Судья - Пономарева Л.В.
Дело № 7-1486/2018 (21-852/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 сентября 2018 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием законного представителя Дульцевой Л.И., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Союстова А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Администрации Тихановского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края Дульцевой Ларисы Ивановны на решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 24 июля 2018 г., постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 7 июня 2018 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Тихановского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Пермскому краю) от 7 июня 2018 г. № 07-02-07/157-Ю Администрация Тихановского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края (далее - Администрация Тихановского сельского поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Кунгурского районного суда Пермского края от 24 июля 2018 г. принятым по результатам пересмотра дела по жалобе законного представителя Дульцевой Л.И., постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 7 июня 2018 г. № 07-02-07/157-Ю изменено, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снижен размер административного штрафа до 200000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель Администрации Тихановского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края Дульцева Л.И. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда, указывая на то, что свалка на спорном земельном участке является санкционированной, срок для ликвидации данного объекта установлен до 2030 года. Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Законодательством не предусмотрены мероприятия и требования по улучшению и охране земель категории промышленности, то есть доказательства вины Администрации Тихановского сельского поселения не представлены. Полагает, что при рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения.
Законный представитель Администрации Тихановского сельского поселения Дульцева Л.И., в судебном заседании в краевом суде, жалобу поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
В судебном заседании в краевом суде представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Союстова А.А., полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, Администрация Тихановского сельского поселения является правообладателем (постоянное (бессрочное) пользование) земельного участка с кадастровым номером ** по адресу: Пермский край, Кунгурский район, 250 м восточнее д. Теплая, общей площадью 8040 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для организации площадки под размещение (хранение) твердых бытовых отходов.
При проведении 21 марта 2018 г. должностным лицом Управление Росприроднадзора по Пермскому краю обследования данного участка в ходе рейдовой проверки по соблюдению природоохранного законодательства выявлено отсутствие обваловки, аншлагов запрещающих размещение мусора и отходов, территория свалки не огорожена, при этом имеются следы автомашин, из-под снега видны отходы срубленного кустарника, полиэтилен, отходы пластика, доски и прочий бытовой мусор. С восточной стороны свалки в 30-50 м расположен лесной массив.
Указанное свидетельствует о невыполнении Администрацией Тихановского сельского поселения установленных требований и обязательных мероприятий по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и о ненадлежащем контроле указанного лица за защитой земель от негативного воздействия.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, включая акт обследования территории от 21 марта 2018 г., фототаблицу к нему. Доказательств опровергающих указанные выше обстоятельства в материалы дела Администрацией Тихановского сельского поселения не представлено.
Поскольку на спорном земельном участке требования законодательных норм в области природопользования Администрацией Тихановского сельского поселения не выполнялись, должностное лицо административного органа и согласившийся с ними судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что совершенное Администрацией Тихановского сельского поселения деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в связи с чем обоснованность привлечения к административной ответственности сомнений не вызывает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Тихановского сельского поселения не представлены доказательства отсутствия возможности для соблюдения правил и норм в области природоохранного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером **, а также того, что ею были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Относительно доводов об отсутствии у Администрации Тихановского сельского поселения обязанности по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, они основаны на ошибочном толковании норм материального права, включая положения пункта 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 г. № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края» и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», по совокупности которых за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный с использованием формулировки «участие», введен к формальному участию сельского поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования сельским поселением требований природоохранного законодательства. Приведенные в жалобе нормы действующего законодательства не содержат запрета для органов местного самоуправления (сельских поселений) как для осуществления властно-распорядительных функций в области обращения с отходами, так и осуществления деятельности по обращению с отходами.
Кроме того, Администрация Тихановского сельского поселения является правообладателем спорного участка, в силу чего на ней лежит непосредственная обязанность по эксплуатации земельного участка в соответствии с действующим законодательством и соответственно соблюдения природоохранного законодательства.
Обоснованно не приняты должностным лицом, судьей городского суда доводы о том, что свалка твердых бытовых отходов, размещенная на спорном земельном участке, является санкционированной, имеется паспорт объекта, поскольку участок эксплуатируется без учета вида его разрешенного использования - организация площадки под размещение (хранение) твердых бытовых отходов, которое является временным, сведения о включении объекта в государственный реестр объектов размещения отходов отсутствуют, а пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов). Оснований для иной оценки доказательств и установленных по делу обстоятельств, на основании которых судья городского суда пришел к выводу о необоснованности рассматриваемых доводов жалобы, не имеется.
Также подлежат отклонению как необоснованные доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку земельный участок не находится на землях сельскохозяйственного назначения. Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагая соответствующие обязанности на собственников и пользователей земельных участков, не ставит их исполнение в зависимость от категории земель, что свидетельствует о необходимости соблюдения требований установленных данной нормой независимо от категории земель.
В примечании к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.
Учитывая, что Администрация Тихановского сельского поселения является собственником земельного участка, соответственно является ответственным лицом за осуществление контроля по размещению на нем отходов, факт которого выявлен 21 марта 2018 г., то есть уже после закрытия свалки, что указывает на непринятие указанным лицо достаточных мер для соблюдения природоохранного законодательства.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях выразившихся в нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении не является нарушением, влияющим на законность привлечения Администрации Тихановского сельского поселения к административной ответственности, поскольку такие сроки пресекательными не являются.
Правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов о виновности Администрации Тихановского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, доводы жалобы не содержат, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда при рассмотрении жалобы и получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, доводы жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятых по делу актов.
Постановление о привлечении Администрации Тихановского сельского поселения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Администрации Тихановского сельского поселения в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Тихановского сельского поселения допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для изменения, отмены решения судьи городского суда, постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 24 июля 2018 г., постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 7 июня 2018 г. № 07-02-07/157-Ю оставить без изменений, жалобу законного представителя Администрации Тихановского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края Дульцевой Л.И. - без удовлетворения.
Судья