Решение по делу № 2-3304/2022 от 04.04.2022

Дело № 2-3304/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2022 года                                                                    г.о. Щёлково

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Комаровой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петрова ФИО7 к Администрации городского округа Щелково о признании решения незаконным, обязании восстановить нарушенное право путем заключения договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Петров И.С. обратился в Щелковский городской суд <адрес> суд с исковым заявлением Администрации городского округа <адрес> о признании решения незаконным, обязании восстановить нарушенное право путем заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

В обоснование заявленных требований указал, что посредством портала государственных услуг <адрес> обратился в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Просил Администрацию предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером , необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), который принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Макаровым В.А. Запись о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка истца на земли государственного лесного фонда.

Истец полагает указанное решение незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Следовательно, в силу закона, сведения о наличии пересечений, не выявленных в ЕГРН, не могут являться основанием к отказу в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку пересечение с границами лесного фонда не ограничивает оборотоспособности испрашиваемого земельного участка. Просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Петрову И.С. в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить указанный участок в аренду без проведения торгов, обязав заключить и направить договор в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - адвокат Сушков В.В., действующий на основании доверенности и ордера, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебное заседание ответчик не явился, извещен, в материалы дела представлен отзыв (л.д.43-48).

В судебное заседание третьи лица Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", Министерство обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по <адрес>, не явились, извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, письменных возражений на иск не представили.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

В связи с этим, положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила.

В судебном заседании установлено, что Петров И.С. является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Петровым И.С. и Макаровым В.А.

Право собственности ФИО1 на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Как следует из выписки из ЕГРН, принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером

Согласно сведениям об объекте, размещенным на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Щелково отказала Петрову И.С. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Между тем, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.

В представленной Администрацией Информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами.

При этом в Информации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Также в Информации содержатся сведения о том, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий <адрес> в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино, утвержденного решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -НПА.

Кроме того, согласно справке Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ площадь наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером составляет 0 кв.м.

    Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 14 Закона N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона N 172-ФЗ) (п. 5 Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 26268-ВА/<адрес>).

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.

В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств, лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,96 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.

Согласно части 2 статьи 4.2. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничение прав на лесные участки, обременение лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Исходя из приведенных норм следует, что данные о государственном кадастровом учете лесных участков, в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.

Принимая оспариваемое решение, ответчик установил факт наложения испрашиваемого земельного участки на земли лесного фонда с помощью Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (ИСОГД МО) в системе координат МСК-50.

Вся информация о границах лесничеств и лесопарков содержится Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес> ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> (ВИС ГУАГ МО).

Программа ИСОГД представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории <адрес>, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов <адрес>, действующая на основании Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес>».

Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.

Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости).

Принятие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ не содержит порядок и процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда, тогда как вносит изменения в ряд нормативных актов, в целях устранения противоречий государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в статью 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающую, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН (пункт 5).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно пункту 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Федеральный закон N 218-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и государственного лесного реестра: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках.

Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (п. 18 письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 26268-ВА/<адрес> "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ").

Кроме того согласно статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), пункта 5 статьи 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный Лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

В ЕГРН отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости в настоящий момент не содержится, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040517:565 в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесен к землям лесного фонда.

Для установления юридически значимого обстоятельства, определением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4

Из представленного в материалы дела экспертного заключения следует, что земельный участок истца не расположен в границе какой-либо зоны, препятствующей его предоставлению, наличие пересечений экспертом не выявлено.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства, в том числе заключение экспертизы, не имеют для суда заранее установленной силы. Данное экспертное заключение судом принимается в качестве надлежащего доказательства, поскольку оно полностью соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ. Не доверять указанному заключению у суда нет оснований, поскольку оно достаточно полное, ясное, содержит подробное описание исследованного объекта, указание на нормативно-техническую и правовую базу, порядок исследования, исчерпывающие выводы на поставленные вопросы. При этом заключение судебной экспертизы подготовлено во исполнение определения суда, экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, с соблюдением требований ст. ст. 84 - 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в его распоряжение материалов, основывается на исходных объективных данных. Выводы эксперта, наряду с другими доказательствами по делу, явились для суда достаточными, чтобы разрешить возникший между сторонами спор.

Иными надлежащими доказательствами факт наложения, испрашиваемого истцом земельного участка на земли лесного фонда не подтвержден.

С учетом изложенного, доводы ответчика о наличии пересечений с землями лесного фонда суд находит необоснованными, противоречащими действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в перераспределении земельного участка.

В судебном заседании не нашел своего подтверждения и довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

При этом ответчиком и третьими лицами не представлены суду сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.

Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в статье 3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно пункту 2 статьи 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа <адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации предоставить истцу испрашиваемый земельный участок в аренду без проведения торгов, путем заключения договора аренды земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Петрова ФИО8 удовлетворить.

    Признать незаконным решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию городского округа <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1004 +/-22 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и направить Петрову ФИО9 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Щёлковский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий:

Судья                            И.Ю.Кулагина.

2-3304/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров Игорь Сергеевич
Ответчики
Администрация г.о Щелково
Другие
Министерство Обороны РФ
ФГКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МО РФ
Сушков Владимир Вячеславович
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Кулагина Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Подготовка дела (собеседование)
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
20.07.2022Судебное заседание
16.09.2022Производство по делу возобновлено
11.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
29.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее