УИД: 03RS0007-01-2022-005189-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-4179/2022
14 сентября 2022 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахаевой О.С.,
с участием прокурора Ракши Ю.Е.,
представителей ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет» Саитова М.М., Галяутдиновой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет» об устранении нарушений законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Советского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет» (далее – ФГБОУ ВО «БашГАУ», университет) об устранении нарушений законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, указав в обоснование иска с учетом уточнений, что прокуратурой района во исполнение п.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении противопожарной безопасности в образовательных учреждениях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ФГБОУ ВО «БашГАУ».
Проверкой реализации мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности в ФГБОУ ВО «БашГАУ» установлено, что в нарушение ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностными лицами университета не выполняются предписания должностных лиц пожарной охраны, выносимые Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан (далее – ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, значительная часть нарушений по обеспечению противопожарной безопасности не устраняется.
По предписанию ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан ... от < дата > университетом не выполнен пункт ... из-за недостатка финансирования, по предписанию ... от < дата > – пункты ..., 10.
В связи с невыполнением в установленный срок (< дата >) предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от < дата > ... государственного инспектора ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ привлечено ответственное лицо университета за пожарную безопасность на объектах ФГБОУ ВО «БашГАУ» Саитов М.М.
По предписанию ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан ... от < дата > университетом не выполнены пункты 6, 7, 13 в связи с недостатком финансирования.
< дата > в ходе проведения внеплановой выездной проверки государственным инспектором ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в отношении ФГБОУ ВО «БашГАУ» составлен протокол об административном правонарушении по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением пунктов предписания от < дата > ....
< дата > университетом на запрос прокуратуры района направлено письмо за ... о необходимой сумме финансирования на выполнение мероприятий по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан за ... от < дата >. В указанном письме университет дополнительно сообщает, что пункты 2, 5, 8-12, 14-15 предписания ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан ... от < дата > в полном объеме не исполнимы, поскольку на их выполнение требуется значительные финансовые средства.
По результатам выездной проверки ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан с < дата > по < дата > в ФГБОУ ВО «БашГАУ» внесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от < дата > ..., значительная часть нарушений из которых по состоянию на < дата > устранены либо устраняются.
Однако, согласно письму ФГБОУ ВО «БашГАУ» для устранения нарушений, указанных в пунктах 3, 10 предписания от < дата > ... необходима дополнительная сумма финансирования в сумме 6 650 000 руб.
Так, в нарушение п.4.3.7 Приказа МЧС России от < дата > ... «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в общежитии ..., расположенном по адресу: бульвар Молодежи, ..., на путях эвакуации на первом этаже установлены металлические шкафы, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2 м.; в нарушение п.7.2 Приказа МЧС России от < дата > ... «Об утверждении свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» в учебном корпусе ... («Дворец молодежи»), расположенном по адресу: ..., зрительный зал без естественного освещения с массовым пребыванием людей, не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Проведенные ежегодные проверки ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан на предмет соблюдения требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности в ФГБОУ ВО «БашГАУ» показывают, что вышеуказанные нарушения университетом не устраняются на ежегодной основе.
Проверкой установлено, что руководством университета ежегодно направляются письма учредителю – Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о потребностях университета в дополнительных бюджетных ассигнованиях на реализацию мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации дополнительное финансирование на указанные потребности университета не выделяются, в связи с чем университет не имеет финансовых возможностей по устранению нарушений, выявленных ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
Пунктом 1.6 устава ФГБОУ ВО «БашГАУ» в качестве основной цели предусмотрена образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и научная деятельность.
Образовательное учреждение имеет в составе семь общежитий, которые предназначены для проживания обучающихся, сотрудников университета и иных лиц.
Длительное неустранение ежегодно выявляемых нарушений, указанных в предписании ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ... снижает уровень противопожарной безопасности образовательного учреждения, его учебных зданий и общежитий, как следствие, создает условия для возникновения пожарной ситуации, ставит в опасность жизнь и здоровье людей, что является недопустимым и нарушает права и интересы обучающихся и иных лиц.
Согласно п.1.2 устава ФГБОУ ВО «БашГАУ» университет находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, который осуществляет полномочия учредителя университета, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до университета субсидии на возмещение нормативных затрат на выполнение государственного задания, а также субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции и бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, осуществляет контроль целевого использования средств федерального бюджета, предоставления отчетности, выполнения задания по предоставлению государственных услуг.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и их учредителей.
Прокурор Советского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц просит суд обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выделить денежные средства ФГБОУ ВО «БашГАУ» на устранение нарушений, указанных в п.3, п.10 предписания ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ... в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать ФГБОУ ВО «БашГАУ» устранить нарушения законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, а именно устранить нарушения, указанные в п.3, п.10 предписания ОНДиПР по ... УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ... в течение четырех месяцев со дня выделения денежных средств.
Прокурор Ракша Ю.Е. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика ФГБОУ ВО «БашГАУ» Саитов М.М., Галяутдинова Г.И. просили отказать в удовлетворении иска, представили письменные возражения на уточненное исковое заявление в соответствии с которыми законность предписания ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ... университетом не оспаривается. По мере возможности, в том числе поступления финансовых средств, университет проводит мероприятия по обеспечению пожарной безопасности принадлежащих ему учебных корпусов и общежитий, в том числе устраняет в настоящее время замечания, указанные в предписании .... Решением заместителя главного государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору К.Н.В. № ... удовлетворено ходатайство университета о продлении срока исполнения предписания ..., предоставлен новый срок на устранение выявленных замечаний до < дата >. Полагают, что предписание ... носит само по себе обязательный характер и предполагает обязанность университета выполнить в срок до < дата > указанные в нем замечания по пожарной безопасности и не требует принятия дополнительного судебного акта.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела, представили возражение на иск указав, что частью 4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В случае удовлетворения исковых требований, исполнение решения суда должно осуществляться из средств учреждения. Согласно пп. «4в» п.2 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что учреждение имеет право осуществлять закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности. Из этого следует, что финансирование учреждения из средств федерального бюджета не является единственным источником, из которого могут быть произведены работы, указанные в предписаниях. Учреждение является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который обладает внебюджетными источниками доходов и в соответствии с ч.4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации несет самостоятельную финансовую ответственность, в том числе по основаниям, которые предусмотрены судебными решениями. Таким образом, отсутствуют основания для обязания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации профинансировать учреждение. Исполнение обязательств Минсельхоза России зависит от объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете Российской Федерации на соответствующий год и плановый период, и выделенных Министерству для направления в подведомственные образовательные учреждения. Соответственно, тот факт, что Минсельхоз России является учредителем ФГБОУ ВО «БашГАУ» и осуществляет в отношении учреждения полномочия главного распорядителя (получателя) средств федерального бюджета, не может налагать на Министерство дополнительных финансовых обязательств. Минсельхоз России как главный распорядитель средств федерального бюджета в полном объеме исполнил возложенные на него обязательства по доведению средств на иные цели до учреждения в рамках утвержденных и выделенных Министерству бюджетных ассигнований. В связи с ограниченным объемом бюджетных средств, выделяемых подведомственным Минсельхозу России образовательным организациям, ежегодно в рамках Госпрограммы на субсидии на иные цели, в Минобрнауки России, как ответственному исполнителю Госпрограммы, было направлено письмо от < дата > с просьбой о выделении дополнительного финансирования образовательным организациям в 2022 году в рамках субсидии на иные цели, в том числе на реализацию противопожарных мероприятий в объеме 1 489,1 млн. руб.
Минобрнауки России письмом от < дата > сообщило, что в рамках Госпрограммы дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены, источники для перераспределения отсутствуют. Также указало на готовность рассмотреть предложения Минсельхоза России о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях в установленном порядке с расчетами и обоснованиями при подготовке предложений к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Иных средств на данные цели, кроме выделенных, у Министерства нет. Самостоятельно распоряжаться средствами федерального казны, федерального бюджета по своему усмотрению Минсельхоз России не вправе. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещены о дате и месте рассмотрения дела.
Кроме того, участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.116, ч.2 ст.117, ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть поданное заявление в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся сторон.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из указанных положений закона не следует, что, в случае, если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, но при этом за данное нарушение предусмотрена административная ответственность, прокурор лишен возможности обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. При этом под нарушениями требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Судом установлено, прокуратурой Советского района г. Уфы во исполнение п.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от < дата > ... "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении противопожарной безопасности в образовательных учреждениях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности ФГБОУ ВО «БашГАУ», а именно должностными лицами университета не выполняются предписания должностных лиц пожарной охраны, выносимые ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые подтверждаются предписаниями ... от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата >.
По результатам выездной проверки ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан с 10 по < дата > в ФГБОУ ВО «БашГАУ» внесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от < дата > ..., значительная часть которых по состоянию на < дата > устранены за исключением пунктов 3, 10, что также было подтверждено в судебном заседании представителем ответчика ФГБОУ ВО «БашГАУ».
Так, в нарушение подп. «ж» п.7.2 Приказа МЧС России от < дата > ... «Об утверждении свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» в учебном корпусе ... («Дворец молодежи»), расположенном по адресу: ..., зрительный зал без естественного освещения с массовым пребыванием людей, не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре (пункт 3 предписания ... от < дата >); п.4.3.7 Приказа МЧС России от < дата > ... «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в общежитии ..., расположенном по адресу: ..., на путях эвакуации на первом этаже установлены металлические шкафы, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2 м. (пункт 10 предписания ... от < дата >).
Согласно письму ФГБОУ ВО «БашГАУ» для устранения нарушений, указанных в пунктах 3, 10 предписания от < дата > ... необходима дополнительная сумма финансирования в сумме 6 650 000 руб.
Указанные нарушения являются существенными, не устраняются на протяжении длительного периода времени (с 2015 года), нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что ФГБОУ ВО «БашГАУ» выявленные нарушения противопожарной безопасности на момент рассмотрения дела не были устранены, выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика ФГБОУ ВО «БашГАУ» о том, что предписание ... носит само по себе обязательный характер и предполагает обязанность университета выполнить в срок до < дата > указанные в нем замечания по пожарной безопасности и не требует принятия дополнительного судебного акта суд находит необоснованными.
Сам факт наличия выявленных нарушений правил пожарной безопасности установлен судом и ответчиком в судебном заседании не оспаривается.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено, что на протяжении продолжительного периода времени с < дата > года ответчиком допускается нарушение прав неопределенного круга лиц, создается угроза для жизни и безопасности людей, в связи с чем прокурор обоснованно обратился с настоящим иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Более того, из материалов дела следует, что < дата > и < дата > в общежитиях университета ... и ... соответственно произошли пожары.
Несмотря на то, что предписание органов государственного пожарного надзора обязательно к исполнению, оно в отличие от судебного акта не может быть исполнено в принудительном порядке. Способы защиты прав в порядке деятельности надзорных, контролирующих органов и в гражданско-правовом порядке не являются взаимоисключающими. Внесение предписания об устранении нарушений пожарной безопасности в сроки, установленные должностным лицом надзорного (контролирующего) органа, не может являться основанием для отказа защиты прав в порядке гражданского судопроизводства. Право прокурора на обращение в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц не ставится в зависимость от наличия предписаний об устранении нарушений указанных прав и интересов, выданных иными лицами или государственными органами. Полномочия прокурора, вытекающие из Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не обусловлены наличием или отсутствием данных обстоятельств.
Согласно п.1.2 Устава ФГБОУ ВО «БашГАУ» университет находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющего полномочия учредителя университета, который в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до университета субсидии на возмещение нормативных затрат на выполнение государственного задания, а также субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции и бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, осуществляет контроль целевого использования средств федерального бюджета, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных услуг.
Согласно пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пп. 2, 3 п. 3 этой же статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а потому в случае удовлетворения иска к основному должнику в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание или возложение соответствующей обязанности с (на) главного распорядителя бюджетных средств при недостаточности лимитов бюджетных обязательств.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, возложение обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с устранением нарушений законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Доводы ответчика Министерства сельского хозяйства Российской Федерации отклоняются судом, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и не являются основанием для освобождения ФГБОУ ВО «БашГАУ» от исполнения требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Необходимость соблюдения ответчиком установленного бюджетным законодательством порядка получения денежных средств, за счет которых обеспечивается, в том числе, исполнение спорной обязанности, а также их целевого использования, не препятствует обязанию ответчика в судебном порядке совершить соответствующие действия.
В силу ч.1 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454) подлежит возложению обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства ФГБОУ ВО «БашГАУ» на устранение нарушений, указанных в п.3, п.10 предписания ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ..., на ФГБОУ ВО «БашГАУ» - в течении четырех месяцев со дня выделения денежных средств Министерством сельского хозяйства Российской Федерации устранить нарушения законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, а именно устранить нарушения, указанные в п.3, п.10 предписания ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ....
По мнению суда, указанные сроки для исполнения решения суда являются достаточными, разумными и обеспечивают соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Советского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет» об устранении нарушений законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений удовлетворить.
Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН ...) в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет» на устранение нарушений, указанных в п.3, п.10 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ....
Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный аграрный университет»(ИНН ...) в течении четырех месяцев со дня выделения денежных средств Министерством сельского хозяйства Российской Федерации устранить нарушения законодательства об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, а именно устранить нарушения, указанные в п.3, п.10 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Уфе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управление МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение составлено 16.09.2022.