Решение по делу № 2-2859/2022 от 14.03.2022

Дело № 2-2859/2022

УИД 50RS0052-01-2022-002330-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2022 года                                    г.Щелково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Адамановой Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Урасовой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косарева ФИО13 к Дмитрюку ФИО14 ООО «Кедр» об установлении сервитута, взыскании судебных расходов,

Установил:

Косарев С.В., уточнив исковые требования, обратился в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Дмитрюку И.С., ООО «Кедр» об установлении сервитута.

В обоснование исковых требований указано, что Косарев С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером местоположение: <адрес>, площадь: 5 626 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером: местоположением: <адрес> площадь: 13 697 кв.м.

Принадлежащие Истцу земельные участки не имеют отдельного прохода и проезда на улицу общего назначения. При проведении межевых работ кадастровый инженер установил, что проход и проезд к принадлежащим Истцу земельным участкам может быть осуществлен только через смежные земельные участки, принадлежащие Ответчикам, являющимся собственниками соседних земельных участков и собственниками земельных участков, располагающихся в непосредственной близости от принадлежащих истцу земельных участков.

На основании изложенного, просит суд: установить в целях круглосуточного беспрепятственного прохода и проезда к земельным участкам Истца с кадастровыми номерами: легкового, грузового автомобильного транспорта (включая в прицепы), строительной и самоходной техники бессрочное право ограниченного пользования (сервитут) согласно прилагаемой схеме в отношении с следующих земельных участков: земельного участка с кадастровым номером: местоположением: <адрес> площадью 685 кв.м., принадлежащего на праве собственности Дмитрюку ФИО15; земельного участка с кадастровым номером: , местоположением: <адрес> площадью 10 296 кв.м., принадлежащего на праве собственности ООО «Кедр»; земельных участков с кадастровыми номерами: принадлежащих на праве собственности Дмитрюку ФИО16; земельного участка с кадастровым номером: местоположением: <адрес> площадью 5 661 кв.м., принадлежащего на праве собственности Дмитрюку И.С. Возложить расходы по уплате государственной пошлины и иные судебные издержки на Ответчиков.

В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Определением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО24

Согласно представленному экспертному заключению:

по 1-му вопросу

Как в настоящее время осуществляется доступ (проход и проезд) к участкам Истца с кадастровыми номерами:

При сопоставлении актуальных данных публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/), а также результатов обследования, которое проводилось на основании определения Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными.

Из представленных документов, на основании которых формировались границы земельного участка с кадастровым номером (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером усматривается, что доступ к нему должен обеспечиваться с земель общего пользования расположенных с восточной стороны земельного участка.

При обследовании выявлено, что указанная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ дорога, отсутствует. Однако доступ со стороны земель неразграниченной государственной собственности с юго-восточной стороны земельного участка, обеспечен.

При исследовании документа, на основании которого формировались границы земельного участка с кадастровым номером (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 6 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного <адрес> усматривается что доступ к земельному участку с кадастровым номером (в межевом плане ) с земель общего пользования.

Из схемы расположения земельных участков, которая является частью межевого плана, усматривается что доступ к земельному участку с кадастровым номером (в межевом плане ) должен осуществляться с юго-восточной стороны участка (на момент обследования там расположен земельный участок с кадастровым номером ), а также с западной стороны участка (на момент обследования там расположен земельный участок с кадастровым номером ).

Таким образом, из проведенных исследований следует, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами должен быть обеспечен с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером с земель неразграниченной государственной собственности.

по 2-му вопросу:

Имеется ли беспрепятственный проход и проезд к участку с кадастровым номером:

Из исследования границ земельных участков согласно актуальным сведениям публичной кадастровой карты, было выявлено, что:

- земельный участок с кадастровым номером со всех сторон граничит с земельными участками других землепользователей, в том числе с границами земельного участка с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером имеет восточную границу с землями неразграниченной государственной собственности (согласно документам, на основании которого формировались границы данного участка, именно с этой стороны должен быть обеспечен доступ). Доступ со стороны земель неразграниченной государственной собственности с юго-восточной стороны земельного участка, обеспечен.

по 3-му вопросу:

Имеются ли грунтовые, асфальтированные и/или иные существующие на местности дороги, по которым возможно осуществление беспрепятственного прохода и проезда к участкам Истца без обременения участков Ответчиков.

по 5-му вопросу:

Имеется ли возможность доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами без установления сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

по 8-му вопросу:

Каковы площадь и местоположение границ (координаты) части земельного участка (земельных участков), подлежащие обременению сервитутом, с учетом целей, под которые испрашивается сервитут (обеспечение беспрепятственного прохода и проезда автотранспортных средств к земельным участкам с кадастровыми номерами

С учетом местоположения существующих грунтовых и асфальтовых дорог, а также с учетом границ земельных участков, согласно сведениям ЕГРН, экспертом разработаны следующие варианты обеспечения доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами без обременения земельных участков ответчика с кадастровыми номерами

Ширина отвода для проезда на земельные участки истца, определялась на основании:

- Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 (ред. от 11.06.2021) "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог")

- ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»

- СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»

Согласно п.3 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", дороги делятся на следующие категории:

«… Для автомобильной дороги, класса "автомагистраль" устанавливается IА категория.

Для автомобильной дороги, класса "скоростная автомобильная дорога" устанавливается IБ категория.

Для автомобильной дороги, класса "обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога)" могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории…»

Согласно п.4.7 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,55 м, по высоте - до 4 м для дорог категорий I-IV и до 3,8 м для дорог категории V.

Таким образом для обеспечения проезда на земельные участки истца, достаточно обустройства дорого категории – V.

Приложением к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог установлены основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойство автомобильных дорог.

Для категории дороги – V, устанавливается одна полоса движения шириной от 3,5м до 4,5м с обочиной от 1,0м до 1,75м

ГОСТ Р 52398-2005 устанавливаем следующие технические характеристики автомобильных дорог

Таким образом, из проведённых исследования, эксперт считает, что имеется необходимость установления следующих характеристик полосы отвода (сервитута) для установления проезда:

- число полос – 1

- ширина полосы 4,5м

- ширина обочины 1,0м с каждой стороны полосы

Таким образом, минимальная ширина полосы отвода составит 6,5м

Вариант №1

- от земель общего пользования далее по земельному участку с кадастровым номером (является землями общего пользования КП «Лесной») до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по существующей грунтовой дороги, находящейся на неразграниченной государственной собственности до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Вариант №2

- от земель общего пользования (автодорога Оболдино - Загорянский) по земельному участку с кадастровым номером по существующей грунтовой дороге до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером по существующей грунтовой дороге до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером по существующей грунтовой дороге до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по землям неразграниченной государственной собственности по существующей грунтовой дороге до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером и земельному участку с кадастровым номером до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по землям неразграниченной государственной собственности по существующей грунтовой дороге до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Вариант №3

- от земель общего пользования далее по земельному участку с кадастровым номером (является землями общего пользования КП «Лесной») до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>).

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по землям неразграниченной государственной собственности по существующей грунтовой дороге до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Вариант №4

- от земель общего пользования (автодорога Оболдино - Загорянский) по земельному участку с кадастровым номером по существующей грунтовой дороге до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером по существующей грунтовой дороге до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером по существующей грунтовой дороге до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>).

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по землям неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Вопрос 4. Какова рыночная стоимость соразмерной платы владельцу земельного участка за право проезда и прохода к земельным участкам с кадастровыми номерами: с учетом их планируемого использования, количества автомобилей и граждан, которые предположительно будут использовать право прохода и проезда по участкам Ответчиков

Ответ. В ответе на вопрос №5 экспертом было разработано два варианта обеспечения доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами . В каждом их разработанных вариантов имеется необходимость установления сервитута на земельные участки.

Расчет стоимости сервитута согласно варианту

Для обеспечения доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами согласно варианту имеется необходимость установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами:

- – площадью 978 кв.м.

- – площадью 451 кв.м.

- – площадью 2958 кв.м.

- – площадью 533 кв.м.

- – площадью 2324 кв.м.

Расчет величин периодических платежей за сервитут, установленный на земельные участки

Кадастровые номера Площадь участка, кв.м Площадь сервитута, кв.м. Стоимость сервитута (единовременная выплата) руб. Размер платежа в год, руб. Размер платежа в месяц, руб.

Размер периодических выплат рассчитан из условия совершения платежей на протяжении 49 лет

Расчет стоимости сервитута согласно варианту

Для обеспечения доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами согласно варианту имеется необходимость установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами:

- – площадью 2323 кв.м.

- – площадью 668 кв.м.

- – площадью 561 кв.м.

- – площадью 224 кв.м.

- – площадью 202 кв.м.

- – площадью 2050 кв.м.

- – площадью 2597 кв.м.

Расчет величин периодических платежей за сервитут, установленный на земельные участки

Кадастровые номера Площадь участка, кв.м Площадь сервитута, кв.м. Стоимость сервитута (единовременная выплата) руб. Размер платежа в год, руб. Размер платежа в месяц, руб.

Размер периодических выплат рассчитан из условия совершения платежей на протяжении 49 лет

Расчет стоимости сервитута согласно варианту

Для обеспечения доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами согласно варианту имеется необходимость установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами:

- – площадью 978 кв.м.

- – площадью 451 кв.м.

- – площадью 2958 кв.м.

- - площадью 2597 кв.м.

Расчет величин периодических платежей за сервитут, установленный на земельные участки

Кадастровые номера Площадь участка, кв.м Площадь сервитута, кв.м. Стоимость сервитута (единовременная выплата) руб. Размер платежа в год, руб. Размер платежа в месяц, руб.

Расчет стоимости сервитута согласно варианту

Для обеспечения доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами согласно варианту имеется необходимость установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами:

- – площадью 2323 кв.м.

- – площадью 668 кв.м.

- – площадью 561 кв.м.

- – площадью 224 кв.м.

- – площадью 2597 кв.м.

Расчет величин периодических платежей за сервитут, установленный на земельные участки

Кадастровые номера Площадь участка, кв.м Площадь сервитута, кв.м. Стоимость сервитута (единовременная выплата) руб. Размер платежа в год, руб. Размер платежа в месяц, руб.

Размер периодических выплат рассчитан из условия совершения платежей на протяжении 49 лет

по 6-му вопросу

Каким наиболее оптимальным и наименее обременительным для правообладателей соседних земельных участков (участка), способом могут быть обеспечены проход и проезд собственника земельных участков с кадастровыми номерами от земель общего пользования (иных территорий, от которых возможны свободный проезд, проход).

В ответе на вопрос были определены варианты доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами Определить какой из них наименее оптимальный и обременительный в объеме имеющейся информации, эксперту не представляется возможным.

по 7-му вопросу

Допустимо ли с учетом применимых ГОСТов, СНиПов, правил, регламентирующих безопасность и организацию дорожного движения, документов планирования территории обеспечение доступа с земельных участков с кадастровыми номерами к земельным участкам с кадастровыми номерами (в том числе обустройство въездов) и, если допустимо, то в каком месте?

В материалах дела отсутствует информация о планируемом использовании земельных участок с кадастровыми номерами Также отсутствует информация, какой транспорт и в каком количестве будет осуществлять проезд по земельным участкам с кадастровыми номерами . В связи с данными обстоятельствами, ответить на представленный вопрос не представляется возможным.

После получения судом вышеуказанного заключения эксперта, Истец уточнил исковые требования и указал цель, для которой необходимо предоставление сервитута: установить в целях круглосуточного беспрепятственного прохода и проезда к земельным участкам Истца с кадастровыми номерами: легкового, грузового автомобильного транспорта (включая в прицепы), строительной и самоходной техники бессрочное право ограниченного пользования (сервитут).

Представитель Истца ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, однако перед судом не было поставлено новых вопросов, которые бы не были исследованы экспертом, однако с учетом уточнения исковых требований, а также с учетом того, что экспертом среди вариантов не был предложен вариант, испрашиваемый Истцом, также с целью недопущения затягивания процесса, суд счел возможным удовлетворить ходатайство Истца частично и назначить по делу дополнительную экспертизу.

Согласно ст.87 ГПК РФ в случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Определением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО25.

Согласно представленному заключению эксперта:

по 1-му вопросу

Каким наиболее оптимальным и наименее обременительным для правообладателей соседних земельных участков (участка), способом могут быть обеспечены проход и проезд легкового, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной и самоходной техники с возможностью маневрирования собственника земельных участков с кадастровыми номерами от земель общего пользования (иных территорий, от которых возможны свободный проезд, проход).

по 3-му вопросу

Каковы площадь и местоположение границ (координаты) части земельного участка (земельных участков), подлежащие обременению сервитутом, с учетом заявленных целей?

Экспертом с учетом результатов проведенного обследования, а также с учетом представленных материалов, была установлена возможность использования существующих и проектируемых дорог, для определения наименее обременительных вариантов обеспечения проезда.

Вариант

- от земель общего пользования далее по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>).

- далее по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- далее по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по существующей грунтовой дороги, находящейся на неразграниченной государственной собственности до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- далее по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- далее по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) и земельному участку с кадастровым номером до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Вариант №2

- от земель общего пользования далее по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- от земельного участка с кадастровым номером по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- от земельного участка с кадастровым номером по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- от земельного участка с кадастровым номером по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- от земельного участка с кадастровым номером по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- от земельного участка с кадастровым номером по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- от земельного участка с кадастровым номером по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до границы земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>)

- по землям неразграниченной государственной собственности до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

- по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

по 2-му вопросу

    Какова рыночная стоимость соразмерной платы владельцу земельного участка за право проход и проезда легкового, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной и самоходной техники с возможностью маневрирования собственника земельных участков с кадастровыми номерами к его земельным участкам?

    Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут.

    Если же наилучшее использование и основные параметры использования земельного участка при добавлении сервитута остаются без изменений, то рассматриваемое обременение не влияет на стоимость земельного участка.

    Реальные убытки, которые вызваны процедурой использования сервитута и установления такого обременения на конкретный земельный участок определяются по принципу сопоставления рыночной стоимости одного квадратного метра земли в той категории, к которой относится участок и той площади участка, которая подвергается обременению;

    Упущенная выгода, возникшая из-за установления сервитута — путем вычисления той суммы денежных средств, которые потерял владелец обремененного участка, когда было установлено такое обременение, если бы он мог использовать участок по-другому, например, сдавать в аренду;

    Размер реального ущерба, который возник из-за того, что на участок было наложено обременение в виде сервитута, которое ограничило возможности использования такого участка и снижение стоимости участка — производится путем сравнения рыночной стоимости конкретного участка с обременением и без такового и вычисление разницы.

    Стоимость сервитута устанавливается путем сложения всех этих оценок.

    В данном случае, исходя из специфики использования участка собственником, установление сервитута не оказывает влияния на наиболее эффективное использование участка и, следовательно, не влияет на его рыночную стоимость. Таким образом, стоимость накладываемого сервитута подлежит определению как стоимость упущенной выгоды.

    В данном случае плата за сервитут определялась соразмерно материальной выгоде по аналогии с арендой.

    Вариант предусматривает наложение сервитута на участки с грунтовым и асфальтовым покрытие, вариант предусматривает наложение сервитута на участки с асфальтовым покрытием. В связи с этим экспертом был произведён расчет стоимости аренды для двух типов участков.

    Расчет стоимости аренда земельного участка с грунтовым покрытием.

    Оценка стоимости права аренды земельных участках с грунтовым покрытием проведена сравнительным подходом, так как на рынке имеются предложения по аренде аналогичной недвижимости. В связи с тем, что информации о ценах сделок отсутствует, были использованы цены предложений о сдаче в аренду земельных участков.

    Основополагающим принципом сравнительного подхода к оценке аренды земельных участков является принцип замещения. Он гласит, что при наличии на рынке нескольких схожих объектов, рациональный инвестор не заплатит больше суммы, в которую обойдется аренда недвижимости, аналогичной полезности.

    В результате проведенного исследования рынка аренды земельных участков и отбора информации с целью повышения ее достоверности был выделен для сравнительного анализа ряд объектов. Вследствие того, что ни один из выбранных объектов не может быть абсолютно идентичен оцениваемому, эксперт пришли к выводу, что сравнению должны подлежать какие-то общие удельные стоимостные показатели, называемые единицами сравнения.

    Обоснование единицы сравнения - для аналогичных объектов недвижимости наиболее подходящей единицей сравнения является стоимость предложения 1 сотка или 1 кв.м. площади земельного участка. Экспертом была выбрана в качестве элемента сравнения стоимость аренды 1 кв.м. участка, как наиболее удобная ля целей данного исследования.

    Оценка аренды земельных участков с применением сравнительного подхода основана на методе сравнения аренды, методе выделения, методе распределения.

    Расчет стоимости аренды объектов оценки сравнительным подходом производится исходя из данных о недавно совершенных сделках или предложениях о аренде земельных участков, сходных с оцениваемым. Поэтому, возможность применения данного подхода основана на сборе и анализе информации о аренде (предложениях) аналогичных или сопоставимых земельных участков, с целью определения величины корректировок величин, влияющих на оценку стоимости аренды.

    Исходя из имеющейся на момент оценки информации, в рамках определения рыночной стоимости аренды объектов оценки сравнительным подходом, воспользуемся методом сравнения аренды (способ оценки аренды типичного участка и единицы сравнения).

    Метод сравнения аренды имеет в своей основе предположение, что благоразумный покупатель за выставленную для аренды недвижимость заплатит не большую сумму, чем стоимость аренды, за которую можно арендовать аналогичный по качеству и пригодности объект.

    Основой применения данного метода является тот факт, что стоимость аренды объекта оценки непосредственно связана с ценой аренды аналогичных объектов. Каждая сопоставимая аренда сравнивается с рассматриваемым объектом недвижимости. В цену сопоставимой аренды вносятся поправки (корректировки), отражающие существенные различия между ними.

    При применении метода прямого сравнительного анализа аренды стоимость аренды объекта оценки определяется путем сравнения с ценами аренды аналогичных объектов. Основой применения данного метода является тот факт, что стоимость аренды объекта оценки непосредственно связана с ценой аренды аналогичных объектов. Каждая сопоставимая аренда сравнивается с оцениваемой недвижимостью. В цену аренды сопоставимого объекта вносятся поправки, отражающие существенные различия между ними.

    При использовании сравнительного подхода Оценщиком были предприняты следующие шаги:

    сбор данных, изучение рынка недвижимости, отбор аналогов из числа сделок аренды и предложений на аренду (публичных оферт);

    проверка информации по каждому отобранному аналогу о цене аренды и запрашиваемой цене, оплате сделки, физических характеристиках, местоположении и иных условиях сделки;

    анализ и сравнение каждого аналога с рассматриваемым объектом недвижимости по времени продажи (выставлению оферты), местоположению, физическим характеристикам и условиям продажи;

    корректировка цен аренды или запрашиваемых цен по каждому аналогу в соответствии с имеющимися различиями между ним и рассматриваемым объектом недвижимости;

    согласование скорректированных цен аналогов и определение показателя стоимости аренды объекта оценки.

    Базой для внесения поправок является цена аренды сопоставимого объекта недвижимости. Если элемент сопоставимой аренды превосходит по качеству тот же элемент в оцениваемом объекте, то делается минусовая поправка, если же уступает - то вносится плюсовая поправка.

    В оценке используются процентные и абсолютные поправки (корректировки).

    Абсолютные денежные поправки (корректировки) изменяют на определенную сумму цену всего объекта, а относительные - лишь одной единицы сравнения.

    Из числа предлагаемых к аренде аналогичных участков на территории г.о. Щелково Московской области были подобраны наиболее сопоставимые аналоги, предложения по аренде земельных участком под складирование и прочие цели при условии аренды различных площадей.

    Корректировка на возможность торга. Анализируя ситуацию на рынке недвижимости, информацию, полученную от сотрудников риэлтерских компаний и других участников рынка, оценщик счёл необходимым внести корректировку на торг. Она связана с тем, что реальные сделки по аренде объектов недвижимости несколько отличаются от цен предложения, т.к. цена оферты, как правило, изначально несколько завышена на так называемый «торг». Значение скидки на торг для аренды земельных участков взята согласно данным сайта Статриелт.

    Учитывая, категория и назначение участков, и их расположение в Московском регионе и небольшую площадь, используем среднее значение корректировки. Корректировка составляет 0,95 применяется ко всем аналогам.

    Корректировка на дату продажи/предложения. В связи с тем, что найденные предложения аренды аналогов соответствуют дате определения стоимости (ноябрь 2022 года), данная корректировка не применялась.

    Корректировка на местоположение. Качество местоположения зависит от близости к экономически активной среде (удаленность от ближайшего экономически развитого района, которая учитывает объемы, стоимость и расстояние грузоперевозок, близость дорог, транспортная доступность, близость к трудовым ресурсам и т.д.).

    Экспертом рассмотрено как общее местоположение, так и локальное. К общему относится местонахождение участков относительно экономически развитых населенных пунктов (областных, районных центров, крупных промышленных, торговых, культурных центров и пр.). Для характеристики локального местоположения участков рассматривается их удаленность относительно городских центров и основных транспортных магистралей.

    Корректировка на расположение относительно "красной линии". Корректировки рыночной стоимости аренды земельных участков на местоположение по отношению к "красной линии" - коэффициенты, выражающие отношения удельных цен предложений аренды земельных участков, расположенных на второй и дальше от улицы линий застройки (или внутри квартала), к удельным ценам предложений объектов, расположенных на линии застройки (Красной линии) улицы (проспекта, площади) с выходом на "красную линию", а также отношения цен предложений объектов, расположенных на второстепенной улице населенного пункта, или внутри земельного массива, к ценам предложений объектов, расположенных на магистральной (транзитной или выездной из города (поселка) с прямым выходом на магистральную улицу, автодорогу.

    В связи с тем, что аналоги расположены вблизи границ <адрес>, а объект оценки, вблизи дачного поселка недалеко от <адрес>, с учетом специфики местоположения и удаленности от основных транспортных магистралей, данная корректировка составила для аналогов – 0,82, для аналога – 0,96

    Корректировка на условия продажи учитывает, на каком типе рынка выставлен объект (открытый рынок, закрытый рынок, на условиях тендера). Корректировка также отражает финансовые, корпоративные, родственные связи «продавец-покупатель». Информация об объектах-аналогах получена из источников массовой информации (печатные издания, специализированные порталы, официальные сайты агентств недвижимости и т.п.), которые предназначены для неограниченного круга потенциальных покупателей, условия продажи / предложения признаются рыночными, а условия финансирования – типичными. То., все сделки проходят в рыночных условиях, данные о каких-либо специальных условиях отсутствуют. Данная корректировка не применялась, так как все аналоги предложены к аренде на обычных условиях.

    Корректировка на передаваемые имущественные права учитывает правовой статус земельного участка. Аналоги принадлежат продавцам на праве собственности. Корректировка не требуется.

    Корректировка на наличие и (или) различие инженерных коммуникаций учитывает суждение о том, что обеспеченность объекта недвижимости инженерными коммуникациями (водопровод, электричество, газ и др.) увеличивает его инвестиционную привлекательность и, как следствие, стоимость.

    При оценке земельных участков учитывается только (не)возможность подключения к коммуникациям. Наличие самих коммуникаций и их характеристики не учитываются. При определении рыночной стоимости аренды земельных участков оценщик также учитывает только возможность подключения к коммуникациям на основе картографических данных об обеспеченности инженерной инфраструктурой района расположения конкретного объекта оценки. У объектов-аналогов коммуникации расположены по границе. Для них поправка, определенная на основании сведений с сайта Статриелт составила 0,7. Аналог не имеет коммуникаций в ближайшем доступе, как и объект оценки, данная корректировка не требуется.

    Метод согласования скорректированных стоимостей аренды объектов аналогов в рамках сравнительного подхода основан на предположении, что чем меньше величина корректировки объекта-аналога, тем этот объект-аналог ближе к оцениваемому объекту. То есть, чем меньше величина корректировки, тем выше весовой коэффициент объекта-аналога. В связи с тем, что к каждому аналогу было применено одинаковое количество корректировок, весовой коэффициент для каждого был принят в размере 1/3

    Корректировке подвергалась стоимость одного кв. метра участков.

    Таким образом, рыночная стоимость сервитута на земельные участки с грунтовым покрытием, составляет:

    - 145 рублей 56 копеек за 1 кв.м. в год

    - 12 рублей 13 копеек за 1 кв.м. в месяц

    Расчет стоимости аренды участка с асфальтовым покрытием

    В связи с тем, что сервитут накладывается с целью обеспечить проход и проезд легкового, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной и самоходной техники с возможностью маневрирования, экспертом были изучены требования, предъявляемые к асфальтовым покрытиям для проезда перечисленных категорий транспортных средств.

    Дорожная одежда может быть различной прочности в зависимости от интенсивности и состава движения, грузонапряженности, расчетной скорости и должна отвечать следующим требованиям: прочность ее должна обеспечивать отсутствие просадок и высокое сопротивление износу; ровность поверхности должна обеспечивать возможность движения с высокими скоростями; шероховатость поверхности должна обеспечивать хорошее сцепление колес автомобиля с покрытием.

    Главными факторами, от которых зависит выбор конструкции дорожной одежды, являются интенсивность и состав движения. Чем больше интенсивность движения автомобилей по дороге, тем быстрее изнашивается покрытие, следовательно, при большой интенсивности движения должно быть устроено более капитальное, прочное и совершенное покрытие. На дорогах с меньшей интенсивностью движения покрытие подвергается меньшему износу и поэтому оно, может быть, облегченного типа. При малой интенсивности движения устраивают покрытия низшего типа.

    Таким образом, для сохранения качества дорожного покрытия при условии проезда по нему грузовых автомобилей (в т.ч. с прицепами) и строительной и самоходной техники, уложенное дорожное покрытие должно соответствовать определенным требованиям, нарушение которых приведет к тому, что собственнику потребуется часто проводить ремонтные работы дорожного покрытия.

    Экспертом были изучены имеющиеся нормативные требования, предъявляемые к асфальтовым дорожным покрытиям, в частности:

    ГОСТ 32960-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения»

    СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги»

    ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»

    ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований»

    ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения»

    ГОСТ Р 59120-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования»

    ГОСТ Р 59628-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Типовые конструкции»

    ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет»

    ГОСТ 33100-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог».

    По результатам изучения указанных документов эксперт пришёл к выводу, что при наложении сервитута на участки с имеющимся асфальтовым покрытием, для поддержания этого покрытия в хорошем состоянии при условии проезда тяжелого транспорта, собственнику потребуется дорожное покрытие, соответствующее нормативным требованиям.

    Расчет стоимости аренды дорожного покрытия производился доходным подходом с элементами затратного (определение полной восстановительной стоимости).

    За базу расчета была принята стоимость строительства 1 кв.м. дорожного покрытия, приспособленного для проезда грузового автотранспорта и строительной техники. Полная восстановительная стоимость 1 кв.м. сооружения определялась расчетным методом с применением программного продукта «ГРАНД-Смета». Расчет произведен в текущих ценах по состоянию на 3 кв.2022г. Московская область. (смета прилагается)

    Стоимость 1 кв.м. дорожного покрытия составила 3686,64 рублей

    Коэффициенты (ставки) капитализации коммерческих объектов недвижимости выражают отношение расчетного годового дохода от сдачи в аренду объектов коммерческой недвижимости к расчетной рыночной стоимости, рассчитанные на основе рыночных данных за истекший квартал. Определяются на основании анализа рыночной информации о доходных объектах, по которым известны арендные ставки, цены предложений продажи и основные технические характеристики.

    Суть коэффициента капитализации в том, что он отражает риски инвестора, связанные с владением недвижимостью в определенный момент времени. Чем выше риски, тем больше коэффициент капитализации.

    Для определена величины ставки капитализации для оцениваемого объекта Экспертом было проведено изучение информации, имеющейся на сайтах организаций, занимающихся аналитической деятельностью и составлением справочной литературы (Статриелт, АФОС и др.). В ходе исследования был найден коэффициент капитализации для аналогичного бизнеса, который составил 13%, или коэффициент 0,13.

    Согласно приведенной выше формуле, величина годового дохода от объекта определяется по формуле: I = V х R

    Таким образом, стоимость годового арендного дохода от эксплуатации сооружения дорога составит:

    3686,64 х 0,13 = 479,26 руб. за 1 кв.м. асфальтовой дороги

    Стоимость месячной арендной платы в расчете на 1 кв.м. дороги составит:

    479,26 / 12 = 39,94 руб.

    Таким образом, стоимость сервитута на земельные участки с асфальтовым покрытием составляет:

    - 479 рублей 26 копеек за 1 кв.м. в год

    - 39 рублей 94 копеек за 1 кв.м. в месяц

    Расчет стоимости сервитута по варианту

Кадастровые номера Тип покрытия Стоимость 1 кв.м. сервитута в год, руб. Площадь сервитута, кв.м. Итого стоимость сервитута на участок в год, руб. Итого стоимость сервитута на участок в месяц, руб.

    Расчет стоимости сервитута по варианту

Кадастровые номера Тип покрытия Стоимость 1 кв.м. сервитута в год, руб. Площадь сервитута, кв.м. Итого стоимость сервитута на участок в год, руб. Итого стоимость сервитута на участок в месяц, руб.

Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1 статьи 64 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-0-0, от 18 декабря 2007 года \ 888-0-0, от 15 июля 2008 года 465-0-0 и др.).

При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Заключение экспертизы получено в соответствии с нормами ГПК РФ, является относимым и допустимым доказательством по делу, оснований не доверять заключению эксперта, имеющего соответствующую квалификацию и опыт работы, у суда не имеется. Эксперт имеет высшее специальное образование. Заключение эксперта мотивировано, имеется ссылка на специальную литературу, сделан подробный анализ осмотра объекта. Осмотр объекта производился на месте, что свидетельствует об объективности выводов, данных экспертом в указанном заключении. Заключение экспертизы и дополнительное заключение экспертизы сторонами не оспорено.

В судебное заседание Истец и представитель Истца не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Ответчик, Дмитрюк И.С. и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Представитель ответчика ООО «Кедр» Печененко В.В., действующая на основании доверенности (копия в деле), оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», действующий на основании доверенности (копия в деле), возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица: Бондаренко К.Н., Зотова И.В., Сурин К.А., Чикина И.О. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. ст. 167-169 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании установлено, что Косарев ФИО18 является собственником земельного участка с кадастровым номером , местоположением: <адрес> площадь: 5 626 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером: местоположением: <адрес> площадь: 13 697 кв.м.

Принадлежащие Истцу земельные участки не имеют отдельного прохода и проезда на улицу общего назначения. При проведении межевых работ кадастровый инженер установил, что проход и проезд к принадлежащим Истцу земельным участкам может быть осуществлен только через смежные земельные участки, принадлежащие Ответчикам, являющимся собственниками соседних земельных участков и собственниками земельных участков, располагающихся в непосредственной близости от принадлежащих истцу земельных участков.

Из представленных документов, на основании которых формировались границы земельного участка с кадастровым номером (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ), усматривается что доступ к нему должен обеспечиваться с земель общего пользования расположенных с восточной стороны земельного участка.

При обследовании было выявлено, что указанная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ дорога, отсутствует. Однако доступ со стороны земель неразграниченной государственной собственности с юго-восточной стороны земельного участка, обеспечен.

При исследовании документа на основании которого формировались границы земельного участка с кадастровым номером (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 6 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного <адрес> усматривается что доступ к земельному участку с кадастровым номером (в межевом плане ) с земель общего пользования.

Из схемы расположения земельных участков, которая является частью межевого плана, усматривается что доступ к земельному участку с кадастровым номером (в межевом плане должен осуществляться с юго-восточной стороны участка (на момент обследования там расположен земельный участок с кадастровым номером а также с западной стороны участка (на момент обследования там расположен земельный участок с кадастровым номером

Таким образом, из проведенных исследований следует, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами должен быть обеспечен с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером с земель неразграниченной государственной собственности.

Экспертом представлены варианты установления истребуемого сервитута и представлен расчет стоимости сервитута с учетом качества и материалов дорожного полотна, а также с учетом целей использования сервитута Истцом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 274 ГК РФ Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 № 11248/11, сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

Пункт 3 статьи 274 ГК РФ предполагает исследование судом по иску лица, требующего установления сервитута всех возможных путей проезда к недвижимому имуществу (господствующей вещи) и не ограничивает количество таких альтернативных вариантов. Задачей суда является выбор варианта, наиболее экономичного (менее затратного) для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственников служащего земельного участка, то есть соблюдение баланса интересов сторон (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 № 16033/12).

Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 510-О-О, от 24.09.2012 № 1562-О, от 02.07.2013 № 1046-О).

Вариант дополнительного заключения эксперта: Проезд через <данные изъяты> затрагивает интересы всех собственников двух поселков (<данные изъяты> что составляет более 800 человек, так как оба поселка имеют охраняемую территорию со шлагбаумами, контрольно-пропускные пункты. Следовательно организация сквозного проезда по данным территориям нарушает безопасность указанных поселков, также экспертом указано на несоответствие проезда действующим нормам и правилам.

Также, стоимость сервитута по варианту Дополнительного заключения эксперта существенно выше стоимости Варианта Дополнительного заключения эксперта, что соблюдает интересы Истца.

Довод представителя ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» об отнесении проездов по землям неразграниченной государственной собственности к землям ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» не нашел подтверждения, в материалы дела таких документов не предоставлено. Экспертом проведено сопоставление границ ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» с фактическими границами сервитута и установлено отсутствие ограничений для использования права проезда по таким землям.

В соответствии с п. 1, 2 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 (далее -Требования), деятельность по строительству/обустройству/обслуживанию дорог относится к производственной деятельности, а не к социально-экономической деятельности.

Также обустройство дороги, право проезда/прохода не нарушает режим особой охраны национального парка, установленного ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также принцип презумпции экологической безопасности, предусмотренный вышеназванными Требованиями.

Правовой режим территории ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» регулируется положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В силу пункта 4 статьи 15 Закона об ООПТ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Пунктом 6 статьи 15 Закона об ООПТ установлено, что пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органами исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 (редакция от 11.11.2015) «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

В соответствии с подпунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

    Принятие Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ введена статья 3.5 в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающая порядок согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.

В силу пункта 2 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, при отсутствии оснований для возврата указанного заявления, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если согласование схемы не требуется.

Случаи, когда согласование схемы расположения земельного участка не требуется, установлены пунктом 10 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ.

Прежде всего, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в тех случаях, когда сведения о границах лесничеств (лесопарков) (далее - лесничества) внесены в реестр границ ЕГРН либо на территории муниципального образования, в границах которого расположен образуемый на основании схемы расположения земельный участок, отсутствуют лесничества. До 1 октября 2017 г. региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает такую информацию в сети "Интернет" (пункт 12 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ).

    Суд принимает во внимание данные, установленные судебной землеустроительной экспертизой. Земли особо-охраняемых территорий были приведены в соответствие с ЕГРН, на момент рассмотрения спора, истребуемый земельный участок является неразграниченной государственной собственностью без каких-либо ограничений в использовании.

Относительно требования Истца об отнесении всех понесенных расходов и издержек на Ответчиков:

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О государственной регистрации недвижимости" В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе в случае, если такой доступ может быть обеспечен путем установления сервитута.

При сопоставлении актуальных данных публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/), а также результатов обследования, которое проводилось на основании определения Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными.

Из представленных документов, на основании которых формировались границы земельного участка с кадастровым номером (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ), усматривается, что доступ к нему должен обеспечиваться с земель общего пользования расположенных с восточной стороны земельного участка.

При обследовании выявлено, что указанная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ дорога, отсутствует. Однако доступ со стороны земель неразграниченной государственной собственности с юго-восточной стороны земельного участка, обеспечен.

При исследовании документа, на основании которого формировались границы земельного участка с кадастровым номером (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 6 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного <адрес> усматривается, что доступ к земельному участку с кадастровым номером (в межевом плане ) с земель общего пользования.

Из схемы расположения земельных участков, которая является частью межевого плана, усматривается что доступ к земельному участку с кадастровым номером (в межевом плане должен осуществляться с юго-восточной стороны участка (на момент обследования там расположен земельный участок с кадастровым номером ), а также с западной стороны участка (на момент обследования там расположен земельный участок с кадастровым номером ).

Таким образом, из проведенных исследований следует, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами должен быть обеспечен с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером с земель неразграниченной государственной собственности.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из содержания данной статьи Кодекса следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.

В то же время, по смыслу названной нормы, судебные расходы подлежат отнесению на ответчика лишь в том случае, если заявитель вынужден обратиться в суд с соответствующим заявлением вследствие незаконного, недобросовестного поведения ответчика (действия, бездействия), повлекшего возникновение судебного спора.

В данном случае в действиях Ответчиков незаконного, недобросовестного поведения не было.

Истец не воспользовался вариантом доступа к своим земельным участкам, предусмотренным при образовании участков, самостоятельно не обустроил проход и проезд к своему земельному участку в соответствии с межевым планом, что в свою очередь послужило основанием для обращения в суд и рассмотрения настоящего судебного дела.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком»

При этом под оспариванием прав истца ответчиками следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, о наличии претензий ответчика на предмет спора. Постановление Президиума Московского областного суда от 10.10.2018 N 414 по делу N 44г-244/2018

Ответчики, не возражали против удовлетворения исковых требований, их процессуальная позиция не способствовала несению истцом судебных расходов на экспертизу и на представителя, к понесенным истцом судебным расходам никакого отношения они не имеют. Аналогичный вывод закреплен в Постановлении Президиума Московского областного суда от 10.10.2018 N 411 по делу N 44г-240/2018.

Аналогичная позиция закреплена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.06.2018 N 4-КГ18-32.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» п. 1., если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или не наступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ ).

Письмом Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации», в п. 8 которого судам было разрешено применять положения ст. 10 ГК РФ по собственной инициативе.

В п. 5 Информационного письма № 127 обозначена цель применения рассматриваемой статьи, и это – «не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления».

Требования Косарева ФИО19 о возложении судебных расходов по оплате государственной пошлины и судебных издержек на Дмитрюка И.С., ООО «Кедр» - подлежат отклонению, как необоснованные.

На основании изложенного, с учетом экспертных заключений, требования Косарева С.В. об установлении сервитута, законны, подлежат удовлетворению согласно экспертному заключению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковые требования Косарева ФИО20 к Дмитрюку ФИО21 ООО «Кедр» об установлении сервитута - удовлетворить

Установить право постоянного бессрочного прохода (частный сервитут) для обеспечения прохода и проезда легкового, грузового автомобильного транспорта (включая прицепы), строительной и самоходной техники с возможностью маневрирования собственника земельных участков с кадастровыми номерами по варианту Дополнительной судебной экспертизы:

- от земель общего пользования далее по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы земельного участка с кадастровым номером

- далее по земельному участку с кадастровым номером (по асфальтовому покрытию) до границы с земельным участком с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>)

- далее по земельному участку с кадастровым номером (по грунтовому покрытию) до земель неразграниченной государственной собственности (по линии <данные изъяты>

- далее по землям неразграниченной государственной собственности до границ с земельными участками с кадастровыми номерами (по линии <данные изъяты>)

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

- далее по существующей грунтовой дороге, находящейся на неразграниченной государственной собственности до границы земельного участка с кадастровым номером (по линии <данные изъяты>

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Координаты поворотных точек сервитута, накладываемого на земельный участок с кадастровым номером

Номер точки Координаты, м Номер точки Координаты, м
X Y X Y

Определить стоимость устанавливаемого частного сервитута:

Кадастровые номера Тип покрытия Стоимость 1 кв.м. сервитута в год, руб. Площадь сервитута, кв.м. Итого стоимость сервитута на участок в год, руб. Итого стоимость сервитута на участок в месяц, руб.

Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Требования Косарева ФИО22 о возложении судебных расходов по оплате государственной пошлины и судебных издержек на Дмитрюка ФИО23, ООО «Кедр»- подлежат отклонению.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                           Э.В. Адаманова

2-2859/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косарев Сергей Владимирович
Ответчики
Дмитрюк Игорь Станиславович
Другие
Чикина Ирина Олеговна
Зотова Ирина Владимировна
Бондаренко Кирилл Николаевич
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров"
Шабакаев Дамир Альбертович
ООО "Кедр"
Сурин Кирилл Александрович
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Адаманова Элла Вячеславна
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Подготовка дела (собеседование)
12.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2022Предварительное судебное заседание
30.08.2022Производство по делу возобновлено
30.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее