ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
04RS0007-01-2019-004985-47
судья Калмыкова С.С., № 2а-3809/2019
дело № 33а-581 пост. ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 5 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С.
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Ихисеевой М.В.
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трифонова П.А. к УФССП России по Республике Бурятия, Железнодорожному РОСП г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия о признании сроков исполнения требований исполнительных листов истекшими, об обязании отозвать исполнительные документы, о прекращении исполнительных производств по апелляционной жалобе Трифонова П.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 7 ноября 2019 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, осужденный Трифонов П.А. просил признать сроки исполнения требований исполнительных листов, находящихся на исполнении в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, истекшими и прекратить в связи с этим исполнительные производства, отозвать все исполнительные документы.
Требования основаны на том, что Трифонов П.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее – исправительная колония, ИК-15), где на исполнении находятся 12 исполнительных документов о взыскании с Трифонова П.А. судебных, процессуальных издержек, расходов по оплате труда адвокатов, недоимки и пени по транспортному налогу. По мнению заявителя, сроки исполнения требований указанных исполнительных документов уже истекли. На основании статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель должен установить наличие у должника денежных средств и имущества, за счет которого возможно обеспечить исполнение требований исполнительных документов. Однако у Трифонова П.А. никакого имущества и денежных средств для погашения задолженности перед взыскателями не имеется. Согласно статье 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению с течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Поскольку на протяжении 10 лет должник Трифонов П.А. не был трудоустроен на оплачиваемую работу и с него не производилось удержание денежных средств в пользу взыскателей, все исполнительные документы, находящиеся в ИК-15, надлежит признать ничтожными в связи с истечением срока давности их предъявления к исполнению.
В суде первой инстанции Трифонов П.А. участия не принимал, о рассмотрении дела надлежаще уведомлялся.
Представители административных ответчиков УФССП России по Республике Бурятия, Железнодорожного РОСП г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия, представитель заинтересованного лица МРИ ФНС № 2 по Республике Бурятия в суд не явились.
Районный суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Трифонов П.А. просит решение суда отменить. Указывает, что суд не ознакомил заявителя с письменными возражениями на административный иск представителей Железнодорожного ОСП и МРИ ФНС № 2 по Республике Бурятия, где указано, что вся задолженность по исполнительным документам по состоянию на 1 января 2015 года списана. С момента поступления исполнительных листов в исправительную колонию прошло более 10 лет, за весь указанный период Трифонов П.А. не был трудоустроен, он не имеет источника доходов, следовательно, исполнить требования исполнительных документов не представляется возможным. Согласно статье 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю, по которому взыскание не производилось, является отсутствие у должника имущества и денежных средств, а также то, что все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными. Возвращение исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления документа к исполнению в пределах установленного законом срока.
В заседании судебной коллегии Трифонов П.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представители административных ответчиков УФССП России по Республике Бурятия, Железнодорожного РОСП г.Улан-Удэ, представитель заинтересованного лица МРИ ФНС № 2 по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как следует из материалов дела, Трифонов П.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Установлено, что в настоящее время в бухгалтерии ФКУ «Объединение исправительных колоний № 30» ГУФСИН России по Красноярскому краю находится 13 исполнительных листов в отношении осужденного Трифонова П.А. по взысканию в пользу различных взыскателей судебных, процессуальных издержек; расходов по оплате труда адвокатов; недоимки и пени по транспортному налогу на общую сумму 96 519, 45 руб. (л.д. 8).
Указанные исполнительные документы были выданы в период, начиная с 11 февраля 2005 года по 28 декабря 2009 года.
Сумма долга по каждому исполнительному листу не превышает 100 000 руб.
Согласно части 1 статьи 9 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
В соответствии с частью 2 статьи 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
Как установлено статьей 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1).
Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства (часть 8).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В статье 22 Закона об исполнительном производстве указано, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником (часть 1).
Разрешая возникший между сторонами спор и принимая решение об отказе в удовлетворении требований Трифонова П.А., суд первой инстанции не установил оснований для признания сроков исполнения требований исполнительных листов в отношении Трифонова П.А., находящихся на исполнении в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, истекшими, и прекращения исполнительных производств.
Между тем указанные выводы являются преждевременным, так как они сделаны без выяснения и установления всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение.
В силу пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
При необходимости суд оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств (пункт 6 части 3 статьи 135 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, с целью разрешения настоящего спора суд вообще не устанавливал, в каком порядке, предусмотренном исполнительным законодательством, каким образом и в какие периоды (сроки) исполнительные листы, перечисленные в справке на л.д. 8, были направлены для исполнения в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где отбывает наказание Трифонов П.А., - непосредственно взыскателем либо судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденных исполнительных производств; судом не были истребованы сведения и информация, касающиеся исполнения требований указанных исполнительных документов в отношении Трифонова П.А.
В ответе Железнодорожного РОСП г.Улан-Удэ от 22 октября 2019 года (л.д. 24) содержатся сведения о том, что на исполнении в Железнодорожном РОСП в отношении Трифонова П.А. исполнительные производства не значатся (с указанием периода - с 2010 года по настоящее время).
Однако согласно представленной судебным приставом-исполнителем Молоновой Э.В. в судебную коллегию информации задолженность по исполнительным производствам № ..., ... по налогам и сборам и государственной пошлине не оплачена.
Из ответа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия от 6 ноября 2019 года видно, что задолженность Трифонова П.А. по состоянию на 1 января 2015 года списана в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Между тем из представленной бухгалтерией исправительного учреждения справки по состоянию на 18 сентября 2019 года следует, что в бухгалтерии на исполнении находятся исполнительные листы о взыскании денежных средств с Трифонова П.А., выданные в период с 2005 года по 2009 год (то есть до 1 января 2015 года), в том числе в пользу взыскателей Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия и Железнодорожного РОСП.
Установление обстоятельств, связанных с судьбой исполнительных листов, находящихся на исполнение в исправительном учреждении, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора, невозможно без привлечения к участию в деле самого исправительного учреждения, где на исполнении находятся исполнительные листы, в отношении которых Трифоновым П.А. заявлены требования.
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопроса о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству.
Правила КАС РФ закрепляют в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6).
Указанные положения судом первой инстанции учтены не были; как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и в ходе судебного заседания суд не ставил на обсуждение вопрос о привлечении к участию в деле исправительного учреждения.
Таким образом, решением суда был разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в связи с чем на основании пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ обжалуемое решение подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить круг лиц, участвующих в деле, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю в соответствующем процессуальном статусе в зависимости от порядка направления исполнительных листов в исправительное учреждение для исполнения, а также дать надлежащую оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; устранить приведенные выше противоречия в сведениях Железнодорожного РОСП г.Улан-Удэ относительно наличия или отсутствия исполнительных производств в отношении Трифонова П.А.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 7 ноября 2019 года отменить.
Административное дело по административному иску Трифонова П.А. к УФССП России по Республике Бурятия, Железнодорожному РОСП УФССП России по Республике Бурятия о признании сроков исполнения требований исполнительных листов истекшими, об обязании отозвать исполнительные документы, о прекращении исполнительных производств направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи: