Дело № 2а- 1623/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 г. г.Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Шульга Е.А., при секретаре Левицкой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Минина В.Д. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании решения
установил:
Минин В.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства.
Письмом от <дата> № <номер> в названном согласовании было отказано ввиду отсутствия постоянной регистрации по месту жительства на территории Приморского края, как того требует ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 г №90-КЗ « О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
С данным решением он не согласен, поскольку на основании указанной статьи бесплатно предоставляются земельные участки в собственность граждан РФ на которых в том числе распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории Приморского края. Земельные участки предоставляются в границах муниципальных районов и городских округов, где постоянно проживают граждане.
В соответствии с удостоверением №<номер> от <дата> он признан бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в соответствии с законом «О ветеранах» ему предоставляются льготы, аналогичные льготам установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Также ответчиком, при рассмотрении заявления допущено неправильное толкование с. 10 Закона №90-КЗ в части понятия «постоянного проживания». Он самостоятельно приравнял понятие «постоянное проживание» к уведомительной процедуре «регистрация по месту жительства». Законодательство не предусматривает такой регистрационный учет как «постоянная регистрация по месту жительства».
Истец постоянно проживает по адресу <адрес>
Отказом в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, ответчиком нарушено его право на получение в собственность бесплатно участка для ведения дачного хозяйства.
Просит суд признать решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства незаконным и обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении заявления в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении, поскольку у истца отсутствует постоянная регистрация по месту жительства на территории Приморского края.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Минин В.Д. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением, в котором просил о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства.
Письмом от <дата> № <номер> в названном согласовании было отказано ввиду отсутствия постоянной регистрации по месту жительства на территории Приморского края, как того требует ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 г №90-КЗ « О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
На основании ст. 10 Закона № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, на которых, в том числе, законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории Приморского края. Земельные участки предоставляются в границах муниципальных районов и городских округов, где постоянно проживают граждане.
Согласно удостоверению №<номер> от <дата> Минин В.Д. признан бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
На основании п. 5 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» При решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168) для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Истцом в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края было предоставлено свидетельство №<номер> о регистрации по месту пребывания, согласно которому он зарегистрирован по адресу <адрес> с <дата> по <дата>
Из содержания положений статей 2 и 3 вышеуказанного Федерального закона следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П (далее Постановление № 4-П) указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов России Федерации.
Кроме того, Конституционный суд в Постановлении № 4 указал на то, что механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Суд считает, что ответчиком при рассмотрении заявления Минина В.Д. нарушено его право на получение в собственность бесплатно участка для ведения дачного хозяйства.
На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что требования Минина В.Д. подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По изложенному, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от <дата> № <номер> об отказе в предварительном согласовании представления в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Минина В.Д. о предварительном согласовании представления в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> для ведения дачного хозяйства
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 28.06.2017.
Судья Е.А. Шульга