Решение по делу № 2-84/2024 от 04.03.2024

Дело № 2-84/2024

75 RS 0006-01-2024-000094-80

    РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    село Акша    18 апреля 2024 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ленхобоева Ц.Г., при секретаре Кравцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Акшинского района в интересах Поповой М.В. к Администрации Акшинского муниципального округа Забайкальского края об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Акшинского района обратился с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Акшинского муниципального округа Забайкальского края законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в связи с поступившим обращением Поповой М.В., которая указала, что вблизи ее дома по адресу: <адрес> лежат бетонные плиты, по которым лазят дети, кидают камни, стекло и мусор в окна ее дома. Ранее она обращалась в администрацию Акшинского муниципального округа с просьбой убрать указанный объект, однако ее обращение было проигнорировано. По сведениям Администрации Акшинского муниципального округа от 11.01.2024г., бетонные плиты являются частью коллектора очистных сооружений, которые были построены, но не введены в эксплуатацию и принадлежали районному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства, которое реорганизовано в 1999 году.

    В результате проведенной прокуратурой Акшинского района проверки установлено, что на территории Акшинского района Забайкальского края рядом с земельным участком по адресу<адрес> имеется бесхозяйное имущество – часть коллектора очистных сооружений. В результате осмотра вышеуказанный бесхозяйный объект отнесен к недвижимому имуществу, поскольку имеется основополагающий признак недвижимой вещи – фундамент. Указанный объект не поставлен на учет и в муниципальной собственности Акшинского муниципального округа не находятся.

    Просит обязать Администрацию Акшинского муниципального округа Забайкальского края в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: часть коллектора очистных сооружений, расположенную по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник и.о. прокурор Акшинского района Пушкарев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Материальный истец Попова М.В. исковые требования поддерживает.

Ответчик Администрация Акшинского муниципального округа Забайкальского края о судебном заседании извещена, явку представителя не обеспечила.

    Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

    Согласно п. 3, 4, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).

Учет имущества в качестве бесхозяйного осуществляется в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 (далее - Порядок).

Находящееся на территории муниципального образования бесхозяйная недвижимость принимается на учет органом госрегистрации прав на недвижимое имущество. Для этого орган местного самоуправления подает соответствующее заявление в орган госрегистрации прав на недвижимое имущество. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника или его собственник неизвестен (п. 3 ст. 225 ГК РФ, ч. 1, п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона о госрегистрации недвижимости, п. п. 2, 5, 10 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 (далее - Порядок), п. 30 Правил предоставления документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила).

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются (п. 10 Порядка):

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ. Этот документ используется, если заявление представляется в соответствии с п. 30 Правил.

В силу ст.1, подп. «г, и, о» части 2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", орган местного самоуправления должен принимать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 24.01.2024года прокуратурой Акшинского района по обращению Поповой М.В. была проведена проверка соблюдения администрацией Акшинского муниципального округа законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой было установлено, что на земельном участке рядом с земельным участком по адресу <адрес> расположена часть коллектора очистных сооружений. Администрация Акшинского муниципального округа длительное время не принимает мер к постановке данного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества, тем не менее данный объект является потенциально опасным, может служить местом пребывания на нем третьих лиц, в том числе несовершеннолетних граждан.

     26.01.2024года по указанному факту в адрес администрации Акшинского муниципального округа прокуратурой района внесено представление.

В ответ на представление, администрацией Акшинского муниципального округа от 09.02.2023г. указано, что в реестр муниципального имущества Акшинского муниципального округа объект «коллектор очистных сооружений», расположенный по адресу: <адрес> не включен, следовательно муниципальной собственностью не является. Процедура постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества данного объекта недвижимого имущества будет проведена в 2024году при наличии денежных средств в местном бюджете на изготовление технической документации на объект.

Также 11.01.2024г. администрацией Акшинского муниципального округа по факту нахождения бетонных плит по адресу <адрес>, дан ответ, что бетонные плиты являются частью коллектора очистных сооружений, которые были построены, но не введены в эксплуатацию и принадлежали районному производственному объединению ЖКХ, РПО ЖКХ было реорганизовано в 1999году.

В судебное заседание, ответчиком был представлен Акт межведомственной комиссии по оценке технического состояния нежилого здания (бывшее здание очистных сооружений), согласно которому в результате проведенного осмотра установлено, что здание полностью разрушено, на месте развалин присутствует строительный мусор, фундамент не прослеживается, на остатках фундамента видна часть железобетонных плит.

    По сведениям Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, а также часть коллектора очистных сооружений по адресу: <адрес> – отсутствуют в реестре и не являются собственностью Забайкальского края.

    По информации КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр», сведения по вышеуказанным объектам недвижимости в архивном фонде Учреждения отсутствуют.

    По сведениям Межрегионального территориального управления Росимуществом в Забайкальскому крае и Республике Бурятия, информация по вышеуказанным объектам в реестре федерального имущества отсутствует.

Согласно ответа администрации Акшинского муниципального округа, очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, а также часть коллектора очистных сооружений по адресу: <адрес>

не включены в реестр муниципального имущества Акшинского муниципального округа.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом"О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 11.1 ст. 2, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", локальное очистное сооружение представляет собой сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).

Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 416-ФЗ).

    Из материалов дела следует, что на территории Акшинского муниципального округа было выявлено недвижимое имущество с признаками бесхозяйного имущества – часть коллектора очистных сооружений по адресу: <адрес>.

    Из Акта проверки проведенной прокуратурой Акшинского района от 24.01.2024года, следует что у данного сооружения имеется основополагающий признак недвижимой вещи – фундамент.

В силу вышеуказанных положений закона, спорный объект? в отношении которого заявлены требования, относится к недвижимому имуществу, поскольку является составной частью инженерных сооружений (очистных сооружений), имеет фундамент, расположен под землей и прочно связан с ней, его перемещение без нанесения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

Вместе с тем, администрацией Акшинского муниципального округа Забайкальского края в нарушение требований ст. 225 ГК РФ мер к постановке части коллектора очистных сооружений на учет, как бесхозяйного имущества, принято не было.

Поскольку наличие выявленных фактов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе Поповой М.В. на безопасные условия проживания, может в свою очередь привести к безответственному отношению эксплуатации недвижимого имущества, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Акшинского района в интересах Поповой М.В. к Администрации Акшинского муниципального округа Забайкальского края об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.

    Обязать Администрацию Акшинского муниципального округа (ИНН 7501000389 ОГРН 1027500507176) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества:

    - часть коллектора очистных сооружений, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Акшинский районный суд.

В окончательной форме решение составлено 26 апреля 2024 года.

Судья:

2-84/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Мария Вячеславовна
Прокурор Акшинского раойна
Ответчики
Администрация Акшинского муниципального округа
Суд
Акшинский районный суд Забайкальский края
Судья
Ленхобоев Цырен Геннадьевич
Дело на сайте суда
aksha.cht.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее