утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации.

    Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почты России, почтовое уведомление, расписка, в заседание судебной коллегии не явились стороны, ходатайств об отложении, наличии уважительных причин неявки не заявили, ответчик представитель ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» просил рассмотреть дело без его участия. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение представителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области поддержавшего доводы апелляционной жалобы, полагавшего решение подлежащим отмене, изучив материалы дела, дополнительные доказательства, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке и удовлетворении жалобы.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994                            № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

    Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

          Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 Положения № 556-пп от 17.07.2019)

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    Суд апелляционной инстанции установил, что Колмогорова О.В. является собственником квартиры общей площадью 48,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, на основании вступившего в законную силу решения суда от 06.12.2019 (л.д. 82-83).

Из постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №558-пп «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области» следует, что в муниципальном образовании «<адрес изъят>» в зону затопления включена <адрес изъят> муниципального образования.

    14 июля 2020 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Соляновского муниципального образования от 09.07.2019. № 35 составлен акт обследования помещения за №40, как следует из содержания данного акта комиссией произведено обследование помещения по заявлению Колмогоровой О.В. по адресу: <адрес изъят>1. В результате ЧС, вызванной паводком в июне 2019 года, произошло затопление жилого помещения. Выявлены следующие дефекты и повреждения: фундаменты – многочисленные сквозные трещины, разломы до 50 мм, сколы, осыпание грунта, сырость, грибок, размыв основания, гниение окладного венца. Наружные стены, перегородки – отклонение стен по горизонтали и от вертикали, перекосы перекрытий по причине неравномерной осадки фундаментов, гниение. Продольные трещины в брусьях наружных стен, разрушение венцов. Перекрытия, полы – прогибы потолков, значительные перепады и уклоны пола 9 см, биологическое поражение перекрытия подполья.

    Заключением межведомственной комиссии от 14.07.2020 №40 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пострадавшего в результате ЧС вызванной паводком на территории Соляновского муниципального образования, выявлены основания для признания помещения (жилого помещения) по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>1, непригодным для проживания.

    Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» №1 от 14.08.2020 Колмогоровой О.В. было отказано в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты.

    Согласно уведомлению № 714 от 14.08.2020, Колмогоровой О.В. отказано в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 главы 3 Положения.

    Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, а именно акт обследования № 40 от 14.07.2020, заключение ФАУ «РосКапСтрой» № 28/Соляная-05/20, учитывая, что заключение межведомственной комиссии от 14.07.2020 № 40, которым выявлены основания для признания помещения (жилого дома) по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, п. Соляная, ул. Комсомольская, 26-1, непригодным для проживания, принятое членами комиссии, Постановление главы Соляновского муниципального образования от 17.07.2020 № 73 о признании жилого помещения аварийным, непригодным для проживания, не оспорены и не отменены в установленном законом порядке, при этом жилой дом истца включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Тайшетский район, истец постоянно проживала в жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации, иного жилья не имеет, до наступления неблагоприятных событий данное жилое помещение являлось пригодным для ее проживания и единственным местом жительства, непригодность жилища возникла в результате чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению исковых требований, признав незаконными действия ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» об отказе в назначении мер социальной поддержки и обязал выдать свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

     Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, которые применены верно.

Доводы апелляционных жалоб о том, что истец Колмогорова О.В. не соответствует условиям Положения, утвержденного постановлением 556-пп, поскольку спорное жилое помещение не было утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, а пришло в состояние непригодное для проживания в связи с его длительной и неправильной эксплуатацией, основаны на неправильном толковании норм права.

Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Поскольку из заключения межведомственной комиссии 14.07.2020, акта обследования, жилое помещение, принадлежащее истцу, признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции, не имелось.

Судом первой инстанции обоснованно указано, что ссылка стороны ответчика на отсутствие причинно-следственной связи между техническим состоянием жилого помещения и паводком 2019 г., особое мнение Ющенко В.Д. не состоятельны, поскольку не подтверждены какими-либо допустимыми доказательствами по делу. При этом, согласно положениям восьмого пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: <адрес изъят>1, непригодным для проживания, принято большинством голосов членов комиссии, а также имеются подписи всех членов комиссии с указанием на особое мнение Ющенко В.Д.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

    Доводы апелляционных жалоб о том, что к моменту исследования межведомственной комиссией жилого дома здание уже имело естественный физический износ материалами дела не подтверждаются и основаны только лишь на особом мнении члена межведомственной комиссии советника территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного надзора Иркутской области Ющенко В.Д., ссылка стороны ответчика на которое надлежащим образом оценена судом первой инстанции. Из особого мнения члена комиссии Ющенко В.Д., который выразил несогласие с заключением комиссии следует, что аварийное состояние является следствием сильного физического и морального износа, в котором паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Вместе с тем, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, которыми подтвержден факт признания компетентным органом жилого помещения по адресу<адрес изъят> <адрес изъят>1 аварийным, подлежащим сносу, ранее жилое помещение авариным не признавалось, Колмогорова О.В. отвечает всем условиям предусмотренным пунктом 6 главы 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту Постановление) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам,

Доводы апелляционных жалоб входили в предмет исследования суда первой инстанции, наделены надлежащей и исчерпывающей оценкой.

Изложенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть приняты во внимание как направленные на переоценку доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, между тем, соглашаясь с оценкой, данной им судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает основания для предлагаемой переоценки.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.

    Апелляционные жалобы не содержат доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

    определила:

    решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 сентября 2020 года с учетом определения от 7 декабря 2020 года об исправлении описки по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                             И.И. Губаревич

Судьи                                                    Н.К. Черемных

                                                 Н.А. Сальникова

33-391/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Колмогорова Ольга Владимировна
Ответчики
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району
Администрация Соляновского муниципального образования
Другие
Министерство социального развития опеки и попечительства по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сальникова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
16.12.2020Передача дела судье
01.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2021Передано в экспедицию
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее