Дело № 2-72/2024
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2024 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Хорзеевой Е.Е.,
при секретаре Хозиной О.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Севского района Брянской области Ипатенковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Чемлыжской сельской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Чемлыжской сельской администрации о возложении обязанности в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению выявленных дефектов дорожного покрытия, установке стационарного электрического освещения, осуществлению технического учета и паспортизации автомобильных дорог.
Заявленные требования обоснованы тем, что в ходе проверки в ноябре 2023 года с участием сотрудника ОГИБДД МО МВД России «Севский» соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог по поступившему обращению гражданина, установлено, что в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части дороги по улице <адрес> имеются дефекты в дорожном покрытии; в нарушение ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (п. 4.6.1.1) отсутствует стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах, проходящих по улицам <адрес> сельского поселения.
Более того, меры по осуществлению технического учета и паспортизации указанных автомобильных дорог общего пользования, предусмотренные пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015, не приняты, что препятствует надлежащей оценке их состояния и содержания в соответствии с видом дорожного покрытия, создает угрозу безопасности дорожного движения; ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с этим в адрес главы Чемлыжской сельской администрации прокурором было внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения законодательства не устранены.
Просил суд обязать Чемлыжскую сельскую администрацию в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению выявленных дефектов дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> сельского поселения; установке стационарного электрического освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по <адрес> сельского поселения; осуществлению технического учета и паспортизации вышеуказанных автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Глава Чемлыжской сельской администрации ФИО3, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.68).
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Севский», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил (л.д.66).
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Севского района Брянской области Ипатенкова Е.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1, 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу пункта 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Севского района Брянской области по обращению ФИО5 совместно с ОГИБДД МО МВД России «Севский» проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес> (л.д.6).
Согласно акту обследования автомобильных дорог <адрес> от 28 ноября 2023 года (л.д.7), выявлены следующие недостатки: на автомобильной дороге по <адрес> в дорожном покрытии образовались дефекты в виде просадок: 1) длина - 360 см, ширина – 140 см, глубина – 12 см, площадь – 5,04 кв. м; 2) длина - 380 см, ширина – 130 см, глубина – 7 см, площадь – 4,94 кв. м; 3) длина - 190 см, ширина – 60 см, глубина – 15 см, площадь – 1,14 кв. м, которые не соответствуют требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Также в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на всем протяжении автомобильных дорог, проходящих по <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение. К акту приложена фототаблица (л.д.8-36).
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Чемлыжского сельского поселения 29 ноября 2023 года внесено представление с требованием о принятии мер к устранению нарушений (л.д.37-40).
В своем ответе на представление глава администрации указал, что дефекты дорожного покрытия дороги будут устранены в весенне-летний период 2024 года; при этом будет составлена смета расходов на установку стационарного электрического освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществление технического учета и паспортизации автомобильных дорог, проходящих по <адрес>, финансирование запланируют при формировании бюджета на 2025 год (л.д.41).
По данным ЕГРЮЛ от 31 января 2024 года Чемлыжская сельская администрация является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность органов местного самоуправления городских округов (л.д.45-52).
В соответствии с решением Чемлыжского сельского совета народных депутатов от 19 ноября 2019 года № 22 «О принятии части полномочий муниципального образования Севский муниципальный район Брянской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности муниципальным образованием Чемлыжское сельское поселение Севского района Брянской области» администрация Чемлыжского сельского поселения приняла полномочия, в том числе по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организации дорожного движения (л.д.42-43).
Таким образом, на администрацию Чемлыжского сельского поселения как на орган местного самоуправления федеральным законодателем во взаимосвязи с решением депутатов возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
В Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года № 2438-р, включены, в том числе, ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), раздел 4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 года № 2218-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95.
Учитывая, что автомобильные дороги по <адрес>, являются объектами транспортной инфраструктуры, относятся к дорогам общего пользования местного значения, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 в области безопасности дорожного движения, а их освещение находится в ненадлежащем состоянии, принимая во внимание, что непринятие ответчиком мер по приведению указанных улиц в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, а также может привести к аварийной ситуации, что ставит под угрозу безопасность граждан, их жизнь, здоровье и общественную безопасность, суд считает требования прокурора Севского района об устранении дефектов дорожного покрытия и установке стационарного электрического освещения, подлежащими удовлетворению.
Кроме этого, проведенной проверкой установлено, что администрация не исполняет свою обязанность по паспортизации вышеуказанных автомобильных дорог, предусмотренную пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015, что затрудняет своевременное планирование ремонта и содержания автомобильных дорог в целом.
Согласно перечню наименований элементов улично-дорожной сети Чемлыжского сельского поселения (л.д.44), на его территории имеется более двадцати автомобильных дорог местного значения, из них 2 расположены в <адрес>.
Таким образом, учитывая, что в обязанности ответчика входит содержание автомобильных дорог местного значения, том числе и их паспортизация, которая не исполнена, что влечет нарушение прав неограниченного круга лиц (пользователей автомобильных дорог), проживающих в пределах сельского поселения, поскольку паспорт дороги является единственным документом технического учета, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и его отсутствие, с учетом информации, которая должна быть отражена в паспорте, влияет на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части осуществления технического учета и паспортизации дорог.
При этом отсутствие в бюджете ответчика необходимых денежных средств для устранения выявленных нарушений не является основанием для освобождения от выполнения возложенных на него законом соответствующих обязанностей.
Исходя из характера заявленных требований, а также необходимости реального исполнения судебного решения, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить Чемлыжской сельской администрации срок исполнения решения в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При возникновении действительно объективных обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда в указанный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Чемлыжской сельской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Чемлыжскую сельскую администрацию в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению выявленных дефектов дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> сельского поселения; установке стационарного электрического освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по <адрес> сельского поселения; осуществлению технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по <адрес> сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года.
Председательствующий подпись Е.Е. Хорзеева
Копия верна
Судья Севского
районного суда Е.Е. Хорзеева
Секретарь судебного заседания О.Н. Хозина