ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5120/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 апреля 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 2 октября 2020 г., апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 2 декабря 2020 г. об изменении способа и порядка исполнения решения по делу № 13-360/2020 (2-1627/2013) (УИД 04RS0007-01-2013-001941-62) по иску Васильева Сергея Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия о возмещении вреда,
установил:
решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2013 г. (с учетом определения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 8 августа 2013 г., от 4 октября 2013 г. о разъяснении решения суда), вступившим в законную силу, в пользу Васильева Сергея Викторовича (далее по тексту – Васильев С.В.) с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, за счет казны Российской Федерации, взыскано возмещение вреда здоровью 84 269,85 рублей, расходы на услуги нотариуса в размере 400 рублей, всего 84 669,85 рублей. Возложена обязанность взыскивать с Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, в пользу Васильева С.В. ежемесячно компенсацию по возмещению вреда здоровью, связанную с утратой трудоспособности с 1 января 2013 г. в размере 2 542,05 рублей с последующей индексацией с учетом уровня инфляции.
Исполнительный лист о взыскании возмещения вреда в размере 84 669,85 рублей исполнен. Решение о присуждении ежемесячных платежей находилось на исполнении Министерства финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Улан- Удэ от 20 июня 2013 г., заменив Минфин России на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, указав, что исполнительный лист по данному делу был направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 2 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 2 декабря 2020 г., заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменения способа и порядка исполнения решения удовлетворено. Изменен способ и порядок исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2013 г. по делу № 2-1627/2013 по иску Васильева С.В. к Министерству финансов Российской Федерации в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Васильева С.В. ежемесячно компенсации по возмещению вреда здоровью, связанной с утратой трудоспособности с 1 января 2013 г. в размере 2 542,05 рублей с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, заменен Минфин России на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872.
Фонд социального страхования Российской Федерации обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 2 октября 2020 г., апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 2 декабря 2020 г.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что возложение на Минфин России, а с 2020 г. на Фонд, обязанности по выплате капитализированных повременных платежей с указанием на применение к этим платежам механизма индексации, противоречит установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, выдаваемых на основании вступившего в законную силу судебного постановления по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, а также противоречит положениям статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, которыми не предусмотрена индексация капитализированных повременных платежей при их выплате Минфином России, что прямо указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 81-КГ16-6. Судом апелляционной инстанции не исследованы обстоятельства того, что согласно пункту 2 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, с выплатой капитализированных повременных платежей, прекращается соответствующее обязательство должника, из чего следует, что объем капитализированных повременных платежей рассчитывается на весь период получения гражданином повременных капитализированных платежей и обязательства Российской Федерации по выплате повременных капитализированных платежей прекращаются с расходованием этой суммы, не дана оценка доводам Фонда, изложенным в отзыве от 22 сентября 2020 г., тем самым нарушены нормы материального и процессуального права
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2020 г.
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Разрешая спор и удовлетворяя заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты производимые Минфином России Васильеву С.В. в счет возмещения вреда здоровью, не являются капитализированными и не могут быть переведены на Фонд, именно Минфин России должен исполнять решение суда являются несостоятельными, поскольку из приведенных нормативных положений и разъяснений по их применению следует, что с 1 января 2020 г. функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, а передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду. С 1 января 2020 г. Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на Фонд обязанности по индексации ежемесячных сумм основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения заявления, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 2 октября 2020 г., апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 2 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова