Судья: Иванов Д.М. | Дело № 33-3639/2024 Уникальный идентификатор дела 50RS0047-01-2023-001045-28 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 13марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М.,Рыбкина М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-906/2023 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на меры социальнойподдержки в связи с установлением инвалидности, обязаниипроизвести перерасчет ежемесячной компенсации,
по апелляционной жалобе ФИО на решение Талдомскогорайонного суда Московской области от 13октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на меры социальнойподдержки в связи с установлением инвалидности, обязаниипроизвести перерасчет ежемесячной компенсации, указав, что является инвалидом второй группы и в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение компенсации в размере 50 процентов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. 15.02.2023г. обратился с заявлением о назначении данной компенсации. 22.04.2023г. поступил ответ, согласно которому информация о назначении истцу инвалидности не поступала в федеральный реестр инвалидов, поэтому назначение и перерасчет с 01.09.2019г. ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения в автоматическом режиме не представляется возможным. С данным ответом истец не согласен, считает его незаконным, поскольку, как инвалид, имеет право на назначение такой компенсации в силу прямого указания в законе с даты установления инвалидности, с 01.09.2019г. На основании изложенного истец просил суд признать право на меры социальнойподдержки в связи с установлением инвалидности, обязатьпроизвести перерасчет компенсации.
Решением Талдомского районного суда Московской области от 13 октября 2023 г. В удовлетворении иска ФИО отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции в полной мере не соблюдены.
Судом установлено, что 30.08.2019 г. истцу ФИОустановлена инвалидность II группы и в соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 процентов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
15.02.2023г.в Министерство социального развития Московской области было направленообращение ФИОАот 06.02.2023г. о назначении данной компенсации.
На обращение ФИО дан ответ от 27.03.2023 г., в котором заявителю разъяснены положения действующего законодательства о порядке и основаниях назначения компенсации в автоматическом или в упреждающем (проактивном) режиме. Также указано, что информация о назначении истцу инвалидности не поступала в федеральный реестр инвалидов, поэтому назначение и перерасчет с 01.09.2019г. ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения в автоматическом или проактивномрежиме не представляется возможным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска ФИО, суд исходил из того, что на дату обращения истца в феврале 2023 года с заявлением о назначении компенсации действовал Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденный постановление Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1082/46 (далее – Порядок № 1082/46), предусматривающий исключительно заявительный порядок назначение компенсации,при этом выплата компенсации за период времени до даты ее назначения (со дня приобретения права на нее) возможно лишь в том случае, если невыплата такой компенсации произошла по вине территориального органа Министерства социального развития Московской области; 20.04.2022г. вступило в силу постановление Правительства Московской области от 29.03.2022г. № 299/12 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» (далее – Порядок № 299/12), которым предусмотрено назначение компенсации в автоматическом режиме гражданину, являющемуся инвалидом, если установление инвалидности имело место после 01.04.2022 г.; поскольку инвалидность истцу была установлена 30.08.2019г., что подтверждается справкой МСЭ-2018 № 11526551, оснований для назначения компенсации в автоматическом режиме в соответствии с Порядком № 299/12 не имелось.
При этом судом учтено, что с 01.05.2023г. решением № 670459 от 20.07.2023г. истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую площадь жилого помещения, ежемесячная денежная компенсация стоимости коммунальных услуг, ежемесячная денежная компенсация платы за взнос на капитальный ремонт и ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с частью 13 статьи 17Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 N 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Таким образом, вопреки ошибочному выводу суда, на дату направления в Министерство социального развития Московской области обращения ФИО от 06.02.2023 г. действовал Порядок от 29.03.2022 N 299/12.
Согласно пункту 7 Порядка от 29.03.2022 N 299/12 (здесь и далее – в редакции на дату обращения ФИО) компенсация назначается в упреждающем (проактивном) режиме при поступлении информации, указанной в пункте 4 настоящего Порядка, а также документов (сведений), указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4Порядка от 29.03.2022 N 299/12 основаниями для направления запросов в автоматическом режиме для назначения компенсации является поступление в государственные информационные системы информации об установлении инвалидности начиная с 01.04.2022 г. - из федеральной государственной информационной системы федеральный реестр инвалидов (далее - ФГИС ФРИ).
Учитывая, что инвалидность ФИО установлена 30.08.2019 г., то есть ранее даты, после которой компенсация назначается в проативном режиме, при этом из ответа Министерства социального развития Московской области от 27.03.2023 г. следует, что информация о заявителе не поступала в ведомственную государственную информационную систему, оснований для назначения и перерасчета с 01.09.2019 г. компенсации у ответчика не имелось.
Порядком от 29.03.2022 N 299/12 предусмотрена возможность назначения компенсации как в проактивном режиме, так и сохранен заявительный характер назначения компенсации.
В соответствии с пунктом 13Порядка от 29.03.2022 N 299/12 заявление может быть подано с использованием ЕПГУ или РПГУ, а также в иных формах по выбору получателя (представителя) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» независимо от места жительства получателя на территории Московской области.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявителемпризнается физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Из приведенных нормативным положений следует, что заявитель вправе обратиться по вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в письменной форме.
Пунктом 14Порядка от 29.03.2022 N 299/12 предусмотрено, что получатель вправе приложить к заявлению электронные образы документов, в том числе документа, подтверждающего факт установления инвалидности, - для лиц, которым установлена инвалидность (представляется при условии отсутствия соответствующих сведений в ФГИС ФРИ).
Согласно абзацу 1 пункта 16Порядка от 29.03.2022 N 299/12 электронные образы документов, указанные в пункте 14 настоящего Порядка, представляются получателем по желанию.
В силу абзаца 3 пункта 16Порядка от 29.03.2022 N 299/12 документы, не представленные получателем (представителем), в случае если они находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, запрашиваются территориальными подразделениями Министерства в рамках межведомственного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления (абзац 2 пункта 20 Порядка от 29.03.2022 N 299/12).
Из материалов дела следует, что ФИО отбывает наказание в местах лишения свободы, на момент обращения в Министерство социального развития Московской области содержался в ФКУ ИК-6.
Обращение ФИО от 06.02.2023 г. зарегистрировано в спецотделе исправительной колонии 15.02.2023 г. и сопроводительным письмом от 15.02.2023 г. № М-314 направлено в Министерство социального развития Московской области с приложением на 3-х листах.
Из содержания обращения ФИО следует, что он просил произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги с сентября 2019 года, поскольку является инвалидом II группы и является ответственным квартиросъемщиком жилого помещения, расположенного по адресу:<данные изъяты>, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Таким образом, из содержания обращения с очевидностью следовало волеизъявление заявителя на получение конкретной меры социальной поддержки по соответствующему основанию.
В подтверждение права на компенсацию ФИО к обращению была приложена справка МСЭ-2018 № 11526551 об установлении ему инвалидности 30.08.2019 г.
Из ответа Министерства социального развития Московской области от 27.03.2023 г. следует, что обращение ФИО не было рассмотрено по существу поставленных в нем вопросов, а именно не рассмотрен вопрос о назначении либо об отказе в назначении заявителю компенсации в соответствии с частью 13 статьи 17Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», соответствующее решение не принято.
При этом ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности рассмотрения обращения ФИО от 06.02.2023 г. по существу поставленных в нем вопросов, невозможности принятия решения о назначении компенсации, в том числе не представлены доказательства того, что недостающие для принятия решения о назначении компенсации документы не могли быть получены Министерством в рамках межведомственного взаимодействия (абзац 3 пункта 16Порядка от 29.03.2022 N 299/12), не доказано наличие предусмотренных пунктом 21 Порядка от 29.03.2022 N 299/12 оснований для отказа в назначении компенсации.
Указанные обстоятельства при наличии у ФИО на дату обращения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 13 статьи 17Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», свидетельствуют о том, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов должна быть назначена истцу с 01.12.2022 г. в соответствии с абзацем 2 пункта 20 Порядка от 29.03.2022 N 299/12.
При таких обстоятельствах с решением суда об отказе ФИО в удовлетворении иска в полном объеме согласиться нельзя, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об обязании ответчика назначить истцу компенсацию с 01.12.2022 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Талдомскогорайонного суда Московской области от 13октября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской областипредоставить ФИО социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсацииплаты за взнос на капитальный ремонт,ежемесячной денежной компенсациирасходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, начиная с 01.12.2022 г.
Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи