Дело № 2- 123/2023
№___
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<Дата> <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ловейко М.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
при участи: помощника прокурора <адрес> – ФИО5,
истца ФИО1
её представителя ФИО6, одновременно представляющего интересы истца ФИО2,
представителя ответчика администрации Партизанского городского округа ФИО8 действующей на основании доверенности,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Партизанского городского округа о взыскании выкупной стоимости квартиры,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с названным иском, указав, что они являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>, на праве общей совместной собственности, на основании договора продажи недвижимости от <Дата>, регистрационный №___ от <Дата>. В указанной квартире проживает семья ФИО12. Согласно технического паспорта <адрес>, она находится в 2 этажном здании, <Дата> года постройки. <Дата> ФИО1 обращалась к главе Партизанского городского округа, с заявлением о предоставлении документов о переселении из аварийного жилья, квартиры по адресу: <адрес> по федеральной программе о расселении граждан из ветхого и аварийного жилья, так как в 2011 году барак 1937 года постройки, без единого капитального ремонта, без коммунальных услуг, был признан аварийным. Жильцам муниципальных квартир №___, №___, №___ была отменена плата за наем жилья, ни одна управляющая компания их барак на баланс не взяла. Так как он не соответствует ни санитарным нормам проживания, ни техническим, и ремонту не подлежит. Фундамент состоит из дикого камня, под домом течет ручей и грунтовыми водами камни выдавливаются. Из-за многолетней сырости черная плесень поднимается на 1,5 метра, полностью пропитав стену. Крыша течет, штукатурка кусками падает с потолка, печные трубы обрушены, из-за этого угарный газ поступает в квартиры. Ремонт в квартире дает временный эффект. Дом находится на балансе администрации города. В Российской Федерации каждый россиянин по конституции имеет право на достойное жилье. А исходя из выше изложенного, нарушены их конституционные права. На указанное заявление от администрации ПГО <Дата> поступил ответ главы, согласно которого указано, что жилое помещение по адресу: <адрес>, кв,7 - не признавалось непригодным, ветхим, авариным и подлежащим сносу. Не подлежит расселению в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда Партизанского городского округа» муниципальной программы «Жилище» на <Дата> годы. Согласно выводов Акта экспертизы №___ от <Дата>, выполненной ООО «Приморский экспертно-правовой центр», по вопросу определения общего текущего технического состояния и процента физического износа жилого <адрес> по адресу: <адрес> (в том числе квартир №№___,6,7 указанного дома), на предмет ветхости, аварийности и непригодности для проживания с технической точки зрения, в ходе проведения исследования установлено, что процент физического износа жилого <адрес> по адресу: <адрес> (в том числе квартир №№___, 6, 7 указанного дома), рассчитанный согласно методике, изложенной в <Дата>(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» и «Методике определения физического износа гражданских зданий», составляет 71 %, значительный износ дома обусловлен длительным периодом эксплуатации, отсутствием своевременных капитальных и текущих ремонтов. Техническое состояние жилого <адрес> по адресу: <адрес> (в том числе квартир №№___, 6, 7 указанного дома), оценивается в совокупности как ветхое и аварийное, при котором жилой дом (в том числе квартиры №___) перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям, с технической точки зрения квартиры №№___, 6, 7 и в целом жилой дом не пригодны для дальнейшей эксплуатации, прочностные и деформационные характеристики несущих конструктивных элементов объекта ниже предельно допустимых, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации жилых домов и квартир; имеющиеся повреждения свидетельствуют о непригодности конструкций (фундамента, стен и перекрытий) к эксплуатации и об опасности обрушения отдельных участков, об опасности пребывания людей в зоне указанных конструкций. Согласно таблице, приведенной в п.12 «Методики определения физического износа гражданских зданий», при ветхом техническом состоянии стоимость восстановительного ремонта составляет 93-120%, вследствие чего восстановление жилого <адрес> по адресу: <адрес> (в том числе квартир №№___, 6, 7 указанного дома), технически и экономически не целесообразно. На основании указанного Акта экспертизы, по заявлению ФИО7, ФИО2, было проведено обследование межведомственной комиссией при администрации ПГО, жилого <адрес> в <адрес>, а также квартир №№___, 7. В соответствии с Актом обследования помещения №___ от <Дата> и Заключения №___ от <Дата> об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> края, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом, в Акте №___ от <Дата> указано, что аварийное состояние несущих конструкций здания - состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям строительных норм и правил, нормативным требованиям безопасности. <Дата> №___-па, и.о. главы ПГО вынесено Постановление о признании многоквартирных жилых домов аварийным и подлежащими сносу, среди которых указан адрес: <адрес>. Пунктом 2 указано, что при поступлении финансовых средств из федерального и краевого бюджета, произвести переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Денежные средства поступают ежегодно, но администрация Партизанского городского округа не предпринимает мер к реальному расселению истцов из аварийного и подлежащего сносу жилого дома, опасного для проживания, которое может обрушиться в любой момент. Решением Партизанского городского суда от <Дата> по делу №___, которым в частности признано незаконным бездействие Администрации Партизанского городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на администрацию Партизанского городского округа <адрес> возложена обязанность принять решение о сроках отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем принятия соответствующего распоряжения. Апелляционным Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от <Дата> решение Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации ПГО без удовлетворения. Дополнена резолютивная часть решения Партизанского городского суда от <Дата>, указанием на срок исполнения возложенной на администрацию ПГО обязанности о принятии решения о сроках отселения - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В декабре №___ года от первого заместителя главы ПГО, поступили требования от <Дата> в адрес ФИО1, ФИО2, согласно которых указано на снос <адрес> срок до <Дата> с момента получения настоящего требования. На указанное требование, от ФИО1, ФИО2 в адрес главы Партизанского городского округа, <Дата> подано уведомление, согласно которого потребовали: включить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> список домов, включенных в местную и региональную адресную программу переселения из ветхого, аварийного жилого фонда, подлежащих расселению с №___ год. Принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>. Принять решение об изъятии у ФИО1, ФИО2 принадлежащего им жилых помещений, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>. Уведомить в письменной форме ФИО1, ФИО2 собственников жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего им жилого помещения в многоквартирном жилом дом по адресу: <адрес>. Направить ФИО1, ФИО2 соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения, в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. То есть, просили выполнить обязанность администрации Партизанского городского округа, предусмотренную ст. 32 ЖК РФ. При этом, указали, что, не дожидаясь <Дата>, сразу уведомляют о том, что в указанном многоквартирном доме по <адрес> имеются другие жилые помещения, в том числе муниципальные, что и не представляется возможным осуществить снос имеющегося у ФИО1, ФИО2 жилого помещения в настоящее время или когда-либо. Данное Уведомление от <Дата>, поступившее в адрес главы ПГО осталось без ответа. Администрация Партизанского городского округа, стараясь максимально затянуть решение вопроса их отселения, только <Дата> №___-па, за подписью главы ПГО, вынесено Постановление о сроках отселения в частности ФИО1, ФИО2 до <Дата>. Поскольку срок отселения их не устроил, в 2020 году, они снова обратились в Партизанский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании срока отселения и наложения обязанностей. Решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> по делу №___, признан неразумным срок отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный Постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па. Признано незаконным и необоснованным Постановление главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О сроках отселения ФИО1, ФИО2 и других граждан этого дома..», из признанного аварийным и подлежавши сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в части установления срока отселения до <Дата>. На администрацию Партизанского городского округа <адрес> возложена обязанность принять решение о разумных сроках отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и его сносе, путем вынесения соответствующего постановления в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Поскольку в добровольном порядке администрация ПГО решение суда не исполнила, исполнительный лист подан для принудительного исполнения в ОСП по ПГО. <Дата> главой ПГО вынесено Постановление №___-па «О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, «О сроках отселения ФИО1, ФИО2 и других граждан..», которым установлен срок отселения до <Дата>. Несмотря на наличие указанных решений суда, вопрос о их отселении не решается. Жилой многоквартирный дом не включен в программу переселения, утверждённую Постановлением администрации <адрес> от <Дата> №___-па. Поскольку вопрос об отселении из аварийного жилья до настоящего времени не разрешен, + имеется угроза жизни и здоровью истцов, проживающих в аварийном жилом доме, и надлежащих мер по изменению такой ситуации ответчиком не принимается, то истцы просят взыскать с ответчика выкупную стоимость <адрес>, площадью 65,30 кв.м., на основании сопроводительного письма от <Дата>, к отчету №___ «Об оценке средней рыночной стоимости 1 кв.м, общей площади благоустроенного жилья на территории Партизанского городского округа <адрес>, согласно которого на территории <адрес>, составляет на 1 квартал, 51426 рублей. Расчет выкупной стоимости: за <адрес> - 65,30 х 51426 = 3358117,8 рублей. По этим основаниям просят: взыскать с администрации Партизанского городского округа в пользу истцов, в качестве выкупной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 65,30 кв.м., 3358117,8 рублей; прекратить право общей совместной собственности ФИО1 и ФИО2 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> момента фактической выплаты администрацией Партизанского городского округа <адрес> выкупной стоимости указанного помещения.
В дальнейшем истцы подали заявление об увеличении исковых требований указав, что согласно Отчета №___ «Об оценке выкупной стоимости объектов недвижимости: 2-комнатная квартира (площадью 65,30 кв.м), этаж 2, назначение: жилое, адрес объекта: <адрес>, составленного <Дата> ООО «Городской центр оценки», выкупная стоимость указанного жилого помещения составляет 4539215 рублей, в связи с чем, просят суд: взыскать с администрации Партизанского городского округа в пользу истцов, в качестве выкупной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 65,30 кв.м, в размере 4539215 рублей; прекратить право общей совместной собственности ФИО1, ФИО2 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с момента фактической выплаты администрацией Партизанского городского округа <адрес> выкупной стоимости указанного помещения; взыскать понесенные судебные расходы по уплате госпошлины и за произведенную оценку 8000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом.
Истец ФИО1 и её представитель ФИО11, одновременно представляющий интересы истца ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Отвечая на вопросы суда ФИО1 пояснила, что проживает по адресу: <адрес> совместно с ФИО2, жилищные условия в помещении не подходят для проживания.
Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа <адрес> ФИО8 в судебном заседании, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам представленного возражения. Полагала заявленную сумму, подлежащую компенсации необоснованно завышенной, со ссылкой на аналогичные аварийные жилые помещения оцененные в смежных домах, просила в иске отказать.
Представители третьих лиц Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Министерство строительства <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Прокурор, привлеченный к участию в дело в силу частью 3 ст. 45 ГПК РФ и пп. "ж" п. 20 Постановления от <Дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в лице Помощника прокурора <адрес> ФИО5 в своем заключении указал что исковые требования законны и обоснованы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке с <Дата>, что подтверждается свидетельством о заключении брака II – ВС №___.
Свидетельством о государственной регистрации права от <Дата> №___, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Дата> подтверждается, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежит 2 комнатная квартира, площадью 65,30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на основании договора продажи недвижимости от <Дата>.
Как установлено в судебном заседании, иных жилых помещений, принадлежащих истцам на праве собственности не имеется.
Актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии от <Дата> №___, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от <Дата>, решение Партизанского городского суда <адрес> от <Дата>, которым признано незаконным бездействие администрации Партизанского городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; на администрацию Партизанского городского округа <адрес> возложена обязанность принять решение о сроках отселения ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем принятия соответствующего распоряжения – оставлено без изменения. Дополнена резолютивная часть решение Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> указанием на срок исполнения возложенной на администрацию Партизанского городского округа обязанности о принятии решения о сроках отселения – в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрацией Партизанского городского округа <адрес> <Дата> в адрес ФИО1 и ФИО2 были направлены требования о необходимости сноса жилого помещения по адресу: <адрес> до <Дата>.
Как следует из уведомления от <Дата>, направленным в адрес Администрации Партизанского городского округа <адрес> истцами ФИО1, ФИО2, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> имеются другие жилые помещения, в том числе и муниципальные, в связи с чем не предоставляется возможности осуществить снос имеющегося у них жилого помещения. Просили: включить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> список домов, включенных в местную и региональную адресную программу переселения из ветхого, аварийного жилого фонда, подлежащих расселению №___ год. Принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, по адресу: <адрес>. Принять решение об изъятии у ФИО1, ФИО2 принадлежащего им жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>. Уведомить в письменной форме ФИО1, ФИО2 в письменной форме собственников жилого помещения в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>, не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего им жилого помещения, о принятом решении об изъятии квартир в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>. Направить ФИО1, ФИО2 соглашение о выкупе принадлежащего им жилого помещения, в аварийном доме по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Партизанского городского округа <адрес> от <Дата> №___-па установлен срок отселения до <Дата> ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> признано незаконным и необоснованным Постановление главы Партизанского городского округа <адрес> от <Дата> №___-па, в части установления срока отселения до <Дата>.
Постановлением Администрации Партизанского городского округа <адрес> от <Дата> №___-па внесены изменения в Постановление Администрации Партизанского городского округа <адрес> от <Дата> №___-па, срок отселения ФИО1, ФИО2 из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> – установлен до <Дата>.
Как следует из ответа Администрации Партизанского городского округа <адрес> от <Дата>, направленного в адрес ФИО1, жилой дом по адресу: <адрес> муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» №___ годы в указанную программу не включен, так как был признан аварийным и подлежащим сносу только <Дата>, а в программу вошли дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до <Дата>.
Как установлено в судебном заседании, соглашение о выкупной стоимости принадлежащего на праве собственности вышеуказанного жилого помещения, между сторонами не достигнуто.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от <Дата> №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В данном случае установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ни в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на <Дата> годы, утвержденную постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, ни в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, поскольку признан аварийным после <Дата>.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске о выкупе жилого помещения.
Решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п.6 ст.279 Гражданского кодекса РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков
Порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд предусмотрен ст.56.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.282 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.20 Постановления Пленума ВС РФ от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
По смыслу ст.32 ЖК РФ выкуп жилого помещения, в указанных случаях, носит компенсационный характер, и данная обязанность возникает у муниципального органа при соблюдении условий предусмотренных законом.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от <Дата> №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в региональную адресную программу по переселению граждан подлежат включению многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, до <Дата>. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с ч.2.2 ст.16 названного закона, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частью 2.
Проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и находящегося на нем помещения, принадлежащего истцам, не направлялся.
Между тем, из материалов дела следует, что, несмотря на несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственников ФИО1 и ФИО2, по делу имеются достаточные данные, свидетельствующие о наступлении исключительных обстоятельств для переселения их семьи в первоочередном порядке, то есть вне очереди, установленной региональной и муниципальной программами по переселению из аварийного жилья, поскольку создаёт постоянную угрозу жизни и здоровью проживающих в непригодном для проживания жилье, и, учитывая, что дом признан в установленном законом порядке аварийным, но каких-либо действий по улучшению его качественных характеристик предпринято не было, суд приходит к выводу о том, что у истцов возникло право требовать выплаты возмещения за жилое помещение.
Определяя выкупную стоимость спорной квартиры, суд учитывает следующее.
Истцами в обоснование заявленного размера исковых требований представлен отчёт №___ от <Дата> об оценке выкупной стоимости объекта недвижимости по адресу: <адрес>.
Согласно отчёту №___, выкупная стоимость объекта недвижимости по адресу: <адрес> составляет 4539215 рублей, из которых рыночная стоимость жилого помещения с учётом доли в общедомовом и общеквартирном имуществе и земельного участка – 3966925 рублей, затраты на переезд- 106500 рублей, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт- 465790 рублей.
Довод представителя ответчика о том, что при расчете выкупной стоимости жилых помещений необходимо руководствоваться отчетом №___ от <Дата>, в соответствии с которым стоимость 1 кв.м. общей площади изымаемых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес> составляет 48 824 руб. 78 коп., суд отклоняет, так как оценка была произведена по иному объекту (<адрес> в <адрес>), а так же по состоянию на 2021 год.
Кроме того, определением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> производство по настоящему гражданскому делу было приостановлено, в связи с назначением экспертизы по ходатайству стороны ответчика, с целью определения выкупной цены в связи с изъятием для муниципальных нужд квартиры по адресу <адрес>, с учетом стоимости доли в праве на земельный участок под указанным многоквартирным домом на дату проведения экспертизы; а также определения размера убытков, причиненных собственникам квартиры <адрес>, в связи с его изъятием для муниципальных нужд на дату проведения экспертизы. Обязанность по оплате стоимости экспертизы возложена на ответчика.
Вместе с тем, ответчик администрация Партизанского городского округа уклонилась от оплаты стоимости экспертизы, в связи с чем <Дата> обратилась в суд с ходатайством о возобновлении производства по гражданскому делу, указав на отсутствие возможности оплаты расходов за проведении экспертизы.
<Дата> материалы гражданского дела №___ №___ возвращены в Партизанский городской суд <адрес> из экспертного учреждения ООО «Центр экспертиз «Регион-Приморье» без экспертного заключения.
В силу ч. 3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Таким образом, в нарушении части 1 статьи 56 ГПК РФ, сторона ответчика не опровергла представленный истцом отчет.
В связи с чем у суда отсутствуют основания сомневаться в обоснованности выводов оценщика в части определения выкупной стоимости спорной квартиры, поскольку выбор объектов-аналогов относится к компетенции эксперта-оценщика, обладающего специальными познаниями, использованный в заключении состав аналогов являются экономически обоснованным при сопоставлении объектов-аналогов с характеристиками исследуемых участков и ценообразующих факторов, с учетом предварительного анализа сложившегося на рынке в соответствующих сегментах диапазона цен.
Заявляя возражение против исковых требований, ответчиком в ответе указано, что в доме не проводился капитальный ремонт.
Вместе с тем, невыполнение администрацией Партизанского городского округа обязанности по производству капитального ремонта, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию требования о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещении.
При указанных обстоятельствах с ответчика в пользу истцов в качестве выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, следует взыскать в общей сумме 4539215 рублей, из которых на каждого из истцов приходится по 2269607,50 рублей. При этом взыскание с ответчика этого возмещения является способом защиты нарушенного права истцов (собственников).
Судом при разрешении данного гражданско-правового спора учитывается и то, что именно ответчик является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию для нужд муниципального образования Партизанского городского округу <адрес> земельного участка, на котором расположен аварийный дом, жилых и нежилых помещений, находящихся в данном доме, и выплате возмещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, истцы просят прекратить право общей совместной собственности истцов на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с момента фактической выплаты администрацией Партизанского городского округа <адрес> выкупной стоимости указанного жилого помещения.
С целью обеспечения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым так же признать право собственности муниципального образования Партизанского городского округа <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с момента фактической выплаты истцам выкупной стоимости указанного жилого помещения.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцами оплачены судебные расходы в сумме 38896 рублей, из них: 8000 рублей - оплата экспертных услуг по оценке выкупной стоимости объекта недвижимости, 30896 - оплата государственной пошлины. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истцов в полном объеме.
В силу ч.1 ст. 39 СК РФ доли супругов признаются равными. Соответственно все указанные суммы подлежат взысканию в пользу истцов в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 - удовлетворить.
Взыскать с администрации Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) в пользу ФИО1, <Дата> года рождения, уроженки <адрес> <данные изъяты>) в качестве выкупной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 65,30 кв.м, сумму в размере 2 269 607 рублей 50 копеек, и судебные расходы в сумме 19448 рублей. (из них: 4000 руб.- оплата услуг по оценке выкупной стоимости объекта недвижимости, 15448 рублей.- оплата государственной пошлины), а всего взыскать 2 289 055 рублей 50 копеек.
Взыскать с администрации Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) в пользу ФИО2, <Дата> года рождения, уроженца <адрес> края (паспорт 0500 №___, выдан <Дата>, Партизанским ГОВД <адрес>) в качестве выкупной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 65,30 кв.м, сумму в размере 2 269 607 рублей 50 копеек, и судебные расходы в сумме 19448 рублей. (из них: 4000 руб.- оплата услуг по оценке выкупной стоимости объекта недвижимости, 15448 рублей.- оплата государственной пошлины), а всего взыскать 2 289 055 рублей 50 копеек.
Прекратить право общей совместной собственности ФИО1, ФИО2 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 65,30 кв.м, с момента фактической выплаты администрацией Партизанского городского округа <адрес> ФИО1, ФИО2 выкупной стоимости указанного жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 65,30 кв.м, с момента фактической выплаты ФИО1, ФИО2 выкупной стоимости указанного жилого помещения.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Партизанский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ловейко М.С.