УИД 25ОS0000-01-2021-001227-69
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации25 марта 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабакехян ФИО5 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки Приморского края», заинтересованное лицо – администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Бабакехян Е.В. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: помещения с кадастровым номером №, площадью 1235,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, адрес: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данный объект недвижимости принадлежит ей на праве собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № № кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 15 октября 2021 года составляет ....
Указанная кадастровая стоимость была установлена Актом об определении кадастровой стоимости от 1 ноября 2021 года № ....
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно Отчёту об оценке № 2-2021 рыночной стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2021 года, подготовленному оценщиком Автономной некоммерческой организации «Экспертно-консультационный центр «Апрайзер Групп» (группа оценщиков) (далее - АНО «Апрайзер Групп») Мирка И.И. по состоянию на 15 октября 2021 года составляет ....
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы Бабакехян Е.В. как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку влечёт увеличение размера данного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Просит суд: пересмотреть кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 1235,2 кв.м, и установить её равной рыночной стоимости в размере ....
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» (далее – КГБУ «ЦКО»).
Административный истец, представитель административного истца, представители административных ответчиков, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края» на территории Приморского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края, утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п). Данное постановление в настоящее время действует и не обжаловано. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе выполнения массовых работ по государственной оценке на основании большого количества различных ценообразующих факторов. Обратившись в суд с данным административным исковым заявлением, административный истец воспользовался правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административным ответчиком КГБУ «ЦКО» представлен отзыв на административное исковое заявление, где указано, что в соответствии с Уставом КГБУ «ЦКО» целью деятельности КГБУ «ЦКО» является определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края, и составление отчёта об итогах государственной кадастровой оценки. В своей деятельности КГБУ «ЦКО» руководствуется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226. На основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края» в 2019 году КГБУ «ЦКО» была произведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов). Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена на основании акта КГБУ «ЦКО» от 1 ноября 2021 года № АОКС-25/2021/000252 в размере ..., вышеуказанный акт был размещён на официальном сайте КГБУ «ЦКО» в сети «Интернет» и направлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю для внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. КГБУ «ЦКО» в данном случае не утверждало результаты определения кадастровой стоимости, поскольку только определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока подано ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации города Владивостока и представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому администрация города Владивостока считает, что представленный административным истцом Отчёт об оценке объекта недвижимости не соответствует требованиям действующего законодательства. Полагают, что оценщиком при проведении оценки были использованы только данные с сайта www.farpost.ru, документы, которые подтверждают индивидуальные характеристики объектов-аналогов, оценщиком получены не были, а информация, размещенная в объявлениях не является достоверной. Просят в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 399-401 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
Актом КГБУ «ЦКО» об определении кадастровой стоимости от 1 ноября 2021 года № АОКС-25/2021/000252 определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере ....
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Бабакехян Е.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: помещение с кадастровым номером №, площадью 1235,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, адрес: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 19 декабря 2014 года сделана запись регистрации № 25-25-01/182/2014-883.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Бабакехян Е.В. указала на несоответствие определённой в установленном порядке, и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего ей на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Рыночная стоимость помещения существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца Бабакехян Е.В., которая в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости помещения, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153464451, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере ..., которая определена по состоянию на 15 октября 2021 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 7 ноября 2021 года на основании Акта об определении кадастровой стоимости от 1 ноября 2021 года № АОКС-25/2021/000252.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так в обоснование требований, административным истцом Бабакехян Е.В. представлен Отчёт об оценке № 2-2021 рыночной стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2021 года, выполненный оценщиком АНО «Апрайзер Групп Мирка И.И., из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости: помещения с кадастровым номером №, площадью 1235,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, адрес: <адрес>, по состоянию на 1 ноября 2021 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт № 2-2021 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 10 декабря 2021 года, выполненный оценщиком АНО «Апрайзер Групп Мирка И.И., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; ответственность оценщика на период проведения оценки была застрахована, срок действия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности не истек. Указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с применением сравнительного и доходного подходов к оценке и обоснован отказ от применения затратного подхода. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчёта № 2-2021 от 10 декабря 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.
С учётом установленных обстоятельств, довод заинтересованного лица о том, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не отражает действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, суд расценивает как несостоятельный.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Бабакехян Е.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 15 октября 2021 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения Бабакехян Е.В. в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – 21 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Бабакехян Елены Владимировны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки Приморского края», заинтересованное лицо – администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: помещения с кадастровым номером №, площадью 1235,2 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 15 октября 2021 года.
Датой подачи Бабакехян Еленой Владимировной заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № считать 21 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова
Мотивированное решение составлено 6 апреля 2022 года