Дело № 2-4299/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 11 сентября 2019 года
Центральный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Жуковой О.С.,
при секретаре Герасимовой О.П.,
с участием истца Лосевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лосевой Т.И. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов на отопление и освещение,
УСТАНОВИЛ:
Лосева Т.И. обратилась в суд с названным выше иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области, указав, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ГБУЗ «Тюльганская РБ», проживает в сельской местности и пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. С ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости. За период с 01.01.2016г. по 31.12.2018 ей за отопление было начислено 75 541,20 руб., за электроэнергию – 9 602,90 руб. За указанный период ей была выплачена компенсация в размере 20 950,54 руб. Таким образом считает, что ею не дополучена компенсация в размере 64 193,56 руб. Просит взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате освещения и отопления жилого помещения в сумме 64 193,56 руб.
Определением от 21.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена ГБУЗ «Тюльганская районная больница».
Определением от 11.09.2019г. прекращено производство по гражданскому делу по иску Лосевой Т.И. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов за отопление и освещение в части требований за период с 01.01.2016г. по 31.12.2017г. в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Истец Лосева Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что не понимает отказа, т.к. ранее ей льгота предоставлялась и она ею пользовалась, в том числе по решению суда. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Тюльганская районная больница» Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29.06.2004 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное положение Основ признано утратившим силу с 01.01.2005 года.
Таким образом, до 01.01.2005г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшийся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П, следует, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Конституционный суд РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П указывает, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу статей 1, 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Данным Законом установлена мера социальной поддержки указанным работникам в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01.01.2007 г. – в размере 155 рублей.
При этом, делегируя субъектам РФ права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, федеральный законодатель в части 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ установил, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшийся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Положения статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12.01.2005г. № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» были предметом оценки Верховного Суда РФ, который в своем Определении от 23.09.2009г. № 47-Г09-45 установил, что данные нормы не противоречат федеральному законодательству, в частности статье 153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и статье 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004г. не уменьшился, в пришел к выводу о том, что установив компенсацию расходов на льготы специалистам областных государственных учреждений, работающим в сельской местности в сумме 120 рублей, а с 01 января 2007г. в сумме 155 рублей в месяц Закон области положения граждан не ухудшил.
Оценив названные нормативные акты в их совокупности, суд пришел к выводу, что работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории Оренбургской области, вправе претендовать только на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Оренбургской области от 12.01.2005г. № 1772/301-III-ОЗ, в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 155 рублей. Указанный вывод полностью согласуется с действующим законодательством, обстоятельствами дела.
Согласно копии трудовой книжки, Лосева Т.И. работала в ГУЗ «Тюльганская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., уволена в связи с сокращением штатов. ДД.ММ.ГГГГ. вновь принята на работу в приемный покой на должность медсестры в ГБУЗ «Тюльганская РБ», ДД.ММ.ГГГГ. уволена на основании п.3 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Согласно удостоверению № и справке УПФР в Сакмарском районе Оренбургской области, Лосева Т.И. является пенсионером в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, и назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представлены справки о расчетах за потребленную электроэнергию и газ за период с 01.01.2016г. по 31.12.2017г. в размере 6 105,22 руб., с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 3 497,68 руб. и за отопление с 01.01.2016 по 31.12.2018 в размере 75 541,20 руб.
Из справок ГБУЗ «Тюльганская районная больница» усматривается, что льготой по выплате 155 руб. в месяц по оплате за отопление и освещение Лосева Т.И. не пользовалась с 2016г., и в рассматриваемый период 2018г. также их не получала.
По справке о регистрации № от 22.07.2019 и свидетельства о праве собственности Лосева Т.И. проживает и имеет в собственности <адрес> Оренбургской области.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г.Оренбурга исковые требования прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах Лосевой Т.И. о взыскании компенсации удовлетворены частично, взыскано с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Лосевой Т.И. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение) за период с 01.07.2013 по 27.03.2014 включительно в размере 10 183,30 руб. за счет средств субъекта РФ – Оренбургской области.
Решение вступило в законную силу 19.05.2015.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г.Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г.Оренбурга от 11.04.2018, в удовлетворении исковых требований Лосевой Т.И. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение) за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 отказано.
Решение вступило в законную силу 12.05.2018.
Согласно ч.1 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства установленные вступившими в законную силу решениями судов не доказываются вновь.
Таким образом, судом установлено, что Лосева Т.И. проживает в сельской местности, являлась работником здравоохранения до 27.03.2014, однако в настоящее время не работает, является пенсионером по старости. Таким образом, применяется законодательство, действующее в настоящее время, при этом она получала предусмотренную ранее действовавшим законодательством компенсацию до момента увольнения в марте 2014г., теперь же утратила право на получение компенсации за отопление и освещение в полном объеме.
Данный вывод полностью согласуется с действующим законодательством, и никак не противоречит положениям Определения Конституционного Суда РФ от 07.02.2007г. № 383-0-П, поскольку оно распространяется только на тех граждан, которые пользовались льготами до их отмены либо изменения, и сохранили тот же непрерывный статус после таких отмены или изменения.
Вышедшие на пенсию медработники пользовались этими же льготами в соответствии с п. 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», который предусматривал, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Указанное постановление признано недействующим на территории Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 г. № 625 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Феде актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год».
Какими-либо иными нормативно-правовыми актами вопросы предоставления 100% льгот по оплате жилья с отоплением и освещением вышедшим на пенсию медработникам урегулированы не были, действующим в настоящее время законодательством указанные льготы для данной категории также не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, Лосева Т.И. пользуется мерой социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, выплачиваемой Центром социальной поддержки населения (филиал в Тюльганском районе Оренбургской области) и за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 Лосева Т.И. получила компенсацию в сумме 7058,20 руб. (справка № от 22.07.2019г.).
В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Аналогичная норма предусмотрена в п.3 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Как разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018), Правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как позволяющее выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Поскольку Лосева Т.И. уже получает меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по собственному выбору по иному законодательству – через Центр социальной поддержки, она не может получать аналогичную льготу по другому нормативному акту.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований Лосевой Т.И. о взыскании в ее пользу расходов по оплате отопления и освещения с Министерства здравоохранения Оренбургской области за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Судебные расходы ввиду их отсутствия и отказа в иске распределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Лосевой Т.И. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов на отопление и освещение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.С. Жукова
Решение принято в окончательной форме 16 сентября 2019 года.