Решение по делу № 21-216/2020 от 22.06.2020

Судья Седлецкий А.В.

№21-216/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

22 июля 2020 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каскад» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 24 января 2020 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 03 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Каскад»,

установил:

постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 24 января 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Беломорского районного суда РК от 03 июня 2020 г., ООО «Каскад» с учетом применения положений ч.2 ст.3.4, ст.4.1.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление должностного лица и решение судьи законный представитель ООО «Каскад» Якимов О.Е. просит их отменить и прекратить производство по данному делу ввиду отсутствия события инкриминируемого деяния, мотивируя свои доводы ошибочным применением субъектами административной юрисдикции положений действующего законодательства к возникшим правоотношениям и фактическим предоставлением региональным оператором в спорный период времени услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заслушав объяснения защитника Александрова О.М., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 ст.8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей после совершения вменяемого административного правонарушения и улучшающей положение юридического лица) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ст.1 которого обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Исходя из положений п. 4 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

На основании п.4 раздела I Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п.5 раздела I).

В силу требований ст.3, ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, включающий в себя перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

На основании Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р, с 01 января 2019 г. введен запрет на захоронение отходов бумаги и полимеров, которые подлежат обязательной утилизации в целях извлечения из них полезных компонентов для их повторного применения.

Пунктом 2 Приложения к приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 №81 установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия для продовольственных магазинов в размере 81,008 кг/год.

На основании соглашения, заключенного 19 февраля 2018 г. между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ООО «(...)», с 01 мая 2018 г. на территории Республики Карелия осуществлен переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и определен региональный оператор по обращению с такими отходами в лице ООО «(...)».

Из материалов дела следует, что при проверке поступивших 07 июня 2019 г. из ООО «(...)» в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия сведений о нарушении ООО «Каскад» законодательства в области обращения с отходами производства и потребления выявлен факт осуществления юридическим лицом торговой деятельности в отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с установлением нарушения ООО «Каскад» в процессе своей деятельности требований действующего законодательства в затронутой сфере 12 декабря 2019 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 24 января 2020 г. хозяйствующий субъект признан виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, основаны на фактических обстоятельствах настоящего дела и собранных доказательствах, которые получили надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Доказательства объективной невозможности соблюдения юридическим лицом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого противоправного деяния, не установлены.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Доводы жалобы, сводящиеся к отсутствию в рассматриваемом случае события правонарушения, состоятельными признать нельзя, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.1 ст.8.2 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения и возложенным на хозяйствующий субъект обязанностям, и обстоятельств наличия неустранимых сомнений в виновности юридического лица не усматривается.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (п.6 ст.24.7 Федерального закона
«Об отходах производства и потребления»).

Поскольку таких обстоятельств в рамках производства по настоящему делу об административном правонарушении не установлено, в силу приведенного выше правового регулирования на ООО «Каскад» возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, которым является ООО «(...)».

Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность постановления должностного лица и судебного акта, жалоба не содержит.

Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса, и несогласие привлекаемого лица с толкованием и применением норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, поводом для отмены обжалуемых актов служить не может.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 24 января 2020 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 03 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Каскад» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья

Н.А.Колбасова

21-216/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Каскад"
Другие
Александров Олег Маратович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
23.06.2020Материалы переданы в производство судье
25.06.2020Судебное заседание
22.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее