Решение по делу № 2-1230/2022 от 27.09.2022

                  УИД 86RS0008-01-2022-002444-86

                                                                                 дело №2-1230/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Когалым                                                                              28 октября 2022 года

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Трифанова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шакировой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сургутской транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ МЧС России по ХМАО-Югре о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по исключению плавучего объекта из реестра маломерных судов,

УСТАНОВИЛ:

Сургутская транспортная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис», которое мотивировала тем, что в результате проведенной проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ханты-Мансийским инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре причально- мостовой понтон, регистрационный (идентификационный) номер Р, на который выдан судовой билет маломерного судна серии <адрес>, принадлежащий ООО «Дорстройсервис», зарегистрирован как маломерное судно.

На момент регистрации указанного судна, действующим законодательством Российской Федерации не раскрывалось понятие маломерного судна. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». В соответствии с действующей редакцией статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее-КВВТ РФ) маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. В ст. 3 КВВТ определено понятие плавучего объекта как несамоходного плавучего сооружения, не являющегося судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода. В ходе проверки установлено, что понтон относится к плавучим объектам и маломерным судном не является. Незаконная регистрация данного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов и плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами (Объ-Иртышское УГМРН, службой государственного портового контроля - ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»), что заведомо создает угрозу безопасности судоходства в акватории Обь-Иртышского водного бассейна, так как может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц. На основании изложенного истец просит (с учетом уточнения) признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по исключению плавучего объекта причального понтона Р из реестра маломерных судов, возложить на ответчика обязанности обратиться в Ханты-Мансийское инспекционное отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре с заявлением об исключении плавучего объекта из реестра маломерных судов в течение 1-го месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Прокурор Сургутской транспортной прокуратуры извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис», надлежаще извещенный о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в заявлении направленном в адрес суда указал, что с исковыми требованиями согласны, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, надлежаще извещенный о дате и месте судебного заседания, не явился, уважительных причин не явки суду не сообщил.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является оной из важнейших функций государства.

В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « 390-ФЗ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Ханты-Мансийским инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре зарегистрирован как маломерное судно причальный мостовой понтон, регистрационный (идентификационный) номер Р, на который выдан судовой билет маломерного судна серии <адрес>, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис», что подтверждается выпиской из реестра маломерных судов.

На момент регистрации указанного судна, законодательством РФ не раскрывалось понятие маломерного судна. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон РФ от 22.04.2012г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

В соответствии с действующей редакцией статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

В ст.3 КВВТ РФ определено понятие плавучего объекта как несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

Исходя из положений ст. 3 КВВТ РФ, рассматриваемый объект, принадлежащий «Дорстройсервис», не является маломерным судном.

В соответствии с п. 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Учитывая, что причальные понтоны, не являются маломерными судами, согласно пояснениям представителя ответчика используется в хозяйственной деятельности для переправки транспортных средств, они не являются объектами надзора ГИМС.

Согласно ч.1 ст.16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из следующих реестров судов Российской Федерации: государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Следовательно, в соответствии с требованием ч.1 ст.16 КВВТ РФ, спорный понтон подлежит обязательной государственной регистрации государственном судовом реестре плавучих средств. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о правомерности регистрации спорного понтона в реестре маломерных судов, со ссылкой на то, что закон не имеет обратной силы являются несостоятельными.

Исключение судна из Реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, (п.17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с ч.1 ст.21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно, в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов.

Пунктом 1.2 ст. 16 КВВТ определено, что плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3, п.4 ст. 16 КВВТ РФ).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации причальные понтоны, подлежат исключению из реестра маломерных судов и учету в реестре плавучих объектов, контроль за которым осуществляет должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей в соответствии с ч.1 ст.38.1 КВВТ. В свою очередь полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о внутреннем водном транспорте Российской Федерации наделены территориальные органы государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Маломерные суда не предъявляются Российскому речному регистру, а значит, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта, свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерные суда не выдаются.

Кроме того, речные суда поднадзорные Российскому речному регистру обязаны проходить ежегодное техническое освидетельствование. В соответствии с Уставом Федерального государственного учреждения «Российский речной регистр» техническое освидетельствование производится на платной основе. Денежные средства, уплаченные за техническое освидетельствование судна перечисляются в доход государства.

Если судно зарегистрировано в государственной инспекции по маломерным судам, то судно не проходит ежегодный технический осмотр, денежная плата за осмотр судна, зарегистрированного в органах ГИМС, не взимается. Таким образом, при незаконной регистрации судна в государственной инспекции по маломерным судам, в бюджет Российской Федерации не поступают денежные средства, которые уплачивают собственники речных судов за техническое освидетельствование судов.

Незаконная регистрация данного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов и плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами, в частности Объ-Иртышское УГМРН, службой государственного портового контроля-ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», что заведомо создает угрозу безопасности судоходства в акватории Обь-Иртышского водного бассейна, так как может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

Сложившаяся ситуация затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту прав которого, в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В соответствии с п. 24, приложением Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет: заявление; документ, подтверждающий право уполномоченного представителя действовать от имени заявителя; судовой билет; документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов.

Совершение иных действий, в том числе переоборудование понтона, на что указывает представитель ответчика, не требуется.

В целях использования понтона в хозяйственной деятельности ответчику необходимо зарегистрировать понтон в государственном судовом реестре, указанное по заявленным предмету и основаниям не входит в предмет обсуждения.

При таких обстоятельствах оснований необходимости установления срока более 1-го месяца, о чем просит прокурор, не установлено.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сургутской транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис» ИНН удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис» ИНН в части непринятия мер по исключению плавучего объекта - причального - мостового понтона Р из реестра маломерных судов.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис» ИНН обратиться в Ханты-Мансийское инспекционное отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре с заявлением об исключении плавучего объекта - причального мостового понтона - регистрационный (идентификационный) номер Р, на который выдан судовой билет маломерного судна серии <адрес> из реестра маломерных судов в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дорстройсервис» ИНН пошлину в доход бюджета муниципального образования <адрес>-Югры городской округ <адрес> в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня вынесения решение.

Судья, подпись                                                                                В.В. Трифанов

Копия верна                                                                                      В.В. Трифанов

Подлинный документ подшит в деле № 2-1230/2022 Когалымского городского суда ХМАО-Югры

2-1230/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сургутская транспортная прокуратура
Ответчики
ООО "Дорстройсервис"
Другие
Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре
Суд
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Трифанов Валерий Вячеславович
Дело на странице суда
kogalym.hmao.sudrf.ru
27.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2022Подготовка дела (собеседование)
28.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее