Дело № 2-427/2024
УИД 61RS0031-01-2024-000502-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года ст. Егорлыкская
Егорлыкский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.
при секретаре Григоровой А.Н.
с участием старшего помощника прокурора Егорлыкского района Акиншина М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области, в интересах Тяпкиной Ирины Валерьевны к администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о взыскании суммы, израсходованной за прохождение предварительного медицинского осмотра,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области, действуя в интересах Тяпкиной Ирины Валерьевны, обратился в суд с иском к администрации Войновского сельского поселения о взыскании суммы, израсходованной за прохождение предварительного медицинского осмотра, указывая на то, что Тяпкина И.В. состоит в трудовых отношениях с администрацией Войновского сельского поселения Егорлыкского района в должности специалиста первой категории с ДД.ММ.ГГГГ года. В 2023 году Тяпкиной И.В. пройден предварительный медицинский осмотр при приеме на работу, за прохождение которого она понесла расходы в размере 3500 рублей. Данная сумма ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не выплачена. Указанные выше обстоятельства подтверждаются заявлением Тяпкиной И.В., копией трудового договора, материалами проверки.
В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачу заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, устанавливает Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года № 984н.
Согласно ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований). В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственников (учредителем), а также работодателей - казенных
предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16.2 Федерального закона № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения внутригородского района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета.
Статьей 18 указанного закона предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет
средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, основанием для подачи заявления прокурором является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. От Тяпкиной И.В. в прокуратуру района поступило заявление о защите ее нарушенных прав в сфере трудовых отношений, что позволяет прокурору района обратиться в суд с заявлением в интересах Тяпкиной И.В.
На основании вышеизложенного прокурор Егорлыкского района Ростовской области просит суд взыскать с администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в пользу Тяпкиной Ирины Валерьевны сумму, израсходованную за прохождение предварительного медицинского осмотра в размере 3500 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Егорлыкского района Акиншин М.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Тяпкина Ирина Валерьевна о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в назначенное судом время не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.58).
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в назначенное судом время представитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признаёт в полном объеме (л.д.59).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в интересах которого подан иск и представителя ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав прокурора, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Пунктом 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Частью 6 статьи 214 ТК РФ предусмотрена обязанность работника проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 213 ТК РФ предварительный и периодический медицинские осмотры проводятся за счет работодателя.
Таким образом, из абз. 14 ч. 3 ст. 214, ч. 9 ст. 220 ТК РФ следует, что расходы на прохождение медосмотра несет работодатель.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи и форма заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службы или ее прохождению, установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими. Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения". Настоящий Порядок определяет правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
Как следует из материалов дела, Тяпкина И.В. работает в администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено копией трудового договора № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.11-15).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор Егорлыкского района Ростовской области указывает на то, что при поступлении на работу на муниципальную службу Тяпкина И.В. в силу ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» вынуждены была пройти предварительный медицинский осмотр, за прохождение которого она понесла расходы в размере 3500 рублей, что подтверждено договором на оказание платных медицинских услуг № № от ДД.ММ.ГГГГ года и актом об оказании услуг № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.18,19).
Судом установлено, что 13 июня 2024 года Тяпкина И.В. обратилась в прокуратуру Егорлыкского района с заявлением об оказании содействия по взысканию понесенных ею затрат в связи с прохождением медицинского осмотра при трудоустройстве в администрацию Войновского сельского поселения (л.д.9), поскольку работодатель самостоятельно денежные средства не возвращает.
На основании данного заявления прокуратурой Егорлыкского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результатам которой был установлен факт нарушения администрацией Войновского сельского поселения Егорлыкского района требований ст.ст. 214, 220 ТК РФ (л.д.7-8, 9).
Согласно письму администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области от 14 июня 2024 года № №, компенсация за прохождение Тяпкиной И.В. медицинского осмотра при поступлении на муниципальную службу, не выплачивалась (л.д.10).
Таким образом, принимая во внимание, что Тяпкина И.В. прошла предварительный медицинский осмотр, оплатив его стоимость в размере 3500 рублей за счет собственных средств, в то время как в силу положений ч. 8 ст. 213 ТК РФ предварительный медицинский осмотр проводится за счет средств работодателя, на дату рассмотрения настоящего гражданского дела сумма в размере 3500 рублей, израсходованная Тяпкиной И.В. за прохождение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу, ответчиком в добровольном порядке не выплачена, что ответчиком не оспаривается (л.д.59), то суд признает заявленные прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд.
При этом, в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация сельского поселения также освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Егорлыкского района Ростовской области, в интересах Тяпкиной Ирины Валерьевны к администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области о взыскании суммы, израсходованной за прохождение предварительного медицинского осмотра, удовлетворить.
Взыскать с администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области (ИНН №, ОГРН №) в пользу Тяпкиной Ирины Валерьевны возмещение расходов за пройденный предварительный медицинский осмотр в размере 3500 (три тысячи пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Пивоварова
Мотивированное решение составлено – 22 июля 2024 года.