Решение по делу № 33-342/2024 от 05.03.2024

Председательствующий – Ватутина А.А. дело № 33-342/2024

номер материала в суде первой инстанции 13-7/2023

УИД 02RS0002-01-2019-001000-95

строка статистического отчета 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2024 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Романова В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Володиной Е.С., рассмотрев материал по частной жалобе администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» на определение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 10 января 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 23 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-870/2019 до 01 января 2026 года,

УСТАНОВИЛ:

представитель администрации МО «Кош-Агачский район» Тохтонова В.С. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу №2-870/2019. Заявление мотивировано тем, что в настоящее время решение суда исполнено частично, за счет местного бюджета разработан проект рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенном в западной части кадастрового квартала , территория Ортолыкского сельского поселения. Согласно проекту на ликвидацию и рекультивацию свалки требуются денежные средства в размере не менее 26907 461 рублей. С целью исполнения решения суда в полном объеме администрация МО «Кош-Агачский район» обратилась в Правительство Республики Алтай об оказании финансовой помощи в реализации проектов по ликвидации и рекультивации свалок на территории Кош-Агачского района, на что получен отказ. Администрация МО «Кош-Агачский район» не располагает денежными средствами в размере 26907461 рубль, что препятствует исполнению решения суда. Кроме того во исполнение решений суда необходимо ликвидировать и рекультивировать 8 свалок, на которые необходимо потратить в общей сложности 130466402 рубля. Согласно дорожной карте по ликвидации и рекультивации свалок на территории МО «Кош-Агачский район», разработанной и утвержденной 30.04.2023 года, начало работ по ликвидации и рекультивации свалки – 30.07.2027 года, конец – 30.11.2027 года. В дополнении ссылается на то, что на момент принятия судом решения о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации свалки, а затем ликвидации и рекультивации свалки, то есть в 2019 году, действовал Федеральный закон от 25.12.2018 года №483-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространялся на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи, то есть на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, каковым является вышеуказанная свалка, до 01.01.2023 года. В настоящий момент законодатель запрет на использование объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющих документации, снял до 01.01.2026 года (п. 2.1 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ссылается на п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, согласно которому до 01.01.2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Также ссылается на то, что причиной, существенно затрудняющей исполнение решение суда в полном объеме, является ликвидация МКУ «Транспортное строительное учреждение» МО «Кош-Агачский район», занимавшегося вопросами ликвидации и рекультивации свалок на территории МО «Кош-Агачский район». Назначение его правопреемника, который будет продолжать работу по ликвидации и рекультивации свалок на территории Кош-Агачского района, то есть продолжать исполнение решение суда, потребует времени, связанного с созданием и регистрацией учреждения.

Суд вынес вышеуказанное определение, об отмене которого в частной жалобе просит представитель администрации МО «Кош-Агачский район» Тохтонова В.С. Жалоба мотивирована тем, что судом неправильно применены положения Федерального закона от 19.12.2022 года №519-ФЗ. Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. В настоящее время решения суда исполнено в части, разработан проект ликвидации и рекультивации свалки, что не принято судом во внимание. Причиной, существенно затрудняющей исполнение решения суда в полном объеме, является ликвидация МКУ «Транспортное строительное учреждение» МО «Кош-Агачский район». Имущественное положение должника также является одним из оснований для предоставления отсрочки, администрация МО «Кош-Агачский район» не располагает денежными средствами в сумме 26907461 рубль. Судом не принят во внимание тот факт, что ранее на основании решения суда от 05.10.2015 года свалка приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства. Исполнение решения суда от 2015 года не позволило исполнить решение суда от 23.12.2019 года в полном объеме.

В письменных возражениях на частную жалобу помощник прокурора Кош-Агачского района Яндикова Н.Ю. просит в удовлетворении частной жалобы отказать, определение оставить без изменения.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ настоящая жалоба рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Информация о движении настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Алтай (http://vs.ralt.sudrf.ru/).

Обстоятельств, предусмотренных абз. 2 ч. 3 ст. 333 ГПК РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.

Изучив представленные материалы дела, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 23.12.2019 года исковые требования прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга к администрации МО «Кош-Агачский район» о понуждении к выполнению законных требований удовлетворены. На администрацию МО «Кош-Агачский район» возложена обязанность: по разработке проекта рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенным в западной части кадастрового квартала ; по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенным в западной части кадастрового квартала в срок до 01.01.2023 года.

27.11.2023 года исполнительный лист серии ФС № направлен для исполнения в Кош-Агачский РОСП УФССП России по Республике Алтай, 01.12.2023 года возбуждено исполнительное производство №

Сведения об исполнении решения суда в полном объеме в материалах дела отсутствуют.

Администрация МО «Кош-Агачский район» обратилась в суд с настоящим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.01.2026 года.

Разрешая заявление, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе представленные администрацией МО «Кош-Агачский район» обращение администрации МО «Кош-Агачский район» года в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Хорохордина О.Л. №1187 от 26.04.2023 года, ответ Министерства финансов Республики Алтай от 26.05.2023 года, проектную документацию, утвержденную дорожную карту по рекультивации и ликвидации свалок на территории МО «Кош-Агачский район» от 30.04.2023 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, указав, что представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о том, что решение суда будет исполнено в полном объеме до 01.01.2026 года, указав о формальном действии должника не направленном на реальное исполнение решения суда.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, сделанными с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства прав участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Ст. 13 ГПК РФ закреплено, что вступившие в законную силу решения суда, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Положения приведенных норм выступают процессуальной гарантией надлежащего и своевременного исполнения, вступившего в законную силу судебного постановления, в том числе при возникновении обстоятельств, затрудняющих такое исполнение.

По смыслу указанных норм права возможность отсрочки исполнения решения суда предусматривается при обстоятельствах, свидетельствующих об уважительности причин невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, данные причины должны носить объективный и исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Заявитель, обратившийся к суду с требованием о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения.

Учитывая вышеуказанные нормы права, судья суда апелляционной инстанции полагает, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в будущем по истечении времени, представленного для отсрочки исполнения решения суда, реально наступят события и обстоятельства, способствующие исполнению судебного решения, как и обстоятельств, обуславливающих невозможность исполнения решения суда в настоящее время.

Приведенные заявителем в обоснование обстоятельства предоставления отсрочки о наличии безусловных оснований для ее предоставления не свидетельствуют.

При этом предоставление заявителю отсрочки исполнения решения до 01.01.2026 года приведет к затягиванию исполнения решения и к существенному нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в интересах которого предъявлен иск.

Ссылка заявителя на изменения, внесенные в ч. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступившие в силу 10.01.2023 года, согласно которым до 01.01.2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов, также не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку согласно указанной норме такие объекты могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, не может служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Доказательств обращения администрации МО «Кош-Агачский район» в уполномоченный орган с заявлением о возможности использования вышеуказанного объекта для размещения твердых коммунальных отходов и включения такого объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории МО «Кош-Агачский район» заявителем не представлено.

Напротив, из приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 22.08.2023 года № 273-Д усматривается, что свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенном в западной части кадастрового квартала , территория Ортолыкского сельского поселения, отсутствует в списке объектов, включенных в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, само по себе включение объектов размещения твердых коммунальных отходов в перечень согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда.

Предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями, а также конституционного требования о сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. 75.1) - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Вопреки доводам частной жалобы судья суда апелляционной инстанции полагает, что недостаточность денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения. Отсутствие необходимого объема финансирования не является исключительным обстоятельством, безусловно ведущим к отсрочке исполнения решения.

Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о наличии факторов, препятствующих исполнению судебного решения, не представлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого определения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330, 333, 334 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 10 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья В.Н. Романова

Председательствующий – Ватутина А.А. дело № 33-342/2024

номер материала в суде первой инстанции 13-7/2023

УИД 02RS0002-01-2019-001000-95

строка статистического отчета 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2024 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Романова В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Володиной Е.С., рассмотрев материал по частной жалобе администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» на определение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 10 января 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 23 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-870/2019 до 01 января 2026 года,

УСТАНОВИЛ:

представитель администрации МО «Кош-Агачский район» Тохтонова В.С. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу №2-870/2019. Заявление мотивировано тем, что в настоящее время решение суда исполнено частично, за счет местного бюджета разработан проект рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенном в западной части кадастрового квартала , территория Ортолыкского сельского поселения. Согласно проекту на ликвидацию и рекультивацию свалки требуются денежные средства в размере не менее 26907 461 рублей. С целью исполнения решения суда в полном объеме администрация МО «Кош-Агачский район» обратилась в Правительство Республики Алтай об оказании финансовой помощи в реализации проектов по ликвидации и рекультивации свалок на территории Кош-Агачского района, на что получен отказ. Администрация МО «Кош-Агачский район» не располагает денежными средствами в размере 26907461 рубль, что препятствует исполнению решения суда. Кроме того во исполнение решений суда необходимо ликвидировать и рекультивировать 8 свалок, на которые необходимо потратить в общей сложности 130466402 рубля. Согласно дорожной карте по ликвидации и рекультивации свалок на территории МО «Кош-Агачский район», разработанной и утвержденной 30.04.2023 года, начало работ по ликвидации и рекультивации свалки – 30.07.2027 года, конец – 30.11.2027 года. В дополнении ссылается на то, что на момент принятия судом решения о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации свалки, а затем ликвидации и рекультивации свалки, то есть в 2019 году, действовал Федеральный закон от 25.12.2018 года №483-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространялся на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи, то есть на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, каковым является вышеуказанная свалка, до 01.01.2023 года. В настоящий момент законодатель запрет на использование объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющих документации, снял до 01.01.2026 года (п. 2.1 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ссылается на п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, согласно которому до 01.01.2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Также ссылается на то, что причиной, существенно затрудняющей исполнение решение суда в полном объеме, является ликвидация МКУ «Транспортное строительное учреждение» МО «Кош-Агачский район», занимавшегося вопросами ликвидации и рекультивации свалок на территории МО «Кош-Агачский район». Назначение его правопреемника, который будет продолжать работу по ликвидации и рекультивации свалок на территории Кош-Агачского района, то есть продолжать исполнение решение суда, потребует времени, связанного с созданием и регистрацией учреждения.

Суд вынес вышеуказанное определение, об отмене которого в частной жалобе просит представитель администрации МО «Кош-Агачский район» Тохтонова В.С. Жалоба мотивирована тем, что судом неправильно применены положения Федерального закона от 19.12.2022 года №519-ФЗ. Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. В настоящее время решения суда исполнено в части, разработан проект ликвидации и рекультивации свалки, что не принято судом во внимание. Причиной, существенно затрудняющей исполнение решения суда в полном объеме, является ликвидация МКУ «Транспортное строительное учреждение» МО «Кош-Агачский район». Имущественное положение должника также является одним из оснований для предоставления отсрочки, администрация МО «Кош-Агачский район» не располагает денежными средствами в сумме 26907461 рубль. Судом не принят во внимание тот факт, что ранее на основании решения суда от 05.10.2015 года свалка приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства. Исполнение решения суда от 2015 года не позволило исполнить решение суда от 23.12.2019 года в полном объеме.

В письменных возражениях на частную жалобу помощник прокурора Кош-Агачского района Яндикова Н.Ю. просит в удовлетворении частной жалобы отказать, определение оставить без изменения.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ настоящая жалоба рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Информация о движении настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Алтай (http://vs.ralt.sudrf.ru/).

Обстоятельств, предусмотренных абз. 2 ч. 3 ст. 333 ГПК РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.

Изучив представленные материалы дела, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 23.12.2019 года исковые требования прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга к администрации МО «Кош-Агачский район» о понуждении к выполнению законных требований удовлетворены. На администрацию МО «Кош-Агачский район» возложена обязанность: по разработке проекта рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенным в западной части кадастрового квартала ; по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенным в западной части кадастрового квартала в срок до 01.01.2023 года.

27.11.2023 года исполнительный лист серии ФС № направлен для исполнения в Кош-Агачский РОСП УФССП России по Республике Алтай, 01.12.2023 года возбуждено исполнительное производство №

Сведения об исполнении решения суда в полном объеме в материалах дела отсутствуют.

Администрация МО «Кош-Агачский район» обратилась в суд с настоящим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.01.2026 года.

Разрешая заявление, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе представленные администрацией МО «Кош-Агачский район» обращение администрации МО «Кош-Агачский район» года в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Хорохордина О.Л. №1187 от 26.04.2023 года, ответ Министерства финансов Республики Алтай от 26.05.2023 года, проектную документацию, утвержденную дорожную карту по рекультивации и ликвидации свалок на территории МО «Кош-Агачский район» от 30.04.2023 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, указав, что представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о том, что решение суда будет исполнено в полном объеме до 01.01.2026 года, указав о формальном действии должника не направленном на реальное исполнение решения суда.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, сделанными с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства прав участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Ст. 13 ГПК РФ закреплено, что вступившие в законную силу решения суда, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Положения приведенных норм выступают процессуальной гарантией надлежащего и своевременного исполнения, вступившего в законную силу судебного постановления, в том числе при возникновении обстоятельств, затрудняющих такое исполнение.

По смыслу указанных норм права возможность отсрочки исполнения решения суда предусматривается при обстоятельствах, свидетельствующих об уважительности причин невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, данные причины должны носить объективный и исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Заявитель, обратившийся к суду с требованием о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения.

Учитывая вышеуказанные нормы права, судья суда апелляционной инстанции полагает, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в будущем по истечении времени, представленного для отсрочки исполнения решения суда, реально наступят события и обстоятельства, способствующие исполнению судебного решения, как и обстоятельств, обуславливающих невозможность исполнения решения суда в настоящее время.

Приведенные заявителем в обоснование обстоятельства предоставления отсрочки о наличии безусловных оснований для ее предоставления не свидетельствуют.

При этом предоставление заявителю отсрочки исполнения решения до 01.01.2026 года приведет к затягиванию исполнения решения и к существенному нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в интересах которого предъявлен иск.

Ссылка заявителя на изменения, внесенные в ч. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступившие в силу 10.01.2023 года, согласно которым до 01.01.2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов, также не является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку согласно указанной норме такие объекты могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, не может служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Доказательств обращения администрации МО «Кош-Агачский район» в уполномоченный орган с заявлением о возможности использования вышеуказанного объекта для размещения твердых коммунальных отходов и включения такого объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории МО «Кош-Агачский район» заявителем не представлено.

Напротив, из приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 22.08.2023 года № 273-Д усматривается, что свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером площадью 68714 кв.м, расположенном в западной части кадастрового квартала , территория Ортолыкского сельского поселения, отсутствует в списке объектов, включенных в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, само по себе включение объектов размещения твердых коммунальных отходов в перечень согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда.

Предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями, а также конституционного требования о сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. 75.1) - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Вопреки доводам частной жалобы судья суда апелляционной инстанции полагает, что недостаточность денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения. Отсутствие необходимого объема финансирования не является исключительным обстоятельством, безусловно ведущим к отсрочке исполнения решения.

Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о наличии факторов, препятствующих исполнению судебного решения, не представлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого определения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330, 333, 334 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 10 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья В.Н. Романова

33-342/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кош-Агачского района
Ответчики
Администрация МО "Кош-Агачский район"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
06.03.2024Передача дела судье
27.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее