Решение по делу № 2а-3182/2021 от 21.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    17 июня 2021 года                    г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ РБ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре судебного заседания Жаповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фролова М. А. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ «Росжилкомплекс») в лице его территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с административным иском, Фролов М.А. просит признать незаконными действия ФГКУ «Росжилкомплекс» МО РФ (далее Учреждение), действующего в лице его территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный», связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и принять к рассмотрению документы Фролова М.А.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Фролов обратился ФГКУ «Росжилкомплекс» МО РФ в лице его территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» с заявлением о принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ Учреждение направило Фролову уведомление о предоставлении документов, недостающих для разрешения жилищного вопроса. ДД.ММ.ГГГГ Фролов получил указанное уведомление и ДД.ММ.ГГГГ он отправил в адрес Учреждения недостающие документы. Однако ДД.ММ.ГГГГ Фролов получил решение Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства по причине не предоставления заявителем запрошенных документов. Фролов считает решение незаконным, поскольку в срок, предусмотренный уведомлением Учреждения, он направил недостающие документы. Учреждение до окончания срока для предоставления недостающих документов принял решение об отказе в постановке на учет.

В судебное заседание административный истец Фролов М.А. не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца адвокат Белозор О.Н., действующий на основании ордера, административный иск поддержал и суду дал пояснения аналогичные содержанию иска.

Представитель административного ответчика ФГКУ «Росжилкомплекс» в лице территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела. Неявка представителя не препятствует рассмотрению дела.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).

Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы в том числе по состоянию здоровья составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 приведенной статьи).

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О), что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.

Из дела следует, что Фролов М.А. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по контракту с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

По приказу от ДД.ММ.ГГГГ Фролов М.А. уволен с военной службы, по приказу командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части на основании п.п «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по состоянию здоровья.

ДД.ММ.ГГГГ Фролов обратился ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в лице его 6 отдела (г. Улан-Удэ) с заявлением о принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждение, рассмотрев заявление Фролова, направило ему почтовым отправлением уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 30-дневный срок со дня получения уведомления дополнительных документов: заявления о признании нуждающимся в жилом помещении по форме приложения к Правилам признания военнослужащих-граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 г. № 1768, уведомление об изменении сведений в ранее представленных документах, копию свидетельства о рождении Фролова М.А., справку из ЗАГСа о заключении брака с Безруковой Е.Л., копию свидетельства о расторжении брака с Безруковой Е.Л., копию свидетельства о заключении брака с Фроловой Т.О., копии свидетельств о рождении и паспортов Фроловой Т.О., Фролова Н.И., Глейх Д.А., выписку из домовой книги по регистрации по адресу воинской части <адрес> выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки и финансовые лицевые счета на жилое помещение по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Фролов получил указанное уведомление и ДД.ММ.ГГГГ он экспресс доставкой с описью вложения направил в адрес Учреждения недостающие документы.

Согласно приказу Министра обороны РФ от 06.11.2020 г. № 583 «О реорганизации ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ» (ФГАУ «Росжилкомплекс») ФГКУ «Востокрегионжилье» реорганизовано в форме присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс»), с 01.01.2021 г. создан филиал «Восточный» и территориальный отдел «Улан-Удэнский».

Согласно решению территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ Фролову М.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства, по причине не предоставления заявителем запрошенных документов.

    Указанное решение является незаконным, не соответствующим требованиям Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 во исполнение требований Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих» об обеспечении военнослужащих социальными гарантиями, и нарушающим права административного истца Фролова М.А. на рассмотрение его требования о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

    Как следует из пункта 1 указанной Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) с приложением документов, перечень которых приведен в данной Инструкции.

Согласно п. 5 названной Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.

    В абзаце втором и пятом п. 5 Инструкции определено, что если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы, в случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, уполномоченным органом нарушены требования названной Инструкции, направленные на создание наиболее благоприятных условий для реализации жилищных прав военнослужащих, так как заключаются в создании условий для исправления недостатков, препятствующих постановке на соответствующий учет в установленном порядке, без возвращения военнослужащему его заявления, что сокращает время принятия итогового решения по данному вопросу.

Фролову было направлено уведомление о предоставлении недостающих документов, указанных в Инструкции, с указанием срока предоставления документов в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, уведомление Фролов получил ДД.ММ.ГГГГ и направил недостающие документы ДД.ММ.ГГГГ

Однако до истечения срока предоставления документов административным органом принято решение по существу заявленного требования об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.

В связи с изложенным действия административного органа по принятию решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, нарушающим права заявителя, для восстановления нарушенного права следует обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Фролова о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Фролова М. А. удовлетворить.

Признать действия ФГКУ «Росжилкомплекс» МО РФ, действующего в лице его территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный», по принятию решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконными.

Обязать ФГКУ «Росжилкомплекс» МО РФ в лице его территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» рассмотреть заявление Фролова М. А. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья:                                         А.Д. Бунаева

2а-3182/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Фролов Михаил Александрович
Ответчики
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" (комплекса) Министерства обороны РФ (ФГКУ "Росжилкомплекс" территориальный отдел "Улан-Удэнский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Бунаева А.Д.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
21.05.2021Регистрация административного искового заявления
21.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2021Подготовка дела (собеседование)
03.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее