Дело № 3а-47/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 февраля 2017 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания П.Н.В
с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Д.М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ диплом № регистрационный номер №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту – ООО <данные изъяты> Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты>.
Административный иск мотивирован тем, что земельный участок принадлежит Обществу на праве собственности, за что он платит земельный налог, зависящий от его кадастровой стоимости, размер которой составляет <данные изъяты>. и существенно превышает его рыночную стоимость, чем затрагивает права и обязанности административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Д.М.А. действующая на основании доверенности, поддержала требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № надлежит на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – ДД.ММ.ГГГГ
Административные ответчики – Правительство Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР), а также заинтересованные лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР), Администрация <данные изъяты> были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явились.
Представитель Управления Росреестра по УР представила в суд письменные пояснения о том, что они не возражают против удовлетворения требований Общества, и установленная судом кадастровая стоимость будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, просила рассмотреть административное дело без их участия.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное дело рассмотрено судом в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ООО <данные изъяты> подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований является обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьёй 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам административного дела, ООО <данные изъяты> принадлежит <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> на основании дополнительного соглашения от <адрес> № к <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись о регистрации.
Данные обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 03 июля 2016 года, с изменениями от 05 июля 2016 года) (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия).
При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением Комиссии или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия отклонила поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО <данные изъяты> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по причине несоответствия представленного Отчёта об оценке требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (л.д.11-12).
Суд установил, что кадастровая стоимость учтённого земельного участка с кадастровым номером № сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) ДД.ММ.ГГГГ определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее по тексту – Постановление №) и составляет <данные изъяты>
Данный размер кадастровой стоимости земельного участка является актуальным на момент обращения административного истца в суд.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника земельного участка, Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> (л.д.13-40).
Кроме того, административный истец представил в суд положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ на Отчёт об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ составленное Саморегулируемой организацией оценщиков <данные изъяты> членом которого является оценщик (л.д.41-52).
Согласно кадастровой справке от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определённой в соответствии с Постановлением №, внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, после чего его кадастровая стоимость не изменялась (л.д.8).
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является учтённым, кадастровая стоимость которого определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №).
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равный <данные изъяты> установленный Отчётом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение земельного налога, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, как его собственника, следовательно, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения данного лица в Комиссию.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения даны в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30 июня 2015 года.
Согласно материалам административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определённый Постановлением № №, был внесён в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, а с соответствующим заявлением в Комиссию ООО <данные изъяты> обратилось ДД.ММ.ГГГГ то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определённая в рамках настоящего административного дела, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являвшейся предметом настоящего оспаривания (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № категория земель: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 февраля 2017 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Г.Р. Багаутдинова