Дело № 2-4635/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 15 декабря 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Бутакове Д.К.,
с участием: прокурора Центрального района г. Хабаровска Демидовой А.В.,
представителя ответчика Шубиной А.Н.,
законного представителя Колесниченко Е.В. - Колесниченко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г. Хабаровска действующего в интересах Колесниченко Владимира Анатольевича, Колесниченко Екатерины Владимировны к администрации г. Хабаровска об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещении, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г.Хабаровска, общей площадью не менее 36 кв.м.,
установил:
<адрес> обратился в суд в интересах в интересах ФИО1, ФИО2 с вышеуказанным иском к администрации <адрес> об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещении, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте <адрес>, общей площадью не менее 36 кв.м., в обосновании указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 и ФИО3 о нарушении жилищного законодательства, а также законодательства о защите прав инвалидов должностными лицами администрации <адрес>. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом и страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н (Код заболевания G40.8). Согласно сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО3 инвалидом не является, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом с основным заболеванием: детский церебральный паралич, однако заболевание, которым ребенок страдает не включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанная семья принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма и включена в общий список граждан, состоящих на указанном учете. ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Несмотря на обращение в администрацию <адрес> жилое помещение ему не предоставлено. Согласно ответа администрации <адрес> ФИО1 и члены его семьи имеют право на предоставление жилого помещения при подходе очереди по общему списку. Поскольку у ФИО1 имеется тяжелая форма хронического заболевания, при которой последний имеет право на дополнительную жилую площадь, и при которой невозможно его совместное проживание в одной квартире с иными гражданами, заявителю должно быть предоставлено отдельное жилое помещение на условиях социального найма в пределах <адрес> в виде отдельной квартиры общей площадью 36 кв.м. (18+18). Кроме того, установлено, что совместно с ФИО1 проживает его дочь ФИО2 которая является ребенком – инвалидом, и для передвижения использует инвалидную коляску. Вместе с тем, жилое помещение, в котором она проживает не соответствует потребностям лиц с ограниченными возможностями и не оборудовано соответствующими приспособлениями потребностям инвалида. Прокуратурой <адрес> по данному факту, мэру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. Несмотря на обращение ФИО3, представление прокурора в котором прямо указано на проведение обследование рабочей группой муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, осмотр мест общего пользования многоквартирного жилого <адрес> и <адрес> до настоящего времени не произведен. Допущенные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами администрации <адрес> и влекут нарушение прав граждан, являющихся инвалидами на получение отдельного жилого помещения, на беспрепятственный доступ к жилому помещению, а также препятствуют в получении инвалидом иного жилого помещения в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36 кв.м. Обязать администрацию <адрес> провести обследование <адрес> жилого <адрес> в <адрес> в которой проживает инвалид ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С учетом представленного заявления об уточнении исковых требований, прокурор <адрес> просит обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила. Не поддержала требования об обязании провести обследование <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, так как такое обследование администрацией <адрес> было проведено и принято заключение на основании обследования.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 - ФИО3 поддержала доводы прокурора, сославшись на обоснованность и законность исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, законного представителя несовершеннолетней, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
В связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) с ДД.ММ.ГГГГ действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Данная позиция закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно частям 3-5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что решениями Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлен факт проживания ФИО1, ФИО3, ФИО2 в <адрес> по адресу: <адрес>.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом и страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н (Код заболевания G40.8). Согласно сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом с основным заболеванием: детский церебральный паралич.
Семья ФИО11 проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Согласно поквартирной карточки, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживают и временно зарегистрированы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, собственником жилого помещения является ФИО6
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № у ФИО7 отсутствуют в ЕГРН сведения о правах и объектах недвижимости.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № у ФИО2 отсутствуют в ЕГРН сведения о правах и объектах недвижимости.
В соответствии со справкой № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом третьей группы, срок инвалидности установлен бессрочно.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 наблюдается в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» с 1995 года. Состоит на диспансерном учете врача невролога. Имеет первичную инвалидность 3 группы с 2017 года. Имеет диагноз с кодом заболевания G40.0.
Согласно извещения управления жилищного фонда и приватизации жилья Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 с составом семьи три человека признана малоимущей.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 с составом семьи (включая супруга – ФИО1, дочь – ФИО2) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ответом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются администрацией <адрес> по договорам социального найма гражданам, признанным малоимущими, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь ФИО3 на состав семьи три человека в общем списке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «<адрес>» - №.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в одной квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к которым отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Как уже было установлено ранее ФИО8 имеет диагноз с кодом заболевания G40.0.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.2 ст.50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При указанных обстоятельствах ФИО1 как инвалид, который относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилых условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущими гражданами по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Более того в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указано, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>» жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются: гражданам, нуждающимся в получении жилых помещений, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, определенным пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и абзацем первым статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу подп.1 ст. 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Тогда как по настоящему делу жилье должно быть предоставлено инвалиду, вставшему на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жилым помещением подлежит финансированию за счет муниципальных органов.
При этом, согласно положениям ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 55, 60,61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Согласно ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу ч. 2 названной статьи по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При этом норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, состоящей из двух и более человек и 20 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
В силу ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одним из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Поскольку ФИО1, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, принят на учет постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, страдает хроническим заболеванием, указанным в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, суд признает обоснованными исковые требования о предоставлении ФИО1 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, находящегося в черте <адрес>, общей площадью, определенной с соблюдением нормы предоставления – 20 кв.м.
Согласно правовой позиции Верховного Суда, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца к администрации <адрес> обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не соглашается с требованиями прокурора о предоставлении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения квартиры общей площадью не менее 36 кв.м. в связи с дополнительной жилой площадью, на основании следующего.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, к которым отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Однако при сопоставлении кода заболевания, в связи с которым ФИО1 состоит на диспансерном учете, и кодов заболеваний, поименованных в перечне, утвержденном приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, заболевание, имеющееся у ФИО1 с кодом G40.0 (МКБ-10) не входит в указанный перечень, в связи с чем требования прокурора о предоставлении ФИО1 дополнительной жилой площади заявлены не обосновано и удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя ответчика о том, что в заключении врачебной комиссии в отношении ФИО1 не содержится записи о том, что заболевание, которым страдает ФИО1 входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, отклоняются судом, поскольку ФИО1 имеет заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в заключении указан код заболевания, который можно сопоставить с №, отсутствие такой записи в заключении врачебной комиссии не может служить основанием для отказа больному в установлении данного факта.
Рассматривая требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности провести обследование <адрес> жилого <адрес> в <адрес> в которой проживает инвалид ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые прокурор не поддержал, однако не отказался от требований в этой части, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).
Из буквального содержания приведенных норм федерального закона следует, что непригодными для проживания признаются жилые помещения не только многоквартирных домов, но и частного жилищного фонда, в том числе на предмет его приспособления с учетом потребностей инвалидов подлежит оценке как общее имущество в многоквартирном доме, так и приспособленные к таким потребностям занимаемые ими жилые помещения.
Согласно пункту 1 Положения оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).
Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Согласно пункту 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
Подпунктами "д" и "е" пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:
- выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
- перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
Согласно пункту 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "б" пункта 17 Правил.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 21 Правил).
Из анализа приведенных норм права следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, произведен осмотр жилого помещения инвалида (<адрес>), расположенного с многоквартирном <адрес> в <адрес> на соответствие требованиям, предусмотренных Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов, в отношении инвалида – ребенка ФИО2, 2007 года рождения.
На основании указанного обследования межведомственной комиссией принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес> непригодным для проживания инвалида ФИО2
Таким образом, администрацией <адрес> выполнены требования законодательства по обследованию жилых помещений, в которых проживают инвалиды на соответствие таких помещений Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов. В связи с чем требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 36 ░░.░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 20 ░░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░:_____________________
(░.░. ░░░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
_______________(░░░10)
«____»_____________2021 ░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>